Роль семьи в психологической безопасности ребёнка
- 23 января 2019 10:37:56
- Отзывов: 0
- Просмотров: 2969
-
«Ключ к успешному воспитанию стоит искать не в сложных теориях, семейных правилах или запутанных формулах поведения, а в глубочайшем понимании и сопереживании своему ребёнку. Сочувствуя своим детям и помогая им справиться с негативными эмоциями, вы формируете взаимное доверие и привязанность. И только из чувства любви и связи, которую дети ощущают со своими семьями, могут родиться уступчивость, послушание и ответственность».
Как воспитать ребенка, сделать его счастливым, ответственным и открытым для всего мира?
Доказано, что человеческий характер и его поведение в значительной степени зависит от окружающей среды, в которой он воспитывался. Врожденные факторы не так важны, как социальные факторы. Социальные педагоги и психологи доказали, что семья оказывает первое и решающее влияние. Существует много определений, теорий, которые объясняют эту проблему недвусмысленным образом.
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи.
Семья – это основа, на которой растет будущий член общества. Шаблоны поведения и общения, взятые от матери, отца, братьев и сестер, других членов семьи, группы сверстников, с которыми встречается ребенок – решают, как будет развиваться его личность и каким человеком станет в будущем. Дети – умные наблюдатели окружающей среды, и ничто не ускользнет от их внимания. Родители и все члены семьи, с которыми ребенок общается ежедневно, должны контролировать свое поведение, чтобы не дать ребенку неправильные шаблоны и установки.
Внутрисемейная система и детско-родительские отношения влияют на формирование всех психических процессов ребенка, на развитие свойств личности, на его самосознание и самооценку. Именно внутрисемейные и детско-родительские отношения формируют выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение.
Удовлетворение потребностей в области психической безопасности ребенка на ранних стадиях его развития лежит на членах семьи. С момента поступления ребенка в дошкольное учреждение за психологическую безопасность ответственны все субъекты, с которыми ребенок встречается в новой образовательной среде, особенно воспитатели и помощники воспитателя.
Самым важным, с точки зрения влияния семьи на чувство психологической безопасности ребенка, являются родительские установки. Некоторые родители, в основном те, кто проецирует положительный родительский опыт своих родителей, преуспевают в том, чтобы воспитывать своих детей в атмосфере безопасности и уважения к личности. Важная роль семейного воспитания — влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
К сожалению, во время кризиса семейных отношений мы имеем дело с феноменом увеличения родительских ошибок, что вызывает психологическое чувство незащищённости у детей.
Факторы риска со стороны семейной системы здесь кроются не только в отсутствии тепла, должного внимания, в излишней требовательности, жесткости по отношению к ребёнку со стороны родителей или других взрослых членов семьи.
Наиболее распространенные родительские ошибки в отношении детей.
1. Чрезмерная зависимость от желаний ребенка, когда удовлетворение потребностей и желаний ребёнка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи. Негативным последствием такой системы семейных отношений могут стать нарушения в эмоционально-личностном развитии дошкольника, в частности, задержка возникновения и развития такого важного психического новообразования, как эмоциональная децентрация – способность воспринимать и учитывать в своём поведении состояния, желания, интересы других людей. Такое отношение родителя формирует эгоцентрическое и эгоистичное отношение ребенка к окружающим.
Специальные исследования доказали, что отсутствие эмоциональной децентрации, тесно связанной с эмпатией, к концу дошкольного возраста мешает установлению благоприятных отношений ребёнка в «детском обществе» (Усова А. П.) не только в учреждении дошкольного образования, но и в начальной школе. Это в последующем может стать одной из существенных причин школьной дезадаптации, негативно сказывающейся на психологическом здоровье ребёнка.
2. Применение слишком строгих методов воспитания. Возможности и способности ребенка не позволяют удовлетворить непомерные ожидания родителей. От ребенка требуется некритическое, беспрекословное подчинение всем требованиям своих родителей. В такой семье активность и инициатива ребенка подавляется. Естественно, что своё стрессовое состояние должно ребёнок должен каким-то образом снять, получить эмоциональную разгрузку. Обычно это происходит в детском саду. И тогда мы слышим фразу: «У нас таких проблем с ребёнком нет. Дома он себя так не ведёт, это золотой ребёнок и т.д.»
3. Неблагоприятной ситуацией, которая влияет на чувство психологической безопасности ребенка, является изменчивость, нестабильность в поведении и отношении родителей к ребенку – непостоянство, несогласованность требований у членов семьи, неустойчивость, разные реакции на одну и ту же ситуацию и т.д. Ребенок быстро узнает слабые стороны родителей и учится адаптировать свое поведение к их реакциям – вспышкам гнева или раздражающей любви. Ребёнок учится избегать как наказаний, так и нежности, поскольку он рассматривает обе формы поведения только как временную форму отношения своих родителей. Ребенок, без четко определенных требований, не может отличить хорошее поведение от плохого, добро от зла, он всегда будет подстраиваться под ситуацию и пытаться избежать неприятностей со стороны меняющихся родителей. Как следствие таких семейных отношений в детстве приводит во взрослой жизни к тому, что человек, воспитанный таким образом, обычно циничен и не признает никаких авторитетов.
4. Чрезмерная требовательность и контроль, также является распространенной ошибкой. Это приводит к слишком большому вмешательству в свободу ребенка во всех сферах его развития, в частности, ограничивает креативность, изобретательность и инициативу.
Такое воспитание обычно приводит к ограничению независимости ребенка и недостатка жизненной изобретательности даже в самых простых ситуациях. Ребенок, воспитанный таким образом, чаще всего воспринимается как лихорадка, что вызывает у него разочарование, низкую самооценку, отсутствие веры в собственные способности и, следовательно, может привести к отторжению и изоляции от группы его сверстников. И это серьезные последствия того, что не были удовлетворены потребности в психологической безопасности в раннем детстве.
5. Для психологической безопасности ребёнка значим не только состав семьи, но и доминирующий характер взаимоотношений в ней. Негативно влияют на него конфликтные взаимоотношения между родителями, роль которых часто недооценивается. Между тем, они вызывают глубокий внутренний конфликт ребёнка, который может привести к развитию невротических симптомов (энуреза, приступов страха, фобий), к нарушению половой идентификации; у некоторых детей на этой основе появляется боязливость, робость, склонность к покорности, депрессивному состоянию (Фигдор Г. и др.).
В дошкольном возрасте развитие характера ребенка в какой-то степени зависит от его собственной деятельности. Дошкольный период – это время, когда формируется основа для развития чувств и воли. Способность справляться с неудачами и адаптироваться к трудным ситуациям, также важна для формирования личности ребенка.
К сожалению, многие родители склонны к чрезмерной опеке, демонстрируя немедленное устранение всех трудностей в жизни ребенка и удовлетворение всех прихотей. Это влияет на формирование психологического иммунитета ребенка и может в будущем стать причиной серьезных нарушений в случае даже незначительных жизненных трудностей.
Крайне важно знать, как действовать в соответствии с потребностями психической безопасности ребенка.
Роль дошкольных учреждений и всех сотрудников, оказывающих значительное влияние на воспитание и развитие детей, заключается в соблюдении правил психической безопасности воспитанников.
Педагоги и специалисты должны просвещать родителей о последствиях неудовлетворения потребности в психологической безопасности детей. Это непростая задача, так как многие родители считают, что им не нужна помощь. Мало того, когда им указывают на ошибки, они либо удивлены, либо смущены, либо возмущаются, что сами решат, как правильно воспитывать своих детей.
Никто не ставит под сомнение право родителей принимать решение в выборе форм и методов в воспитания детей. Основная задача учреждения дошкольного образования – это сотрудничество с семьёй в целях воспитания всесторонне развитой личности ребёнка. Семья, наравне с дошкольным учреждением, несёт ответственность за обеспечение безопасных образовательных условий, в первую очередь за создание условий, способствующих полноценному развитию ребенка.
Немногие родители готовы участвовать, например, в обучении, дающем профессиональную компетентность быть настоящим воспитателем своего ребенка.
Наталья Ивановна Стельмах, бакалавр педагогических наук, педагог-психолог высшей квалификационной категории, ГУО «Ясли-сад № 161 г. Минска»,руководитель МО педагогов-психологов Ленинского района г. Минска
Пожалуйста зарегистрируйтесь