«Но гражданином быть обязан»
- 23 апреля 2019 14:53:15
- Отзывов: 0
- Просмотров: 1010
-
Предполагается, что к 18-летию юноша должен сформироваться как личность, при этом уметь не только принять твёрдую гражданскую позицию, правильно относиться к моральным и общечеловеческим ценностям, но и создать для себя верную картину мировосприятия, видеть своё место в ней. То есть обрести верные ориентиры, цели, знать не только права, но и обязанности. И, как следствие, юноша к совершеннолетию полностью осознаёт долг перед Родиной и готов к тому, чтобы его вместе со сверстниками научили защищать её.
Но так ли это? Почему далеко не всегда будущий защитник Отечества соответствует данной характеристике? Почему часто он не готов нести ответственность за поступки и выполнять минимальные обязанности? А переступив порог КПП воинской части, просто выпадает из реальности. Об этом наш корреспондент побеседовала с психологом и психотерапевтом с многолетним стажем Татьяной Яровой.
– Моя мама как-то сказала: «Мы жили в тяжёлое время, а вы – в сложное». Она имела в виду наш мир, в котором исчезает грань между реальным и виртуальным. Конечно, виртуальный мир ярче и привлекательнее. В нём так интересно! Он дарит столько необычных эмоций, полон информации, которая ошибочно воспринимается как истина в последней инстанции.
– Виртуальный мир заманчив ещё и тем, что если совершил ошибку, то можешь переиграть, легко забыть неудачу и выйти победителем. Но ведь это всего лишь игра, ничего общего с реальной жизнью здесь нет. Это всего лишь иллюзия жизни, разве непонятно?
– Иногда увлечение компьютерными играми и отношениями перерастает в такую зависимость, что юный человек перестает отличать реальную жизнь от виртуального существования.
Реальный мир для него незнакомый, чуждый, слишком приземлённый и сложный. Юноша, ушедший с головой в компьютерный «астрал», не умеет налаживать отношения со сверстниками и девушками, да и с родными отношения портятся. Он выпадает из общества, ощущает себя инородным телом в реальной социальной среде. Не может, а нередко и не хочет в ней адаптироваться.
– Но ведь после призыва в армию этому парню предстоит влиться в мужской коллектив, выполнять приказы, учиться, трудиться. Как быть ему, до совершеннолетия просидевшему у монитора? Как стать своим среди сверстников и занять достойное место в солдатском строю?
– Безусловно, служба в армии – это весьма сложный этап жизни для юноши. К нему надо быть готовым. В мире всё время происходит борьба добра со злом, и порой цена участия в этой борьбе очень высока. Долг, честь, верность – вечные понятия. Когда происходит их подмена, вселенная для человека рушится. Посеешь ветер – пожнёшь бурю.
– То есть правильно говорят, что ребёнка надо воспитывать, когда он лежит поперёк лавки?
– Да. Всё начинается с детства. Вот принесли из роддома маленькое существо, родной тёплый комочек. И вступает в силу безусловная материнская любовь. Что только не сделает мать для своего дитя! А как часто и вместо него! Порой и в зрелом возрасте сын продолжает эксплуатировать материнскую любовь: она до смерти будет кормить, обстирывать, решать за него проблемы.
– Почему так происходит?
– Подрастая, ребёнок требует больше внимания, увеличивается его активность. Вот тут бы отцу и присоединиться к воспитанию: в поход с сыном сходить, на рыбалку, сводить его в спортивную секцию, поиграть в мяч, что-то вместе отремонтировать или смастерить, рассказать о своей службе в армии, о деде-ветеране.
Но… Сколько же у нас неполных семей, в которых женщина растит детей одна! В отношении девочек такое воспитание худо-бедно срабатывает, а вот с мальчиками получается явный перекос в другую сторону. И вырастают женственные мужчины – слабовольные, пассивные, безответственные.
В детстве ещё многое поправимо. Труднее, когда ребёнок становится подростком. В этом возрасте авторитет родителей (так или иначе) падает, более ценным становится мнение сверстников. Поэтому так важно иметь общее с детьми увлечение! Например, вместе заниматься каратэ или ходить в бассейн, путешествовать на байдарках или участвовать в военно-исторических реконструкциях…
Вот благодаря общему с отцом увлечению сын добился чёрного пояса по каратэ. И тогда не надо задавать вопрос о том, завоюет ли такой парень авторитет среди сверстников в школе, во время службы в армии.
– Семейная педагогика очень сложная. В ней не только правила, но и множество исключений. А самое универсальное средство, которое помогает в подавляющем большинстве случаев, – это?..
– Как я уже говорила, это увлечение каким-нибудь полезным делом. Родители днём на работе, вечером они хотят отдыха… Какой соблазн купить ребёнку компьютер и засадить за него на часы! Спокойно, что дитя не вляпается в историю, и не хлопотно для отца и матери. Отцы, оставившие семью, нередко таким образом откупаются от сына – компьютером, планшетом, навороченным телефоном. Вместо того, чтобы посвятить парню драгоценное свободное время и затратить душевные силы!
А очень нужно, чтобы были силы заинтересовать ребенка реальным делом. Иногда увлечение буквально спасает детей от ошибок, падения, даже гибели.
Как-то мой муж, увлекающийся спортивным туризмом, познакомился с парнем, который попросил взять его с собой в поход по Байкалу. Муж согласился, а юноша спросил: «Можно с друзьями?» И получил согласие. Ежегодно в течение трёх лет эти ребята с моим супругом ходили в походы. Преодолевали трудности, учились взаимовыручке, выдержке, терпению. Окрепли физически. А по прошествии трёх лет парень спросил моего мужа: «Знаете, с кем вы ходили в походы? Эти пацаны находились на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних».
Туризм отвлек мальчишек от всякой ерунды. Глупость ушла, а осталось истинное, что всегда было внутри у этих парней: желание дружить, быть нужными кому-то, чтобы и на тебя можно было положиться.
– Совместный труд ведь тоже объединяет, делает человека лучше и чище?
– Драгоценный опыт Антона Макаренко… Его метод прекрасно работал, да, собственно, работает и в наше время. Ведь жизнь во всех её проявлениях очень увлекательна и интересна. Если есть дело, а к нему цель, желание её достичь, ответственность, значит, будет и успех.
Вот, например, если подростку подарить собаку, не комнатную, а солидной породы, объяснить ему, как ухаживать и дрессировать пса, помочь с этим делом на первых порах, то это будет и увлечение, и совместный труд. Ваш сын выйдет на прогулку с немецкой овчаркой, боксёром либо сенбернаром. На глазах у ребят с вашего двора собака будет выполнять грамотные команды вашего ребёнка. Как вы думаете, в глазах подростков авторитет вашего сына вырастет? Конечно, как и уверенность в себе некогда робкого, застенчивого мальчика.
К тому же, ответственность за кого-то, в данном случае за четвероногого друга, очень способствует воспитанию в пареньке дисциплинированности, умения держать слово, доброты. Заботясь о собаке и принимая её бескорыстную любовь, будущий воин учится ценить преданность, дружбу, доверие.
– Какой стиль воспитания избрать, чтобы ребёнок вырос родным не только по крови? Чтобы его любили и уважали в обществе?
– Существуют три стиля воспитания: демократический, анархический и авторитарный, или директивный. Хуже всего анархия, когда не формируются правильные критерии поведения, дети могут свернуть на ложный путь. Даже директивный стиль лучше, чем анархический. Исподволь, тактично и мудро ребёнка надо направлять, учить и учить. Это же относится и к педагогам.
В школах есть немало хороших учителей, психологи, но это в основном женщины (как и дома). А мальчишкам очень нужно мужское влияние. К тому же разговорами тут не поможешь. Слова, не подкреплённые хорошим делом, действуют слабо. Что взамен? Участие в работе кружков «Следопыт», «Поиск», «Защитник Отечества», в акциях молодежных организаций (БРПО, БРСМ и других). Недаром у ребят горят глаза, когда к ним в школу приходят военнослужащие, кинологи приводят служебных собак, выступают спецназовцы…
Формы и методы могут быть разными. Главное, чтобы в воспитание детей учителя и родители вкладывали душу. Только тогда можно будет рассчитывать на отдачу и надеяться на то, что мы в результате получим гражданина, а не робота.
ЕЛЕНА РОМАНОВА
Пожалуйста зарегистрируйтесь