Эмоциональное игнорирование в детстве. Как оно влияет на качество взрослой жизни?

  • 08 января 2019 16:34:23
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 323
  • 0

Лиза всю жизнь чувствовала, что отличается от других и постоянно боролась за построение отношений с семьёй, друзьями и бывшими партнёрами. Для окружающих она казалась отстраненной и непонятной. Она часто ощущала себя потеряной и старалась справиться с различными жизненными ситуациями просто игнорируя их, пытаясь ужиться с этими неприятными состояниями.

Сейчас Лиза в отношениях с партнёром, с которым вместе уже год и он очень её любит, но она продолжает вести борьбу за построение отношений и за возможность позволить партнеру узнать её. Когда Лизу что-то расстраивает, она часто использует еду, чтобы найти комфорт, как она это описывает еда успокаивает её "внутреннюю пустоту".

Лиза выросла с родителями, которые много работали, чтобы обеспечить троих детей. Лиза вспоминает, что большую часть времени она была предоставлена сама себе, потому что её братья и сестры были значительно старше, а у родителей не хватало времени на детей. Родители считали, что за детьми нужно смотреть, но не слушать, и Лиза часто ощущала, что ей нельзя было выражать то, что она чувствовала.

Возможно, что-то знакомое слышится вам в истории Лизы? Вы не одиноки. Многие люди испытывают подобное. Концепция Эмоционального игнорирования в детстве (ЭИД) описывает, что происходит когда в детстве не случается очень важной вещи и как это влияет на качество взрослой жизнь.

Что же это такое Эмоциональное игнорирование в детстве (ЭИД)? Доктор Jonice Webb (2013) написал книгу об ЭИД (Webb, J. (2013). Running on empty: Overcome your Childhood Emotional Neglect.), в которой описал 12 различных родительских стилей воспитания, которые могут привести к тому, что эмоциональные потребности детей не будут удовлетворены и как ЭИД проявляется во взрослом возрасте.

В своей клинической практике я встречала много клиентов, которые говорили, что у них было "идеальное детство" или, как минимум, детство со множеством счастливых воспоминаний, но они, например, испытывают глубокое чувство одиночества, страх что их бросят, когда состоят в отношениях, беспричинную тревогу или сниженное настроение. ЭИД это не про какое-то серьёзное событие, приключившееся в детстве, оно о том, чего не случилось в детстве: эмоциональные потребности ребёнка не были удовлетворены.

Как мы узнаем о своих чувствах?
Мы учимся им в детстве, когда родители слышат наши потребности, отражая их, отвечая на них, и этот процесс происходит постоянно, давая ребенку ощущение, что его чувства принимаются и они важны.

Эмоциональное игнорирование может выглядеть, например, так: родитель или другой значимый взрослый игнорирует ребёнка, когда тот расстроен или преуменьшает значимость переживаний ребёнка (классическое "не плачь тебе не больно" вместо эмпатичного "да, я понимаю, что тебе сейчас больно, мне очень жаль тебя" – прим. перев.). Когда родителю не удаётся установить границы, обеспечивающие безопасность, всегда отдавая преимущества потребностям другого ребёнка или своим собственным. Или когда родитель поглощен другими вещами и у него нет времени дать ребенку почувствовать важность эмоциональных переживаний.

Доктор Webb объясняет, что многие родители, которым не удаётся понять эмоциональные потребности своих детей, сами были отвергаемы родителями в своем детстве в аспекте эмоциональных переживаний и зачастую просто не знают и не умеют как помочь своему ребенку ориентироваться в мире эмоций.


Чувства очень важны для нас и умение понимать их принципиально для качества жизни. Чувства информируют нас, например, о том, что для нас важно, помогают избегать опасности и мотивируют к определённым поступкам.

Признаки ЭИД во взрослом возрасте
Доктор Webb описал перечень симптомов у взрослых, которые испытывали эмоциональное игнорирование в детстве. Вот некоторые из них:

  • Чувство пустоты ("Я не знаю кто я и какой смысл в моем существовании");
  • Страх быть зависимым ("Меня бросят или предадут, если я кому-то доверюсь");
  • Нереалистичная оценка себя – трудности с точным описанием себя;
  • Трудности с сочувствием себе, но много сочувствия другим;
  • Вина и стыд ("Я не хочу быть обузой другим ", "Мне стыдно за свои чувства");
  • Самообвинение (" У меня никогда ничего не получается нормально");
  • Чувство что собственное появление на свет это роковая ошибка ("внутренняя пустота ");
  • Трудности заботится о себе и других ("Забота о себе это эгоизм и потакание слабостям");
  • Проблемы с самодисциплиной (например, прокрастинация, трудности с доведением дела до конца );
  • Плохое понимание и распознавание эмоций ("Лучше вообще не думать об эмоциях и спрятать их подальше").

Как вы можете исправить последствия Эмоционального игнорирования в детстве?

Это возможно вылечить ЭИД. Первый шаг – осознать как неспособность родителей адекватно реагировать на ваши чувства в детстве повлияла на ваше сегодняшнее эмоциональное состояние и отношения с другими.

Например, в случае Лизы, описанном выше, ей нужно осознать, что чувство рассоединенности является результатом того, что её чувства не были услышаны и приняты родителями в её детстве. Если родитель отражает и аккуратно отвечает на эмоциональные потребности ребёнка, ребенок учится тому, что его/её чувства важны, а так же чувствует связь со своим родителем.

Когда любящий Лизу партнёр пытается установить с ней связь, ей нужно научиться принимать эту любовь и поддержку. Вместо того, чтобы отталкивать его в этот момент, она должна научиться принимать его и позволить ему подойти близко. Точно так же и в дружбе, Лизе необходимо научиться пускать людей в свою жизнь, чтобы не чувствовать себя в изоляции. Лизе нужно научиться слышать свои чувства и понимать, что именно они хотят ей сказать. Ей нужно научиться подводить итоги эмоциональных ситуаций – записать, что конкретно происходит в каждой из них. Она может это делать сама или с помощью терапевта.

Научиться понимать свои чувства со временем поможет Лизе снизить потребность поиска утешения в еде, когда она сталкивается с эмоционально трудными ситуациями. В таких случаях вместо того, чтобы обращаться за комфортом к еде, она сможет подумать что ещё ей может помочь – доверительный разговор с другом или партнёром, практика сочувствия к себе, медитация, дневник эмоций.

Финальные слова.

Это краткое введение в проблему ЭИД, которая коснулась очень многих. Преодолеть её реально, но это требует обязательного обучения распознаванию собственных эмоций и реальных действий, которых, возможно, вы избегали в прошлом, например, забота о себе и откровенный разговор о чувствах с тем, кому вы доверяете.

Автор: Dr Mari Kovanen

Источник: https://psychologytoday.ru

 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь