Рационально – актуально!

  • 19 декабря 2018 12:32:12
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 801
  • 0

Правильно организованный режим дня – основа здорового образа жизни. Он определяется рациональным чередованием различных видов деятельности и отдыха и способствует сохранению работоспособности в течение дня.

В условиях возрастания темпа жизни ускоряется, так сказать, износ знаний, устаревает множество профессий. Быстрое развитие науки и совершенствование техники требует систематического обучения, затрат и времени на непрерывное образование. Поэтому современный стиль жизни предъявляет повышенные требования к внутренним ресурсам человека, его физическому и психическому здоровью. Повышается риск биосоциальной аритмии – рассогласованности природных и социальных ритмов жизни, что является источником болезней.

Несоблюдение режима дня подростком приводит к серьёзным отклонениям его здоровья, нарушению функций систем органов, отставанию в физическом развитии, неврозам. Соблюдение правильно организованного режима дня создаёт условия не только для формирования хорошего физического и психического здоровья молодого организма, но и для выработки полезного поведенческого стереотипа – привычки соблюдать определённый режим труда и отдыха.

Простое соблюдение режима повышает сопротивляемость организма неблагоприятным факторам: нормализует пищеварение и сон, облегчает переход от активности к покою и наоборот, повышает устойчивость к воздействию стрессогенных факторов, дисциплинирует и одновременно облегчает жизнь. Соблюдение режима – важнейшее правило поведения, сберегающее здоровье.

Привычка соблюдать правильный режим дня не складывается сама по себе и требует от взрослого человека волевых усилий. Детям и подросткам в данном вопросе необходима помощь и поддержка старших.

Учебные занятия в школе и дома должны сопровождаться динамическими паузами: выполнением физических упражнений, играми. Смена видов деятельности снимает усталость и восстанавливает работоспособность. 

Работоспособность человека в течение дня меняется. Наибольшая активность в периоды с 10.00 до 13.00 и с 16.00 до 20.00. 

Во время любой работы необходимо делать перерывы по 10–15 минут. Ведь кратковременный отдых способствует снижению развивающейся в процессе труда усталости. 

Также не стоит забывать и об обеденном перерыве. Питание должно быть сбалансированным и рациональным по составу и осуществляться в строго определённое время в соответствии с возрастными особенностями учащихся – 3–4 раза в день.

Рекомендуется приучать детей и подростков вставать и ложиться в одно и то же время. 

Ужинать необходимо за 1,5–2 часа до сна. Перед сном следует исключить усиленную умственную работу или возбуждающие игры, проветрить помещение. 

Обязателен весь комплекс процедур вечернего и утреннего туалета: чистка зубов, умывание, уход за волосами.

Правильная организация режима дня предполагает обязательное пребывание школьников на свежем воздухе в течение 1,5–2 часов. Это могут быть прогулки, активные спортивные игры и другие физические упражнения. Их следует проводить после занятий в школе, чтобы восстановить работоспособность – умственную активность для выполнения домашних заданий.

Активный отдых может продолжаться в пределах полутора часов. При превышении этого времени и интенсивной нагрузке работоспособность падает. Поэтому-то продолжительные спортивные игры не снимают переутомления. Выполнение домашнего задания потребует от учащегося больших усилий.

 Время после ужина должно проходить в спокойной обстановке и использоваться в соответствии с индивидуальными интересами учащихся: просмотр кинофильмов (но без сцен ужасов), чтение художественной литературы или непродолжительные прогулки перед сном. 

Смена деятельности может выражаться и в активной помощи по дому.

При соблюдении правильного режима дня важно обеспечить не только необходимую продолжительность сна, но и его глубину. Этому способствует выполнение всех процедур вечернего туалета.

Современные технические устройства (мобильные телефоны, смартфоны) могут оказывать отрицательное влияние на функциональное состояние учащихся. Исследование, проведённое под руководством Расселла Джонсона в Региональном бизнес-колледже Мичиганского университета, показало: у тех, кто использует смартфоны после 21 часа для того, чтобы ответить на электронные письма или закончить текущую работу, плохой сон. 

Использование смартфона влияет и на уровень энергии утром, что может ухудшать работоспособность. Учёные выяснили, что именно смартфоны, по сравнению с ноутбуками или телевизорами, имеют наиболее негативное влияние на качество сна и энергичность. Это связано с тем, что смартфоны излучают так называемый голубой свет, который является наиболее разрушительным.

В настоящее время процесс обучения характеризуется усвоением большого объёма информации в короткие сроки, технизацией занятий, частыми инновациями педагогической деятельности.

В то же время студенты и школьники зачастую не придерживаются здорового образа жизни в период обучения. Безусловно, это не может не сказаться на их психоэмоциональном, психофизическом и физическом состоянии, работоспособности и успеваемости.

Не менее важно правильно выбрать профессию, опираясь на индивидуальные способности и возможности. Ведь интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, практически не вызывая усталости.


КРИСТИНА ПОШЕЛЮК, врач-терапевт 11-й городской поликлиники. Минска 

 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь