Физическая культура – эмоции выше!

Кто бы мог подумать, но урок физической культуры и здоровья влияет на формирование положительных эмоций каждого из учащихся! Более того, в современном мире главная задача преподавателей – предупредить стрессы, умственное перенапряжение, способствовать интеллектуальному и эмоциональному развитию каждого ребёнка. Современные
тенденции таковы, что быть преподавателем физической культуры – задача очень ответственная и непростая.

А почему – давайте разбираться…

Учёные отмечают позитивное влияние положительных эмоций на здоровье. Например, у человека, находящегося в состоянии радости в течение 10 минут в день, быстрее проходят утомление и головная боль, нормализуется давление, улучшается работа желез внутренней секреции. Дыхание становится более глубоким, в мозг поступает больше кислорода, отмечается своеобразный «морфийный эффект», когда в крови повышается количество гормона радости – эндорфина.

Аналогичный эффект возникает и при выполнении дозированной физической нагрузки. Более того, как утверждают специалисты американской Ассоциации терапевтического юмора, после просмотра комедийных фильмов в нашей крови повышается уровень антител и клеток, которые разрушают злокачественные новообразования.

 

По мнению американского психолога Дэниела Гоулмена, автора термина «коэффициент умственного развития», эмоциональное развитие человека важнее его умственных способностей. Система образования в большей степени направлена на приобретение теоретических сведений и часто игнорирует таковое развитие человека. А ведь эмоционально одарённые люди обладают бесценным умением рационально распоряжаться природными способностями и образованием, в том числе интеллектом как таковым. Результатом эмоционального развития человека, по мнению Д. Гоулмена, являются целеустремлённость, умение подчинить эмоции достижению цели, способность разобраться в себе, в своих чувствах, умение сопереживать и помогать другим людям.

Все эти качества развиваются на уроках физической культуры и здоровья.

Не секрет, что усвоение программного материала происходит всегда успешнее на фоне положительных эмоций. Подавленный, угнетённый или, того хуже, разгневанный человек, как правило, имеет рассеянное внимание. В такие минуты он излишне напряжён, не может сконцентрироваться на точном выполнении задания.

Что и как поможет избежать отрицательных эмоций и добиться положительных?

1. На уроках физической культуры и здоровья, особенно на занятиях гимнастикой.

При выполнении различных комплексов упражнений, разновидностей передвижений необходимо использовать музыкальное сопровождение. Музыка создаёт атмосферу праздника, а в молодёжной среде ассоциируется с дискотекой. Кроме того, музыка задаёт ритм выполнения тех или иных упражнений. Доказательством могут служить занятия в спортивных секциях атлетической гимнастики, аэробики и так далее, то есть в тех видах, где длительное время выполняется однообразная работа. Поэтому в этих видах монотонность, психологическая и физическая напряжённость снимаются музыкой.


2. Использование на уроках игрового метода. Практически в любом разделе программы можно использовать подвижные игры, задания, которые способствовали бы решению не только оздоровительных и развивающих, но и образовательных и воспитательных задач. Во время игры участники и даже болельщики забывают об отрицательных
эмоциях. За что игры любят не только дети, но и взрослые? Они привлекают людей зрелищностью, накалом страстей, красотой и совершенством технических действий, бескомпромиссной борьбой. Поэтому футбольные стадионы и хоккейные дворцы собирают огромное количество болельщиков.

3. Использование на уроках группового метода и метода индивидуальных заданий. С их помощью во время проведения занятий можно дозировать нагрузку отдельных учащихся, подбирать упражнения по степени координационной сложности.

Каждый учащийся обладает определённым уровнем физической подготовленности, освоения навыков и умений, морфологической и психологической предрасположенности к различным видам физических упражнений. Если он знает, что какое-то упражнение он не сможет выполнить и получит за него плохую оценку, то о положительных эмоциях можно забыть. Вот почему преподавателю важно строить занятия по принципу «от простого к сложному».

Постепенность и методическая грамотность преподавателя позволяют учащимся получать положительные эмоции от успешно освоенных навыков и, соответственно, от положительных оценок.

4. Использование на уроках новых, необычных упражнений, игр. Если во время выполнения таких упражнений ребёнок улыбнулся, проявил интерес, значит, преподаватель стоит на верном пути. Если заниматься самообразованием, то при изучении любого раздела программы, части урока можно найти подходящие упражнения и игры, наблюдать за поведением и двигательной деятельностью подопечных, изучать опыт коллег.


Например, при передвижении предложите учащимся выполнить ходьбу «паровозиком», бег «самолётиком», «вертолётиком».

При прохождении раздела спортивных игр включите в урок несколько упражнений с жонглированием мячей, на акробатике покажите несколько элементарных приёмов из борьбы, а при уборке матов проведите игру «какая команда из 2–3 учащихся пронесёт маты к месту складирования на голове без помощи рук, не уронив их».

5. Использование на уроках выставления оценок по разделу «Умения и навыки» по различным видам физических упражнений, не вошедших в программный  материал. Преподавателю, помимо программного материала, необходимо предлагать учащимся упражнения, которые вызывали бы их интерес, за которые они могли бы получить положительные оценки. Например,умение вращать обруч поможет девушкам в будущем сохранить фигуру. Умение юноши выполнять упражнения с гирей или штангой будет способствовать развитию силовой
выносливости, а умение играть в настольный теннис или бадминтон – совершенствованию скорости двигательной реакции, качества, необходимого для безопасности будущих водителей автотранспорта.


Данные спортивные игры часто используют в семейном физическом воспитании. Ведь наши учащиеся – будущие отцы и матери, и вряд ли они смогут привлечь своих детей к здоровому образу жизни, лишь принимая у них контрольные нормативы. Важно, чтобы родители сами овладели умениями и навыками и смогли научить дочерей и сыновей.

6. Использование на уроках аутогенной тренировки. Эта форма самовнушения оказывает положительное влияние на психику, позволяет оставаться спокойным в сложных ситуациях, устранить чувство тревоги, тоски, смягчить отрицательные эмоции. Аутогенная тренировка является мощным профилактическим средством. Овладев им, можно предотвратить хроническое эмоциональное напряжение, приводящее к невротическим и психическим заболеваниям. К занятиям самовнушением нет противопоказаний

Таким образом, применение определённых методических приёмов позволяет снизить уровень влияния отрицательных эмоций на психическое здоровье учащихся и способствовать возникновению положительных эмоций. Данный приёмы помогают эмоциональному развитию, а также профилактике стрессовых состояний из-за умственного перенапряжения.


Евгений Козловский, заведующий заведующий кафедрой физического воспитания Лицея БГУ г. Минска



 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь