Как воспитать олимпийского чемпиона?

  • 18 января 2019 11:03:38
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 113
  • 0

В век стремительного развития инноваций и технологий  научные подходы уверенно проникают во многие сферы нашей жизни. И спорт не стал исключением.
Как распознать  в общей массе ребят будущего олимпийского чемпиона? Как выбрать для ребенка вид спорта, в котором он добьется максимального результата?  Как грамотно подготовить спортсмена и привести его на пике формы к желанной победе? Об этом и многом другомчитателям нашего журнала  расскажет авторитетный эксперт Ирина Рыбина.

Сегодня мы начинаем цикл статей «Как  воспитать олимпийского чемпиона?», подготовленный совместно с пионером  инновационных подходов к подготовке  спортивного резерва  Белорусской федерацией биатлона, которая в следующем году отметит свое 60-летие. 

Наша справка:  Доктор биологических наук, начальник научно-методического отдела Белорусской федерации биатлона Ирина Рыбина в спортивном мире человек известный.

В 2014 году за вклад в подготовку спортсменов  к зимним Олимпийским играм в Сочи Александр Лукашенко вручил ей, на тот момент биохимику национальной команды по биатлону медаль «За трудовые заслуги».
Немалый вклад Ирина Леонидовна внесла и в осуществление экспериментальной программы по поиску и подготовке  спортивного резерва, разработанной и   реализуемой  Белорусской федерацией биатлона. Этот уникальный  проект, опирающийся на самые последние научные исследования,  направлен на повышение конкурентоспособности белорусских спортсменов на крупнейших международных стартах. Возможно, в скором времени он выйдет на общегосударственный уровень – значительно расширив свою спортивную палитру в поисках золотого резерва, охватит все виды спорта.

ПОИСК И РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОГО ТАЛАНТА

Научные методы отбора детей, а также прогнозирование их будущих результатов – важные этапы и неотъемлемая часть современной системы подготовки спортсменов. Вопрос  определения предрасположенности детей к различным видам физических нагрузок приобрел особую актуальность и широко обсуждается специалистами.

Раннее распознавание спортивного таланта – проблема сложная. Необходимость поиска и разработки научных технологий поиска перспективных юных дарований возникла не на пустом месте. Это обусловлено рядом причин, в том числе и экономической. Чем раньше  появляется представление о потенциале спортсмена и его возможностях, тем эффективнее становятся финансовые вложения в его подготовку и обучение.

Помимо этого в некоторых видах спорта отмечается существенное снижение спортивных результатов при переходе  спортсмена из юношеской и юниорской категории во взрослую. Причины этому лежат в организации подготовки резерва. Налицо недостаточное внимание к переносимости тренировочных нагрузок молодыми спортсменами и отсутствие учета индивидуальных физиологических возможностей, метаболического потенциала и биологического возраста.
В отдельных случаях в результате чрезмерного неоправданного увеличения интенсивности  тренировок и отсутствия учета физиологических реакций организма на это, возможности организма к адаптации исчерпываются. В результате снижается результативность  спортсменов во взрослом спорте.
Выход из сложившейся ситуации видится один – совершенствование  научно-методических подходов в подготовке резерва.

Вместе с тем воспитание гармонично развитой личности невозможно без физического развития, что сегодня является важнейшей общегосударственной задачей. Повышение статуса учителей физической культуры в общеобразовательных школах – ключ к ее успешному выполнению. Еще древние греки считали невозможным интеллектуальное становление личности без физического совершенствования. В здоровом теле здоровый дух – это оттуда. А в нашу эпоху информатизации и дефицита физической активности совершенствование физического развития подрастающих граждан особенно актуально.

Потому, создание комплексного подхода в подготовке молодых спортсменов, сочетающего в себе задачи воспитания профессионального спортсмена и в то же время повышение общего уровня физического здоровья школьников сегодня становится задачей общегосударственного масштаба.

***

Анализ общих тенденций и используемых технологий подготовки спортивного резерва свидетельствуют о существовании двух основных подходов к этому вопросу:


1)    Эволюционный или массовый, основанный на массовости и вовлечении значительного количества людей в занятия конкретным видом спорта. Данный подход может быть особенно эффективен в странах с большим человеческим ресурсом и при наличии соответствующих условий для массового увлечения конкретным видом спорта и его популярности.

2)    Инновационный заключается в разработке научных методов распознавания таланта к определенному виду спорта в раннем возрасте и создании условий для его реализации. Данный подход может быть эффективен в странах с ограниченным человеческим ресурсом и отсутствием условий для массовости.
Первый путь представляет собой поэтапный отбор в результате участия в соревнованиях, выявлении наиболее успешных спортсменов и участия их в соревнованиях более высокого ранга для последующего отбора. Успешность данного подхода напрямую зависит от популярности, массовости и наличия условий для занятий конкретным видом спорта. При вовлечении значительного количества детей и обеспечении соответствующих условий их подготовки можно получить большое количество перспективных спортсменов и конкурентно способный на мировой арене резерв.

Недостатками данного пути в отдельных случаях является форсирование подготовки молодых спортсменов, так как результаты соревнований являются основным критерием, по которому осуществляется оценка работы тренеров.

Кроме того, зачастую наиболее успешными в детских соревнованиях являются дети с ускоренным биологическим созреванием, так называемые акселераты. В то же время дети с замедленным биологическим созреванием, ретарданты,  на фоне более развитых сверстников не показывают соответствующих результатов на раннем этапе и нередко заканчивают заниматься спортом. Однако представители данной категории могут оказаться вполне успешными во взрослом спорте.

Суть второго подхода состоит в том, что используя современные научные технологии выявления спортивного таланта в раннем возрасте, появляется возможность найти ребенка с комплексом задатков для достижения успеха в конкретном виде спорта. А  в дальнейшем создать соответствующие условия для их реализации. Научный подход при отборе и грамотная организация тренировочного процесса, его научное сопровождение позволяет повысить эффективность подготовки спортивного резерва. Неразрывное единство этих двух составляющих представляют собой суть инновационного подхода (рис. 1).


 
Рисунок 1 – Составляющие инновационного подхода программы определения предрасположенности и сопровождения перспективных спортсменов

В основу программы отбора положены научные методы определения одаренности, состоящей  из двух основных компонентов: предрасположенности к определенной спортивной деятельности и способности тренироваться при соответствующих спортивных нагрузках (рис. 2).


 Рисунок 2 – Одаренность как общий, но не единственный фактор, определяющий начальный уровень и темпы совершенствования в начале спортивной подготовки     (В.Б. Иссурин, 2016)

***

Реализация программы отбора и определения перспективности спортсменов является многоуровневой научной задачей, которая состоит из нескольких последовательно-решаемых этапов (рис. 3).



Эффективность каждого последующего этапа неразрывно связана с эффективностью предыдущего. В ее основе лежит использование комплекса научных тестов. Их результаты  дают исчерпывающую информацию и объективные прогнозы о том,  насколько успешным окажется кандидат в конкретном виде спорта.

В предлагаемом комплексе отбора важно пройти все этапы в предложенной последовательности от простого к сложному. Согласитесь, неоправданно использовать на начальных этапах наиболее трудоемкие и финансово затратные методики.

Важно отметить, что на первых этапах отбора ключевая роль в реализации инновационного подхода принадлежит учителю физической культуры. Именно он в рамках своих профессиональных  обязанностей является не только преподавателем, но важнейшим звеном в отборе и оценке перспективности детей к различным видам спорта.

Данный этап может быть реализован как в рамках школьных занятий по предмету физическая культура, так и путем вооружения учителя физической культуры современными методиками и научными программами тестирования.  И мы готовы предложить  стандартный комплекс тестовых упражнений, которые легко выполнимы под контролем учителя.

С помощью этих тестов определяется комплекс педагогических, антропометрических и физиологических характеристик, которые важны при определении  потенциала для занятий определенным видом спорта. Например, в баскетболе, академической гребле, тяжелой атлетике и некоторых других важнейшая роль принадлежит антропометрическим характеристикам (рост, размер конечностей и др.).

В циклических видах спорта, связанных с развитием выносливости, успешность будет напрямую взаимосвязана с функциональными характеристиками, которые определяются генетическими особенностями состояния сердечно-сосудистой системы, состава мышечных волокон, функции внешнего дыхания и т.д.
На этом этапе, а также на всех последующих, важна роль спортивных федераций по видам спорта, так как именно федерация способна сформулировать требования к потенциальным кандидатам.

На первом этапе массового скринингового тестирования важнейший акцент сделан на использовании достижений современных компьютерных технологий, нейронных сетей и других перспективных возможностей эпохи массового развития IT технологий, которые позволяют в сжатые сроки обработать значительный объем результатов тестирования и с помощью предлагаемых решений выделить необходимую группу учащихся для дальнейшей работы.
Создание баз данных по итогам тестирования будет иметь ключевое значения для успешности последующих этапов отбора.
На втором этапе отбора  проводится углубленное тестирование отобранных на первом этапе кандидатов для определения наиболее благоприятных сочетаний функциональных, физиологических, координационных, медицинских и психологических данных для прогнозирования перспектив спортсмена в данном виде спорта.

Комплексная программа углубленного тестирования включает антропометрические измерения, функциональное тестирование с использованием газоаналитического оборудования, анкетирование, а также комплекс психологических и координационных тестов.

Формирование программы углубленного тестирования является непростой и ответственной задачей, в решении которой должны принимать участие как авторитетные специалисты в данном виде спорта, так представители различных отраслей спортивной науки: физиологии, генетики, биологии, психологии, спортивной антропологии и др.

Адекватно сформированная и грамотно реализованная программа углубленного тестирования является залогом успешности второго этапа отбора.
Третий этап отбора реализуется путем проведения динамических наблюдений перспективных кандидатов с выявлением наиболее благоприятного сочетания необходимых качеств.

В реализации этого этапа принимают участие профильные центры олимпийской подготовки, куда  отобранные кандидаты направляются на специальные  учебно-тренировочные сборы (УТС). На этих сборах  проводится комплекс текущих и этапных обследований, позволяющих принять решение о дальнейшей стратегии подготовки спортсмена.

В научном плане задачей данного этапа является выявление предрасположенности к интенсивным тренировкам и возможности повышения результатов исключительно за счет высокой одаренности. Именно это исследование позволит избежать необоснованного форсирования тренировочного процесса на ранних ступенях подготовки.

На данном этапе особый акцент сделан на выявлении психологических свойств личности, а также оценке и развитии координационных способностей, которые оказывают влияние на приобретение и совершенствование технического мастерства.

Неоценимую роль для оценки предрасположенности к тренировкам на данном этапе могут оказать методы молекулярной генетики.
На основании продолжительного наблюдения принимается решение о перспективности просмотренных кандидатов и определяется дальнейшая стратегия их подготовки в соответствии с имеющимися задатками.

***

Особое внимание уделяется организации программы научно-методического сопровождения, которое осуществляется согласно разработанным на основе анализа и упорядочения собранной на этапах и в процессе тренировок информации, технологиям.

Главной задачей  этой программы является формирование  тренировочного процесса молодых биатлонистов с учетом возможности их организма к адаптации. Этот важнейший аспект спортивной тренировки предполагает строгий учет нагрузок и связанных с ними физиологических изменений организма.
Для этой цели необходимо также использовать современные достижения IT индустрии и создавать базу данных по каждому спортсмену, которая будет содержать всестороннюю информацию о выполняемых нагрузках, их структуре, интенсивности и продолжительности, а также о реакции организма на них. Профиль спортсмена строится с учетом возможностей организма справиться с необходимыми нагрузками при переходе в юношеский и юниорский состав национальной команды и его способности выполнять их.

Результатом работы может стать создание единой базы результатов тестирования детей. Использование современных IT-технологий позволит проводить распределение перспективных детей по видам спорта в зависимости от их предрасположенности к различным видам физических нагрузок.

Таким образом, сочетание массового и инновационного подходов, их развитие позволяет совершенствовать  существующую систему раннего отбора и поиска детей с высоким биологическим потенциалом. Благодаря этому мы сможем воспитать конкурентоспособный на мировой арене резерв.

Кроме того, использование данного подхода дает возможность не потерять в процессе отбора детей с низкими темпами биологического созревания  и подготовить их для успешных стартов во взрослом спорте. Применение инновационного подхода не приводит к коренной ломке существующей системы, а позволяет улучшить ее функционирование. И, прежде всего, это происходит за счет привлечения  учащихся, которые до этого не имели возможности заниматься данным видом спорта. Особенно детей из сельской местности.

Основной путь совершенствования данного направления – внедрение новых высокоинформативных технологий отбора и сопровождения тренировочного процесса. А также расширение сотрудничества различных отраслей спортивной и фундаментальной науки.


Ирина Рыбина, доктор биологических наук
Фото Ольги Назаровой



 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь