Заикание – не приговор
- 11 мая 2019 10:53:50
- Отзывов: 0
- Просмотров: 2186
-
Одно из наиболее распространённых видов речевых расстройств у детей и взрослых – логоневроз, заикание, которое является областью психоневрологии, психиатрии и медицинской психологии.
Статистика: заикание среди населения составляет от 1,5 до 2,5 %.
Люди, страдающие заиканием, лишены возможности нормального общения с окружающими. Постоянные затруднения в речи травмируют психику, способствуют развитию социальной дезадаптации, многочисленных комплексов, фобий, чувства неполноценности, заниженной самооценки, вызывают невротические расстройства.
Заикание – это дискоординационное нарушение речи, как правило, связанное с выраженными неврологическими и невротическими расстройствами. Оно проявляется в виде пауз в разговоре, частых повторениях отдельных слогов, звуков или целых слов, затруднённого произнесение слогов или слов, спазмов речевого аппарата (языка, губ, мышц гортани), артикуляционных судорог.
Симптомы значительно усиливаются при переживаниях, возбуждении и переутомлении. Сопутствующими симптомами логоневроза могут быть гримасы лица, мышечное напряжение, лицевые тики, быстрое моргание, дрожание губ, дыхательные судороги и ощущение нехватки воздуха.
Как правило, это сопровождается невротическими симптомами: общее эмоционально-психическое напряжение, тревога, страх. Также характерны подавленное настроение, чувство неполноценности, нарушение сна, пониженный аппетит. При отсутствии лечения заикание может сохраниться на всю жизнь и привести к тому, что у человека разовьётся страх перед речью (логофобия), при котором полностью парализуется механизм произнесения звуков.
Логоневроз связан с перенесённой психологической травмой, испугом или иным сильным переживанием. Но бывают случаи, когда факторами, способствующими возникновению заикания, могут стать повышенная возбудимость, впечатлительность, нервозность, эмоциональная нестабильность (лабильность), а также инфекционное поражение нервной системы, родовые травмы, ДЦП, эндокринное нарушение.
В зависимости от того, какие судороги преобладают в артикуляторном, голосовом или дыхательном аппаратах, различают артикуляторную, голосовую и дыхательную формы заикания. Однако наиболее часто встречаются смешанные формы: артикуляторно- дыхательная, дыхательно-голосовая. Различают также два вида судорог, прерывающих речь: клонические и тонические. Как правило, при заикании присутствуют оба вида.
Чаще всего заикание возникает в раннем детстве, в период формирования и развития фразовой речи. Его причинами являются испуг, перенапряжение речевой функции у детей с недостаточностью нервных механизмов в регуляции речевой деятельности. Данная недостаточность может развиться в результате неблагоприятно протекающей беременности, тяжёлых родов, частых простуд, травм головного мозга в раннем детстве, а также наследственной предрасположенности в виде слабости речи – двигательного анализатора. Но бывают случаи, когда заикание начинается в более позднем периоде.
Наиболее опасным возрастом для возникновения логоневроза является подростковый (15–17 лет). При этом ребята считают, что заикаются всю жизнь, но при проведении психотерапии выясняется, что заикание началось в возрасте 8–9 лет или даже позже.
Люди, страдающие заиканием, не помнят, при каких обстоятельствах они стали заикаться. Возможно, это слишком болезненно для них – вспомнить, когда и в какой ситуации заикание началось впервые. Поэтому они просто блокируют память на негативные и отрицательные воспоминания. Таким образом, формирование невроза при заикании связано с неправильным развитием личности в условиях психической травматизации.
Каждое заикание берёт начало с травматической ситуации, в которой человек достигает такой точки, когда он не хочет говорить, но должен или когда он не хочет говорить и не может говорить в силу каких-либо событий. Даже незначительная психотравмирующая ситуация, но повторяющаяся, может дать результат в виде заикания.
Исцелиться от данной патологии можно в любом возрасте. При лечении терапия не сводиться к борьбе с отдельными симптомами. Она требует устранения основной причины болезни, укрепления нервной системы и организма в целом.
Трудности решения проблемы заикания связаны с многочисленными причинами, обуславливающими его возникновение. Они объясняются сочетанием как речевых нарушений различной степени выраженности, так и участием в генезе заболевания, а в клинической картине – психологических факторов, во многом определяющих его течение.
В современной логотерапии разработана комплексная система лечения этой патологии, в которой объединены логопедические занятия и активная психотерапия, направленная на перестройку нарушенных отношений личности. Работа проводится в тесном взаимодействии врача-психотерапевта, невролога, психолога и логопеда (дефектолога). Она направлена на коррекцию дыхания, регистра и тембра голоса, на выработку правильного ритма и темпа речи и на овладение эталонами речи.
Ввиду большой роли в развитии заикания психологической травмы действия психолога сориентированы на выявление первопричины, приведшей к развитию заикания. Также его работа направлена на восстановление баланса нервной системы и эмоциональной стабильности, улучшение психоэмоционального фона, повышение стрессоустойчивости, устранение перевозбуждения центральной и вегетативной нервной системы. В результате комплексной терапии не только улучшается речь, но и восстанавливается баланс нервной системы, что служит профилактикой других невротических расстройств.
Важно, чтобы истинная причина заикания была установлена. Если этого не случится, то патология если и исчезнет на некоторое время, то обязательно вернётся. Человеку необходимо дать возможность пережить психотравму снова или как будто с другим человеком, в придуманном сценарии, что принесёт большое внутреннее облегчение.
Степень сложности заикания зависит от серьёзности травматической ситуации, которую пережил заикающийся человек. Это касается не только данной патологии, но и любой невротической проблемы. Если после лечения выяснилось, что помощь оказалась временной, значит, истинная причина не обнаружена, и нужно продолжать терапию.
Эффективность работы зависит от желания и готовности человека получить помощь. Как правило, специалисты сталкиваются с огромным неосознанным сопротивлением человека, блокадой воспоминаний, нежеланием погружаться в болезненную и психотравмирующую ситуацию и переживать её.
Советы для родителей
• Для ребёнка, страдающего заиканием, важна стабильная обстановка в семье. Необходимо исключить домашние ссоры и выяснение отношений в присутствии ребёнка.
• Важно оградить сына или дочь от агрессивных и гиперактивных сверстников, сократить время пребывания в большом коллективе максимум до 4 часов.
• Организуйте стабильный режим дня.
• Не ругайте за неудачи, а поощряйте достижения.
• Постоянно делайте акценты на положительных моментах. Поддерживайте во всём. Понимайте, любите не за что-то, а за то, что он просто есть.
• Важным моментом являются оздоровительные процедуры: расслабляющий массаж, тёплый душ, закаливающие ванны, прогулки на свежем воздухе и т.д.
• Нельзя акцентировать внимание на трудности речи. Сами говорите чётко и размеренно.
• Читайте сказки, но не страшные, а специальные психотерапевтические.
• Делайте с ребёнком специальные дыхательные упражнения и гимнастику (получить консультацию можно у психолога или логопеда).
• Формируйте у ребёнка уверенность в себе, старайтесь поднять его самооценку.
ИРИНА БАРАНОВСКАЯ, психолог Могилёвской областной психиатрической больницы
Пожалуйста зарегистрируйтесь