Мир реальный и виртуальный: как достичь равновесия?

  • 21 декабря 2018 14:52:26
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 324
  • 0

Компьютер – венец человеческой мысли ХХ века. На него возлагаются надежды на грядущие успехи человечества в новом тысячелетии. Как же это отражается на молодом поколении, которое и будет достигать их? С какого возраста мозг ребёнка готов освоить самый совершенный процессор? И главный вопрос, который будоражит родительские умы: компьютер для ребёнка – это вред или польза?

Приоритеты родителей меняются: дети всё чаще получают в подарок не кукол и машинки, а электронные игрушки и диски с развивающими программами. Теперь двух-трёхлетки рисуют, знакомятся с цветами и формами и собирают пазлы, используя обучающие компьютеры серии «Умка», приставку (клавиатуру) «Комфи» с яркими кнопками и вполне взрослые ноутбуки.

А в чём, собственно, проблема, если ребёнок охотно играет и заодно познаёт компьютерную грамоту?

«Дело в том, что компьютерные технологии рассчитаны на взрослый мозг, – объяснил психиатр и психоаналитик Серж Тиссерон (Serge Tisseron). – У ребёнка мозг только формируется, он ещё не в силах одновременно познавать мир реальный и виртуальный».

Когда родители позволяют ребёнку пользоваться компьютером, они должны учитывать следующее. Прежде всего, необходимо дождаться нужного момента. 

До трёх лет ребёнку необходимо трогать, нюхать, ощупывать, то есть активно стимулировать все пять органов чувств. 

До шести лет – осваивать разнообразные действия и манипуляции с предметами: раскрашивать, вырезать, лепить, шнуровать, собирать мозаику... Мелкая моторика активизирует связи между различными зонами мозга.

После шести лет худшие враги для ребёнка – скука и ничегонеделание. Поэтому необходимо удостовериться в том, что он умеет играть и занимать себя при выключенном экране.

Положительные аспекты

Следует понимать, что работа на компьютере может принести большую пользу в процессе обучения ребёнка. 

В компьютере информация подаётся динамично, красочно, текст сочетается с картинками и графиками, используется мультипликация, происходит воздействие цветом и звуком, задействуется много ассоциативных связей. Всё это положительно влияет на эмоциональную и волевую сферы психики ребёнка, стимулирует подвижность высшей нервной деятельности, развивает внимание и точность. Мозг освобождается от рутинной работы, которая отнимает много времени, и за счёт этого творческий процесс интенсифицируется. 

Ещё один из положительных аспектов, связанных с использованием компьютера в процессе обучения, – это изменение отношения к своим ошибкам. Вместе с тем страх совершить ошибку парализует творчество, стремление осваивать новое. Найдя какие-то стандартные решения, ребёнок перестаёт искать новые варианты, так как ошибки сопровождаются негативными эмоциями.

В условиях общения с компьютером ошибки легко исправляются и вообще начинают выполнять положительную функцию: они не дают сбиться с правильного пути. Именно так относятся к ошибкам творчески одарённые и целеустремлённые натуры. В реальности быстро провести коррекцию ошибки часто не удается, потому что последствия совершаемых ошибок проявляются через большие отрезки времени (двойка за контрольную). Компьютер же организует быстрый контакт с ошибками, и в этих условиях они не несут унизительных последствий.

Отрицательный момент – привыкнув к лёгкости в исправлении ошибок в работе с компьютером, ребёнок может перенести эту привычку на жизнь и приобретёт склонность необоснованно рисковать и вести себя безответственно.

Логические и стратегические игры, использующие национальный колорит, исторические события, способствуют развитию творческих способностей, знакомят с традициями народов и разными культурами.

Отрицательные аспекты

Проблема «зависания в компьютере». При игре на компьютере происходит настолько сильная концентрация внимания человека на действии, происходящем на экране, что развивается своеобразный транс и теряется ощущение реального времени. И тогда ребёнок, так сказать, зависает и по несколько часов не может оторваться от экрана. При частом повторении подобных ситуаций возникает угроза возникновения компьютерной зависимости.

Бессознательное отношение к насилию. Если используются низкопробные игры, сюжеты которых включают только погони и убийства, где в роли жертв выступают люди, то может резко снизиться психологический барьер на подобные поступки. В виртуальном мире существует виртуальная ответственность. Когда подобные игры используются часто и подолгу, такое отношение к насилию становится бессознательным и может резко снизить ответственность ребёнка при совершении определённых проступков в реальном мире. 

Проблема общения. Для нормального психического и социального развития ребёнку необходим опыт общения с людьми – это является основой понимания других людей, себя, своего места в мире и самого мира. Общение должно быть длительным и разнообразным. Мы знаем, что для нормального развития организму нужны жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. Психика же нуждается в общении с людьми разного пола и возраста, разных социальных групп и национальностей. Много ли калорий и витаминов получит голодный человек, посмотрев так называемую вкусную телепередачу? В таком же положении оказывается психика ребёнка, чьим единственным другом является компьютер.

Медицинский аспект. При длительной работе за компьютером перегрузку испытывают зрение, позвоночник, некоторые группы мышц спины, мышцы рук, происходит переутомление, а при многочасовой работе и истощение нервной системы.

Чтобы избежать этих негативных последствий, старшеклассникам необходимо делать 10–15-минутные перерывы каждые 45 минут. А для младших школьников работа на компьютере не должна превышать 30–40 минут в день.

Профилактические меры

Так же как родители заботятся о качестве питания ребёнка, им следует заботиться и о качестве потребляемой ребёнком «компьютерной продукции». 

Необходимо приучить ребёнка к обучающим и развивающим играм, не допускать использование низкопробных игр и следить за временем, которое ребёнок проводит за компьютером.

Договориться о расписании. 

До семи лет видеоигры необходимо дозировать: не чаще четырех раз в день по 15 минут. Но будьте внимательны: некоторые из них могут длиться гораздо дольше. Поэтому иногда можно разрешить сыну или дочери играть два-три раза в неделю, но дольше, чем обычно – по полчаса в день.

Обсуждать каждый сеанс. 

Представьте, что ваш ребёнок вернулся с детского праздника. Конечно же, вам захочется узнать, что там происходило, с кем он играл. Так же и с компьютером: расспрашивайте сына или дочь о том, что он делал, каких персонажей узнал, какие чувства новая игра у него вызвала.

«Компьютерные программы и игры, разработанные специально для детей, тренируют их внимание, память и координацию, – уточнил детский нейропсихолог Николай Воронин. – Но они не развивают ни эмоциональную сферу, ни речь. Только общаясь со взрослыми, рассказывая им о чувствах и переживаниях, он учится понимать себя и осознавать мир – реальный и виртуальный».

Правило «3–6–9–12»

Родителям важно запомнить простое правило:

до 3 лет никакого компьютера;

до 6 лет никаких приставок;

до 9 лет никакого интернета;

до 12 лет пользоваться интернетом вместе со взрослым.


АЛЕКСАНДР СИЗАНОВ

 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь