Анонс журнала «Спецыяльная адукацыя» № 2, 2024
- В статье Н. Л. Жмачинской представлен анализ барьеров взаимодействия субъектов образовательного процесса, обоснована актуальность их изучения в условиях реализации принципа инклюзии в образовании. Выделены и охарактеризованы барьеры в разрезе учёта особой образовательной потребности обучающихся в поддержке развития опыта взаимодействия и общения, намечены направления деятельности по их устранению.
- Авторы О. А. Науменко и Д. В. Выхованец обосновали необходимость и значимость включения профилактики дискалькулии в коррекционно-педагогическую работу с воспитанниками с тяжёлыми нарушениями речи.
- Л. А. Чернышевич предлагает авторскую методику педагогической диагностики актуального состояния лексической стороны речи у детей с нарушением слуха раннего возраста.
Также в номере изложена Стратегия подготовки педагогических работников ресурсных центров инклюзивного образования.
З 1 студзеня 2024 г. галоўным рэдактарам часопіса «Спецыяльная адукацыя» прызначана доктар педагагічных навук, прафесар, дырэктар Інстытута інклюзіўнай адукацыі Беларускага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя Максіма Танка актуальных материалов и документов ВЕРА ВАЛЕР’ЕЎНА ХІТРУК. В связи с этим в журнале появится новая рубрика «Прафесійнае абмеркаванне».
Уважаемые читатели!
Перед вами первый номер журнала в 2024 году. Этот год в нашей стране объявлен Годом качества. «Спецыяльная адукацыя» не остаётся в стороне — нам предстоит совместная работа по обеспечению качества содержания нашего издания. Это возможно только при условии профессионального взаимодействия. Журнал является дискуссионной площадкой, обеспечивает профессиональную научную и методическую коммуникацию, обмен идеями, результатами исследований, методическими наработками, а также способствует внедрению новых научных разработок в практику обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.
Качество образования учащихся с особымипотребностями, в том числе с особенностями психофизического развития — это качество созданных условий в том учреждении образования, где обучается ребёнок, качество образовательного процесса, а также качество результата (сформированные академические и жизненные компетенции). Дети сегодня могут получать знания в разных учреждениях образования, выбирать разные образовательные маршруты. Именно поэтому разговор о качестве, механизмах и инструментах его обеспечения важен и актуален. Обеспечение подлинного качества обучения и воспитания детей в контексте принципа инклюзии в образовании зависит от профессиональной компетентности всех педагогических работников и администраций учреждений образования. Надеемся, что «Спецыяльная адукацыя» станет настольной книгой каждого педагога, поэтому в перспективе журнал ожидают определённые нововведения.
Настало время подумать об изменении названия издания и создании его логотипа. Новые подходы в образовании требуют разработки стратегических и концептуальных документов, создания нормативного правового обеспечения. Издание должно стать площадкой для широкого профессионального обсуждения проектов, актуальных материалов и документов. В связи с этим в журнале появится новая рубрика «Прафесійнае абмеркаванне».
Мы сохраним традиции журнала и продолжим на его страницах знакомить вас с результатами научных исследований в области обучения и воспитания детей разных категорий, формирования профессиональной культуры и компетентности всех педагогов в контексте принципа инклюзии в образовании, а также деятельности республиканских экспериментальных и инновационных площадок (рубрики «Вынікі даследаванняў», «Рэспубліканскія эксперыментальныя і інавацыйныя пляцоўкі»).
В рубрике «Метадычная скарбонка» продолжим делиться успешным опытом коррекционно-развивающей работы, практикой включения детей в образовательный процесс и взаимодействие со сверстниками.
Кроме того, мы представляем новые рубрики: «Інклюзія ў дадатковай адукацыі дзяцей і моладзі», «Пыталіся — адказваем», «Прафесійная адукацыя “асаблівых” навучэнцаў», «Гістарычны прафесійна-педагагічны дайджэст», «У фокусе ўвагі — сям’я».
Будем рады видеть всех неравнодушных педагогов в качестве авторов, участников обсуждения, читателей.
В. В. Хитрюк