Скажи «НЕТ» стигматизации

  • 15 марта 2019 12:49:29
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 106
  • 0

Стигматизация в социологии – это словесное клеймение отдельных личностей или групп людей, считающихся социально неблагонадёжными или неполноценными: «безмозглая блондинка», «леворукий недотёпа», «раскрашенная кукла». Так общество обозначает тех, с кем лучше не иметь дело.

В современной психологии стигматизация – это процесс, в результате которого группа людей или отдельный человек приобретает устойчивый отрицательный маркер, обуславливающий отношение к ним окружающих, а отчасти – и их собственную самооценку.

Стигма – это сильный социальный стереотип, который меняет отношение к другим людям и к себе, заставляя относиться к человеку только как к обладателю нежелательного качества. Греческое слово «stigma» означает «телесные знаки», позволяющие распознать нечто особое в характере человека.

Практически любое общество насыщено стигмами. Примеры стигматизации свидетельствуют о присвоении категориям населения качеств, которые им не свойственны. Людей из глубинки принято считать менее культурными и образованными, женскому полу присуще плохо водить автомобиль.

Социальная стигматизация – всегда результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в сообществе и в сознании индивида. Это объективно существующее явление, которое выражается в реакции на любые отклонения от норм господствующей культуры. Оно возникает как реакция большинства на отличие человека и его отклонений от распространённых в данном культурном сообществе традиций, ценностей и норм. Ядром явления являются поведенческие стереотипы.

Стигматизация в одинаковой степени наносит вред как отдельно взятому человеку, так и обществу в целом:
•     мешает развитию способностей человека, его социального статуса и социальной успешности в будущем;
•     изменяет возможности построения жизнедеятельности личности как на ближайшую, так и на отдалённую перспективу;
•     содействует закреплению и распространению социального неравенства.

При этом социальная стигматизация возникает не в результате активности человека, а по инициативе доминирующих членов общества.

Особенно опасен процесс стигматизации для подростков. Их поведение и личность находятся только в стадии формирования. Они в большей степени подвержены влиянию со стороны окружающих, соответственно, негативные последствия стигматизации несут для них большую опасность.

Стигма – социальный ярлык, который формирует негативное отношение окружающих к человеку, и человека к самому себе
Сигматизация – это динамичный процесс обесценивания личности, который дискредитирует человека как в глазах окружающих, так и в своих собственных

Какие бывают ярлыки?

• Вдохновляющие на положительные изменения. Мы миримся с ними, отчасти радуемся, потому что они заставляют нас совершенствоваться.
• Угнетающие и ограничивающие. Такие ярлыки делают упор на негативные качества и опускают на более низкую ступень развития, загоняя в рамки чужих представлений. Такие определения мешают развиваться.

Козел отпущения
Белая ворона
Гадкий утенок
Непризнанный гений
Нищая жертва

Нередко кого-то награждают ярлычком, чтоб зафиксировать личность в памяти. Но помните: даже одно неосторожное определение может повлиять на судьбу человека. Поэтому не спешите называть кого-то неряхой, клоуном, тихоней, даже умницей, так как это обязывает его отныне соответствовать вашему определению.
«Назови человека свиньёй, и он захрюкает».

В любом случае, ярлыки это не то, что мы есть на самом деле, а то, что нам навязывают извне. А, следовательно, наше истинное лицо они не отражают. Напротив, препятствуют нашей самореализации. Даже тогда, когда несут положительный заряд.

Приклеивая ярлык, человек программирует вас на то или иное поведение. Ждёт, что вы будете соответствовать ожиданиям. С одной стороны это кажется полезным. Если от вас ждут хорошего, вы будете стремиться к позитиву. Но представьте себя на месте того, от кого всё время ждут побед, великих поступков, положительных решений и только высоких нот. В конечном счёте это приведёт к постоянному кризису несовпадения возможностей и ожиданий толпы.

Ярлыки любят приклеивать сверстники, учителя и родители.

Только очень сильная личность сможет быть собой вопреки навязанному извне мнению о себе. Ярлыки часто используют завистники, враги и конкуренты, которые хотят снизить уровень вашей популярности.

Иногда, сами того не замечая, мы можем нелестно отзываться о человеке в разговоре со знакомыми, заведомо зная, что говорим неправду.


Советы подросткам

Исправить себя

Плохо учишься? Придётся подтянуть успеваемость. Это не только избавит тебя от насмешек сверстников, но и позволит закончить с лучшим результатом школу, поступить в хороший ВУЗ. То же самое, если прогуливаешь занятия.

Некоторые физические недостатки даны не от рождения, и от них можно избавиться. Достаточно лишь заняться спортом – фитнесом или танцами. Это избавит от лишнего веса, сделает красивую осанку, поможет нарастить мышцы.

Замучили прыщи? Проконсультируйся у косметолога и диетолога: они подберут для тебя средства по уходу за кожей лица и специальную диету.
Постарайся одеваться в школу так, чтобы не вызывать насмешек. Экстравагантный наряд или макияж оставь для досуга.

Обрати внимание на своё поведение. Если неуважительно относишься ко всему коллективу, ябедничаешь на товарищей по поводу и без, то наивно надеяться на любовь и уважение сверстников.

Девушки, старайтесь соблюдать школьный дресс-код, чтобы не спровоцировать товарищей на сексуальные действия по отношению к себе. Не носите мини-юбки, прозрачные блузки. Такая одежда предназначена для досуга. То же касается и яркого мейкапа.

Как бороться с ярлыками?
• Не обращайте внимания на ярлыки. Это самый лучший и самый действенный способ борьбы с ними. Равнодушие – лучшее доказательство того, что вам эти черты не свойственны.
• Не оправдывайтесь и не стремитесь кому-то что-то доказать. Если ты оправдываешься, значит, виноват.
• Будьте собой, независимо от того, что о вас думают окружающие. Это порой бывает сложно и требует смелости и напряжения. Но игра стоит свеч. Потому что даёт вам не только внутреннюю свободу, но и радикально меняет мнение о вас окружающих.
• Искренне признайтесь людям в том грехе, который вам приписывают: «Да, я действительно бываю занудой (жадиной, склочником, ябедой, нытиком и т.д.). Сам себя за это ненавижу. Но стараюсь с этим бороться». Лёгкое самобичевание, снижение градуса важности для вас приклеенной на лоб информации о вашей сущности нейтрализует завистников.

Как избавиться от ярлыков?

Вспомните ситуации, в которых вам прилепили ярлык – позитивный или негативный. Прочувствуйте, насколько вы согласны с этим мнением. Далее представьте обыкновенный мусорный пакет и, снимая с себя ярлыки, сложите их в него. После этого сожгите или закопайте упаковку – как вам больше нравится.
Избавьте себя от соответствия тому, чем вы не являетесь. Проверьте, от всех ли ярлыков вы избавились. Если вспомните что-то ещё, берите новый мусорный пакет и повторите то же самое. Такую медитацию лучше проводить раз в месяц.

Советы учителям
Изменив лексикон, вы сможете изменить то, как воспринимаете учащихся вы и как они воспринимают вас.
Старые негативные ярлыки    Новые вдохновляющие ярлыки
Придирчивый    Ориентируется на высокие стандарты
Монстр    Творческая личность
Разрушитель    Очень любопытный
Конфликтный    Принципиальный
Непредсказуемый    Гибкий
Утомительный    Активный
Диктатор    Сильная личность
Агрессивный    Умеет постоять за себя
Невыносимый спорщик    Заступник
Упрямец    Целеустремлённый
Привереда    Разборчивый
Шумный    Яркий
Грубиян    Честный
Плакса    Эмоциональный
Негибкий    Уважающий традиции
Вспыльчивый    Воодушевлённый

Советы учителю

  •  относитесь к учащимся с большим вниманием и уважением;
  •  цените их каждое достижение;
  • хвалите и поощряйте;
  •  не загоняйте ребёнка в тупик негативными оценками неизбежных ошибок, дайте возможность стать гармоничной личностью;
  • копайтесь и докапывайтесь;
  •  думайте и додумывайтесь;
  •  ищите и находите.


«Like teacher, like pupil» – Каков учитель, таков и учащийся (английская поговорка)



Советы родителям

НЕ НАВЕШИВАЙТЕ ЯРЛЫКИ НА ДЕТЕЙ!
В разговоре о детях часто можно услышать: «Он постоянно летает в облаках на занятиях», «У нашего старшенького туго с математикой», «С письмом у него не сложилось», «Забывака», «Мямля» и другие, так сказать, определения, которые не что иное, как ярлыки, которые взрослые вешают на ребёнка и таким образом, сами того не подозревая, не дают случиться положительным изменениям.

Чтобы избежать навешивания ярлыков на собственных детей, родителям необходимо:
– всегда ставить себя в положение ребёнка;
– оценивать поведение детей не с позиции взрослого человека, которого  раздражают медлительность или шалости ребёнка, а смотреть и чувствовать так, как это делает сам ребёнок, возможно, у него не всегда всё получается сделать правильно;
– самое важное – всегда оставаться с ребёнком честным и нежным. Ведь только нежность, родительская любовь, ласка помогут ему вырасти настоящей личностью, способной на хорошие поступки.

 Никогда:
– не унижайте и не оскорбляйте ребёнка;
– не навешивайте ярлыки типа: «растяпа», «лодырь», «неряха» – это подрывает самоуважение ребенка.
Всегда:
– избегайте постоянных одергиваний, неоправданных запретов;
– отделяйте поступок ребёнка от его личности: «Я тебя люблю, но то, как ты поступил, не одобряю»;
– объясните, как можно сгладить последствия плохого поступка;
– отмечайте позитивные изменения в поведении ребёнка.

Именно от родителей дети берут первые жизненные установки, примеры общения и отношения к людям, вещам, обучению и труду. Дети учатся и ожидают от взрослых поддержки, помощи и грамотного направления, а часто получают критику, укоры и оскорбления. Как бы хорошо взрослый ни знал сына или дочь, он не имеет права определять роль потомков, навешивать на них ярлыки, так как изменить актуальную ситуацию можно всегда. Для этого нужно трудиться не только ребёнку, но и взрослому. Однако и польза будет неоценимая!

 ПОМНИТЕ!
•    Сын или дочь изначально имеет право на уважение. Слова, действия, поступки должны быть исключительно справедливыми и доброжелательными.
•    Ребёнок имеет право на ошибку. «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». Это выражение касается детей особенно, так как им каждый день приходится доказывать, что они что-то могут.
•    Ребёнку важно ощущать доверие. Ему многому придётся научиться. Всё, что не касается безопасности сына или дочери, разрешайте пробовать делать им самим, выделяйте зоны ответственности в жизни детей, чтобы повышать ценность каждого из них как отдельного человека.
•    Создавайте ситуации успеха. Это очень хорошая и коррекция, и профилактика разного рода учебной неуспеваемости, когда нужно дать ребёнку понять, что у него получается. Выполните вместе часть работы, при этом ребёнок увидит собственную компетентность, а вы от души порадуетесь за него! Не бойтесь выражать восторг!
•    Положительно мотивируйте детей, указывая на то, что получилось лучше всего. Ярлыки часто являются следствием именно того, что замечали только отрицательные стороны, абсолютно игнорируя то, что было сделано хорошо.
•    Самооценка ребёнка складывается из оценок родителей, когда кажется, что «малыш всё равно не слышит». Следите за речью.

Будьте положительным примером для сына или дочери. В вашем отношении должны чувствоваться любовь, трепет и внимание, тогда дитя обязательно ответит вам уважением, старанием и успехами.

ЕЛЕНА СОРОКА,  учитель истории и обществоведения средней школы № 135 г. Минска

 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь