Слова на ветер
- 01 июля 2019 12:20:30
- Отзывов: 0
- Просмотров: 1128
-
Словом можно утешить, но можно и обидеть… Ребёнок узнаёт о себе только со слов и поступков близких. Каждым обращением к ребёнку – словом, взглядом, интонацией, жестом, тоном голоса и даже молчанием – мы сообщаем ему не только о своём состоянии, но и об отношении к его личности.
Демотивирующие фразы:
• Нет!
• Не трогай!
• Мама сказала: нет!
• Ты меня слышишь!
• Сейчас же положи на место!
• Даже не думай, я всё вижу!
• Сколько тебе раз говорить: не сори здесь!
• Вот только попробуй ещё раз это сделать, я тебе всыплю по первое число!
• Так, я тебя предупредила!
• Ты только посмотри, что ты натворил!
• Вечно ты куда-то лезешь!
• Опять весь вымазался, грязнуля!
• Это надо делать не так!
• Лучше вообще не берись за это!
• Уйди от меня!
По результатам исследований установлено, что родители отчитывают детей дошкольного возраста в среднем около 55 раз в день и чаще изспользуя эти фразы. Неприятно, правда? Задумайтесь, как же ребёнок чувствует себя, когда слышит это в свой адрес.
Постоянная критика подрывает веру ребёнка в силы. У него развивается чувство вины и стыда, занижается самооценка, и он начинает верить в то плохое, что в гневе говорят ему люди, которых ребёнок любит.
Дети становятся отчуждёнными, недоверчивыми, скрытными, ленивыми, неуверенными в себе. Многим из них так и не удаётся избавиться от груза застарелых обид даже после того, как они сами становятся взрослыми. И жизнь их часто не складывается из-за ложного сознания собственной никчемности, которое им привили в детстве.
Взрослые часто бросают слова и не задумываются, что чувствуют в тот момент дети, не понимают, насколько важно в общении каждое слово.
Приведу в пример один случай. Трёхлетний мальчик вернулся с мамой из магазина. Он хотел помочь положить продукты в холодильник. При попытке это сделать мама сказала ему: «Не трогай! Разобьёшь! Сначала вырасти, а потом!..»
Обратите внимание: мальчик в таком случае думает, что его отталкивают, принижают, не нуждаются в его помощи, внушают, что он ни на что не способен. А мама хотела сделать как лучше: чтобы сын не разбил что-либо, не утруждался…
Но ведь можно было проявить терпение и уделить время ребёнку, чтобы он попробовал силы в неизведанном деле.
Родителям необходимо чаще поддерживать детей, чтобы они могли смело браться за любое дело, верили в свои силы, чувствуя себя защищёнными и любимыми.
Мотивирующие фразы:
• Ты моя гордость!
• У тебя всё получится!
• Ты самое дорогое, что у меня есть!
• Иди ко мне!
• Садись с нами!
• Чтобы ни случилось, я всегда рядом с тобой!
• Расскажи мне, что с тобой.
• Что бы мы без тебя делали?!
• Я радуюсь твоим успехам!
• Мне хорошо, когда ты рядом.
• Я рада тебя видеть.
• Мне нравится, как ты…
• Я по тебе соскучилась.
• А давай вместе!
Поддержать ребёнка можно не только словами. Взрослые редко используют возможность прикоснуться к чаду, особенно если он старше 5 лет. Считают, что взрослый, и поцелуи, объятия ему уже не нужны. Но, по мнению психологов, даже взрослому для нормального самочувствия и хорошего настроения необходимо определённое количество объятий, поцелуев, поглаживаний.
Если человек не дополучает положенной дозы ласки, он становится раздражительным, чувствует себя одиноким и никому не нужным. Если для взрослого человека так важны положительные эмоции, то для малыша они жизненно необходимы!
Посчитайте, сколько раз вы жалели ребёнка. Рекомендуется обнимать его несколько раз в день: четыре объятия необходимы просто для выживания, для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день, а чтобы ребёнок развивался интеллектуально надо приласкать его дюжину раз в день!
Воспроизводить чувства к ребёнку можно и без слов – жестами и мимикой лица, доверительно дотронувшись до его руки или плеча, шутливо взъерошив волосы, обняв, нежно погладив по волосам, спине… А также многое другое, что подскажут интуиция и любовь к ребёнку.
НАТАЛЬЯ ЛЕБЕДЕВА, педагог-психолог первой категории, ясли-сад № 6 г. Слонима
Пожалуйста зарегистрируйтесь