Сложный возраст

  • 05 августа 2019 12:05:21
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 76
  • 0

В жизни человек переживает множество возрастных кризисов, но один из самых серьёзных и острых – подростковый. Чаще всего специалисты называют его возрастом второй перерезки пуповины, негативной фазой полового созревания.

Это сложное время, поскольку в подростковый период формируется личность, появляются собственные убеждения, четкое мировоззрение.

Кризис начинается и завершается у каждого тинейджера индивидуально. Обычно у девочек трудный период наступает в 11–16 лет, у мальчиков – в 12–18 лет. Как правило, у девочек проблемы появляются раньше, однако переживаются они легче. Возможно, это связано с тем, что требования общества к мужской половине человечества гораздо жёстче.
У всех подростков кризис может развиваться по двум сценариям: зависимым и независимым.

Зависимый кризис

Переживая такой перелом молодой человек:
•    становится послушным, робким;
•    откликается на любые просьбы взрослых;
•    увлекается детскими играми;
•    руководствуется мнением взрослых, полностью зависит от него;
•    не проявляет самостоятельности, поэтому не способен отстаивать собственные интересы и мнения;
•    старается не выделяться, быть как все.

Независимый кризис

При независимом кризисе подросток:
•    проявляет негативное отношение к жизни, грубость в общении с близкими и незнакомыми;
•    не желает пускать в свой мир взрослых;
•    отвергает чужое мнение;
•    уверен в исключительности своих действий и поступков, считает их единственно правильными;
•    отталкивается от среды, становится враждебным;
•    склонен к ссорам и конфликтам, нарушениям дисциплины;
•    испытывает внутреннее беспокойство, недовольство;
•    стремится к одиночеству, к самоизоляции.

Период негативизма может длится от нескольких недель до нескольких лет, когда подросток надолго выпадает из семьи. При этом он не воспринимает уговоры старших, возбудим или, наоборот, эмоционально туп. Это наиболее острое протекание кризиса наблюдается примерно у 20 % подростков. У остальных негативизм может проявляться лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние внешней среды: семейные конфликты, алкоголизм родителей, угнетающее

Обычно родители и педагоги обращают внимание на детей, которые ведут себя «не так», как им хотелось бы. А вот за тех, кто слушается во всем старших, не переживают, их поступки воспринимают с радостью. Однако взрослые часто забывают, что в обществе послушный подросток беспомощен, он не способен принимать решения, действовать. Ему трудно адаптироваться в новой среде, он не способен делать выбор и решать, что для лучше для него самого, его репутации, здоровья.

Именно кризис зависимости приводит к попаданию человека в «плохие компании» и неприятные ситуации. А ведь задача взрослых воспитать самостоятельную, всесторонне развитую и зрелую личность.


Распознать наступление кризиса сложно. Но возможно. Пристально наблюдайте за подростком. На кризис указывают следующие причины.
1.    Наблюдается снижение продуктивности, способность к учебной деятельности падает. Подросток плохо справляется с предметом даже той области, в которой он одарен, проблем с которой у него никогда не было. Регресс заметен, когда задаются творческие задания. А вот механическую работу дети способны выполнять на прежнем уровне.
2.    Появляется критицизм ко всему. Молодому человеку требуются доказательства того или иного явления. Происходит это потому, что конкретное мышление сменяется логическим. Интерес вызывают философские вопросы: проблемы происхождения мира, человека, человеческие отношения и т.д.
3.    Многие начинают увлекаться музыкой, вести дневники. Появляется потребность в самовыражении через творчество, общение, одежду. Возникает резкая необходимость быть любимым сверстниками и противоположным полом.

Отследив наступление подросткового кризиса, родители должны отнестись к этому чрезвычайно серьезно. Важно не пропустить первые, смазанные признаки перемен.

1.    В кризисный период не считайте подростка маленьким, несмотря на то что для вас он по-прежнему ребёнок. Но и насильно толкать его во взрослую жизнь тоже нельзя.
2.    Серьезно относитесь ко всем высказываниям тинейджера, даже если они кажутся глупыми, абсурдными, нелепыми. Взрослым нужно четко понять, что именно стоит за каждой фразой или высказыванием.
3.    Попытайтесь, как можно раньше предоставить ему самостоятельность. Её должно быть столько, сколько подросток сможет взять. Старайтесь советоваться с ним по всяким пустякам, привлекайте внимание к проблемам семьи. Пусть подросток поймет, что вы в действительности видите в нем равноправного и значимого члена семьи.
4.    Всегда подавайте личный пример. Помните, что вы не вправе требовать от подростка того, чего не делаете сами. Рассказывайте ему о своих переживаниях и чувствах, делитесь проблемами, просите совета.

И тогда, глядя на ваши поступки и отношение, при возникновении проблем и вопросов ребёнок пойдет в первую очередь к родителям, а не куда-то в ближайшую подворотню.

Если вдруг в этот период вы заметили «пробелы» в воспитании, попытайтесь исправить упущение, так как во время кризиса все ошибки и недоработки всплывут и приведут к необратимым последствиям.

Помните, что бурное эмоциональное реагирование и «чтение нотаций» не помогут, наоборот, вызовут «бурю» протеста и желание сделать всё наоборот.

ИРИНА БАРАНОВСКАЯ, психолог Могилёвской областной психиатрической больницы

 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь