Логопедическая ритмика для малышей

  • 11 июля 2019 12:07:17
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 1075
  • 0

Давно замечено, что движение улучшает жизнь. Если устал – сделай зарядку и почувствуешь бодрость и прилив сил. Чувствуешь нервное истощение – пробегись или прогуляйся по парку. Сразу наступит успокоение. Движение – это жизнь! Многие дефектологи утверждают: если речь детей сопровождать двигательной активностью и пением, можно улучшить развитие речевых процессов. Это направление в логопедии называется логопедической ритмикой.

Зачем это нужно

Занятия по логопедической ритмике полезны и для физического развития. Улучшаются интеллектуальные способности, производящие положительный эффект на постановку речевого аппарата. При этом укрепляются мышцы тела, вырабатывается чувство равновесия, выносливость, малыш учится быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, формируется правильная осанка. Однако основное предназначение логопедической ритмики – активизация и коррекция речевых процессов.

Занятия по логопедической ритмике для малышей способствуют формированию правильного дыхания в момент проговаривания звуков, слогов, словосочетаний. Малыш учится перевоплощаться и двигаться под выбранный темп, что помогает ему развить творческие умения и способности. Логопедическая ритмика может успокоить гиперактивного малыша и, наоборот, расшевелить медлительного.

Занятия по логопедической ритмике не имеют возрастных ограничений. Даже ритмичное шагание с новорожденной крохой на руках и декламирование при этом стихотворения уже считается логопедической ритмикой.

Актуальность логопедической ритмики

Сегодня методики раннего развития малышей востребованы. Ими увлекаются большинство родителей. Основное направление – интеллектуальный рост ребёнка.

Родители с пелёнок знакомят детей с цифрами и буквами. Это приводит к тому, что головной мозг отвлекается на формирование центров, ответственных за навыки письма, чтения и умение считать. При этом недостаточно развиваются психомоторные возможности головного мозга, а их восполнить в будущем практически невозможно.

Это не говорит о том, что методики раннего развития вредны или небезопасны. Они имеют право быть, но при этом родители не должны забывать о внедрении в занятия упражнений по логопедической ритмике. Проводя её дома или в детском саду, вы позволяете крохе гармонично развиваться в соответствии с его возрастом.

Где проводить занятия по логопедической ритмике

Чтобы заниматься с малышом, необязательно проводить занятия только в детском саду. Логопедическая ритмика тем и хороша, что она может легко применяться в домашних условиях.

При этом нужно проконсультироваться с дефектологом, чтобы знать, какие упражнения выполнять, на что обратить внимание, если у малыша действительно серьёзные нарушения в речевом развитии.

Однако малышу намного интересней повторять упражнения вместе с другими детьми, к тому же это дополнительная социализация ребёнка.

Логопедическая ритмика для 2–3-летних малышей

Словарный запас детей в таком возрасте достаточно широк. В возрасте 2–3 лет речевое развитие весьма интенсивно. Дети быстро учатся и схватывают любой материал. Именно на стимулирование правильного развития речевого аппарата, формирование связной речи направлены занятия по логопедической ритмике. Упражнения для детей 2–3 лет должны проходить задорно и весело, вызывать интерес и желание их повторять.

Маршировка

Одно из первых упражнений. Его основная задача – научить координации движений конечностей, усвоить понятия «лево» и «право».

Артикуляция

Основа этих занятий – правильное дыхание и голос. Всё внимание направлено на выразительность речи, высоту и силу голоса малыша. Артикуляция помогает исправить неверное произношение звуков, правильно развить мышечную группу речевого аппарата. Тексты стихотворений, используемые на занятиях, содержат звуки, которые нужны для развития именно в этот период.

Счёт

Подразумевает повторение цифрового ряда в определённой последовательности. Считалки способствуют запоминанию счёта первого десятка.

Внимание и память

Занятия по логопедической ритмике содержат стихи, которые подразумевают различные движения к каждой из строк. У детей 2–3 лет развивается умение быстро переключаться от одного действия к другому. Эти весёлые упражнения очень нравятся малышам, поскольку здесь можно проявить свою творческую сущность, изображать разных животных, предметы.

Мимические упражнения

Играют значительную роль в развитии речи у ребёнка с 2 лет, которые имеют проблемы. Стихи позволяют малышам «покривляться».

Пальчиковые упражнения

Их также называют занятиями на развитие мелкой моторики рук. Начинают с кистей, которые кладутся на стол и поочередно меняют своё положение (ладошками вверх, на ребро). После усвоения этого комплекса переходят ко второму этапу: повторение под стихотворный ритм. К ним относятся потешные стишки про «ладушки» или «сороку-белобоку». Дети любят такое времяпрепровождение.

Родители могут и сами придумать занятия, которые будут выполняться под музыку или под чтение стихотворения.

Многие педагоги уделяют особое внимание именно ритмическому воспитанию речи у малышей. Упражнения в возрасте от 3 лет могут проводиться в течение получаса. Это пальчиковые и подвижные игровые комплексы. Чем старше ребёнок, тем сложнее должен быть комплекс упражнений. Несмотря на простоту проведения, занятия по логопедической ритмике имеют ряд правил, которых необходимо придерживаться.

Логопедическая ритмика для детей от 3 лет включает:
•    хождение с изменением направления;
•    упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
•    пение;
•    упражнения на развитие речевого аппарата;
•    упражнения на развитие мелкой моторики.

Упражнения основываются на повторении движений за взрослым. Нет необходимости в разучивании всего речевого материала. На первых занятиях взрослый сам проговаривает стихотворение или поёт песенку, сопровождая это движениями. Задача ребёнка – повторить движения и постепенно подхватывать слова из текста. Спустя несколько занятий малыш будет безошибочно повторять все словосочетания в необходимом ритме.

Занятия должны быть разнообразными: как лёгкими, так и сложными. Подбирать их нужно в соответствии с возрастом. Так, для занятий с ребенком 2–3 лет можно использовать стихи Агнии Барто. Они легки для понимания и усвоения. С 5 лет идеально подойдут стихотворения Корнея Чуковского.

Логопедическая ритмика – это занятие, которое должно проводиться не более двух раз в неделю. Для детей, страдающих заиканием, количество занятий увеличивается до 4 раз в неделю. Лучшее время – вторая половина дня. Старайтесь, чтобы детям было интересно. Вовлеките в работу любимые игрушки, яркую одежду, картинки, всех членов семьи. Не стоить начинать, если малыш не в настроении. Подберите удобное время. Все упражнения повторяются по нескольку раз, пока их выполнение полностью не будет освоено. Необходимо правильно подбирать и музыкальное сопровождение.

Занятия имеют гибкую структуру, поэтому нужно подстраиваться под ребёнка. Если у малыша что-то не получается или тяжело даётся, задание нужно упростить. Если возникают трудности в произношении того или иного звука, следует уделить внимание именно этим упражнениям.

Не бойтесь, экспериментируйте! Важно соблюдать основную характеристику – единство музыки, движения и речи.

СВЕТЛАНА ГУЛЕЦКАЯ, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории санаторного яслей-сада № 388 г. Минска


 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь