Родительство - как ресурс психологического здоровья ребенка

  • 21 января 2019 11:34:43
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 277
  • 0

Родительство является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической характеристикой каждого человека. Особенности выполнения родительской функции отражаются на качестве формирования новых поколений, во многом способствуют личному счастью человека, обеспечивают «бессмертие». Относительно социальной роли родительства, можно сказать, что будущее общества – это сегодняшнее состояние родительства.

Одна из первых публикаций, в которых прямо указывается на необходимость изучения родительства как такового (parenthood), – статья «Переход к родительству» А.С. Росси – вышла в 1968 г. Ее автор прямо указывает на недостаточность исследований, посвященных проблемам родительства, а затем описывает особенности современной ему социокультурной ситуации, которая характеризуется следующими чертами: социальное порицание отказа от деторождения, сдвиг вступления во взрослость с факта заключения брака к появлению ребенка, неподготовленность к появлению ребенка и отсутствие ясных признаков успешного родительства. То есть уже почти полвека назад ставились вопросы о противоречивости отношения общества к родительству: индивид не вправе принимать собственное решение и остается невзрослым, пока не станет родителем, с одной стороны, но лишен однозначных указаний, как «превратиться» в хорошего родителя и как им быть, – с другой.

Э. Берн отмечает, что в принятии решений, особенно в эмоциональных ситуациях, участвуют бессознательные установки, заложенные еще в детстве людьми, любовь которых ребенок боялся потерять. Ведь чтобы стать в свое время счастливым супругом и родителем, необходимо научиться любить, заботиться, опекать любимых, жертвуя чем-то и не ожидая немедленного наказания. Это доступно только тем, кто в детстве испытал подобное отношение родителей к себе. Дети, воспитанные без отца или плохо исполнявшими свою роль родителями, утверждает  Э. Берн,  будучи взрослыми, испытывают трудности в принятии решений, особенно относительно проблемы – как сохранять любовь других людей.

Воспринятый социальный опыт семейных отношений в некоторых случаях оказывает противоположное действие: повзрослев и осознав негативные явления в родительской семье, человек, желающий создать свою собственную семью, отказывается воспроизводить отрицательный сценарий семейных отношений. Так же отметим, что социальная ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается с постижения «образа семьи».

Освоение ребёнком социального содержания семейной жизни связано с формированием у него высокого уровня эмоциональной отзывчивости к близкому человеку, к его эмоциональному состоянию как специфическому компоненту социального окружения. Это, в свою очередь, зависит от характера детско-родительских отношений в семье, которые во многом определяют степень эмоционального благополучия или неблагополучия ребёнка.

Между тем семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношения «родители – ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей, что объективно может способствовать формированию у детей образа семьи. В этом отношении ценно и то, что семья, как правило, состоит из представителей различных возрастных, половых, профессиональных групп. В исследованиях отечественных педагогов (И.В. Бестужев-Лада) выявлена возможность включения детей в жизнь семьи путем приобщения  к  трудовой  деятельности, участия в подготовке семейных праздников, совместном досуге, Ученые подчеркивают необходимость воспитания у детей умения  быть внимательными, заботливыми, понимать настроение близких. А воспитание таких качеств – это и есть подготовка детей к жизни в обществе, к выполнению в будущем функций родителей.
То есть, формирующийся «образ семьи» имеет значение как для периода детства, определяя эмоциональное самочувствие ребенка в собственной семье, восприятие детско-родительских отношений, развитие качеств будущего семьянина, так и позже для взрослого человека, готового создать собственную семью с ориентацией на сложившийся «образ семьи».
Выполненное нами психолого-педагогическое исследование показывает, что у детей дошкольного возраста уже складываются первые детские представления о родителях и их значении, функциях в жизни ребенка.

Детям старшего дошкольного возраста было предложено ответить на вопросы беседы в ходе, которой были выявлены содержательные, конструктивные представления детей о родителях и их функциях в семье.

Было выявлено, что у детей формируется представление о родительских функциях в процессе взаимодействия с родителями в повседневной жизни, из ответов детей понятно, что дети представляют родительство, как набор конкретных действий по отношению к ребенку (46,5%). Реже дети выделяют эмоциональную основу в качестве критерия родительства, что связано с началом понимания эмоций и чувств, других людей (32,5%). Так же достаточно высокий показатель детей, которые не понимают смысла родительства (21%), что говорит о фрагментарном и стихийном формировании социальных представлений о родительстве.

В целом ответы детей соответствуют их возрасту, так как мышление дошкольников функционирует лишь на наглядной основе в форме различных образов. При этом его специфика состоит в выделении существенных параметров объектов и их соотнесении.

Так же было установлено, что 49% детей в качестве главных обязанностей родителей представляют реализацию бытовых и материальных благ ребенка (готовить еду, кормить, покупать еду, одежду, игрушки, ухаживать (лечить, мыть, стирать одежду) за детьми), 28% детей в качестве основной деятельности родителей выделяют эмоционально-нравственное взаимодействие с ребенком (заботится воспитывать, учить, любить). 19,5% детей в качестве обязанностей родителей отмечают работу. 3,5% детей не знают что должны делать родители.

Данные результаты указывают на то, что у детей формируется потребительское отношение к родителям, так же отметим, что у детей формируется представление о том, что взрослый должен ходить на работу, что бы обеспечить те самые материальные блага. В свою очередь уровень представлений о значимости семейной любви и заботы существенно ниже. Данную проблему в своих работах затрагивал И.А. Хоменко, он говорил о том, что у дошкольников необходимо формировать установку на семейные ценности, для того что бы в дальнейшем не потерять целое поколение.

Так же мы спросили у детей, как можно узнать родителей, и попросили их описать. 18% ответов детей выделяют социальные признаки родителей в описании (взрослые, у всех одна фамилия), 36% опираются на внешние признаки и функции, 25% – на внутренние функции (хорошие, добрые), 21% – тех, у кого социальные представления не сформированы.
На наш взгляд 21% отсутствий ответа это негативная тенденция – не сформированы общие социальные представления о родителях. Об этом говорит и то, что много категорий в которых указываются несущественные признаки (умные, сильные, необычные и т.д.).

На вопрос о том, могут ли чужие дядя и тетя быть лучше папы и мамы? 40 детей (95%) ответили, нет, и аргументировали, свой ответ тем, что чужие, злые, опасные, не будут заботиться, не любят, у них может быть пистолет. Положительно ответили лишь 2 ребенка(5%)  и не смогли пояснить, почему они так думают.

Предпочтение своих родителей  другим людям является адекватным поведением для детей данного возраста, характеризует в целом отношения в семьях как позитивные, свидетельствует о положительных условиях для протекания социализации ребёнка. При этом исследования (А.Д. Кошелева, Е.А. Панько, В.И. Перегуда,  Г.А. Свердлова, Е.П. Чеснокова и др.) говорят о том, что стабильное позитивное эмоциональное состояние ребенка в семье является основой опосредующей формирование мировоззрения, отношения к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации.
Все дети хорошо представляют состав своих семей: уверенно перечислили всех членов своей семьи живущих с ними вместе и если, кто-то проживает отдельно, но все равно является частью их семьи. Проанализировав ответы детей, полученные в ходе беседы можно сказать, что дети из разных типов семей не имеют существенных различий в представления о родителях. Это можно объяснить высокой занятостью родителей и прародителей, что подтверждается также и исследованиями Поливановой К.Н., которая указывает на то, что в семьях с работающими родителями сокращается время, проводимое с детьми.

Таким образом, полученные ответы детей позволяют нам говорить  о том, что у детей сформирован определенный набор знаний о родителях и их значении для каждого человека. Дети опрошенных групп знают функции и значение папы и мамы в семье. В ответах мальчиков и девочек не прослеживалась ярко выраженная дифференциация по каким-либо вопросам.
Отметим, что у детей сложились устойчивые конкретные представления о семье, ее членах и их видах деятельности. Но представления о личностных качествах родителей и нравственной ценности семьи поверхностные и практически не подкрепляются личностным примером родителей.

Беседа с детьми подтвердила одну из основных проблем современной семьи, это высокую занятость родителей. В связи с тем, что у занятых родителей не достаточно времени для общения с ребенком искажается и нарушается освоение ребенком многообразных культурных ценностей семьи. Замедляется личностное развитие ребенка, так как дети перестают быть включенными в совокупность межличностных отношений в семье.

По мнению Д. Элкинда, постсовременная семья становится «проницаемой», более уязвимой для влияний извне. Раньше воспитание детей было одной из основных ценностей для семьи. Ценностью детства опосредовалась организация семейной жизни, воспитание входило в организацию всей жизни как приоритетное направление в конкуренции с работой матери или отца. Такая семья обеспечивала детство как устойчивое, воспроизводимое, защищенное и обеспечивающее воспроизводство.

Современная семья в значительной  мере  предоставляет возможности родителям замещение своих традиционных функций: строить свою карьеру (и перекладывать уход за детьми на платных профессионалов); не продолжать неудачный брак, жить с нестабильным партнером, соединять детей от разных браков, и т. д. Это затрудняет закрепление позитивного образа семьи у детей, делает  взросление в условиях неопределенных правил и  границ  сложной задачей.

О.В. Леганькова
А.А. Сахаревич

 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь