Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Советы психолога

  • 24 июля 2018 01:46:04
  • Отзывы :0
  • Просмотров: 60
  • 0

Адаптация означает приспособление к новой социальной среде, ситуации, условиям. Для ребёнка такой новой средой является именно учреждение дошкольного образования. Шаг за порог детского сада – это для него момент начала жизни в двух средах: семейной и общественной. Этот факт связан с изменением привычного образа жизни и изменением потребностей, к этому присоединяются новые для ребёнка задачи, связанные с функционированием в группе дошкольного учреждения. Ребёнок, до этого окружённый заботой и вниманием семьи, оказываются в месте, где всё чужое: предметы, люди, распорядок дня.

В этот сложный для ребёнка период жизни важную роль играют взрослые, а именно родители. Если родители полностью одобряют выбранный ими детский сад, воспитателей, работающих в группе, и их методы работы, тем самым они увеличивают шанс своего ребёнка на успешный процесс адаптации.

Есть много способов, чтобы поддержать ребёнка в период адаптации к учреждению дошкольного образования. 

·                   Никогда не пугайте ребёнка детским садом (ходить в детский сад, это просто, весело, приятно, ты увидишь, убедишься сам).

·                   Переход в детский сад следует рассматривать как естественный процесс (папа ходит на работу, мама идёт на работу, а ребёнок в детский сад).

·                   Постепенно приучайте ребёнка к дошкольному учреждению, начиная с краткосрочного пребывания, постепенно увеличивая время.

·                   Прощание с ребёнком должно быть без спешки, но и без особого растягивания времени расставания.

·                   Если родитель заранее ожидает проблемы с расставанием со своим чадом, желательно поговорить об этом накануне с воспитателем. Педагог будет готов уделить больше времени и внимания ребёнку.

·                   Родители должны быть последовательными в своих действиях: прерывая посещения дошкольного учреждения, они только усугубляют адаптацию.

·                   Родителям нужно терпеливо ждать рассказов детей, дать им время осмыслить первые впечатления, не мучить их вопросами.

·                   Взрослым нужно внимательно слушать рассказы своих детей, не игнорировать их проблем, считаться с их настроением.

Каждый педагог, работая с вновь поступившими детьми в детском саду должен знать, что эти первые несколько дней действительно очень трудные. Он должен отказаться от чрезмерной дисциплины и принуждения, оставить достаточно времени для детей, чтобы они имели возможность свободно играть и предлагать мероприятия, которые дети любят больше всего. Это будет способствовать более эффективной и быстрой адаптации ребёнка к условиям учреждения дошкольного образования.

Трудности адаптации

Первые дни разлуки с родителями всегда значительный стрессовый опыт для детей. Стрессом является то, что ребёнок вдруг идёт в место, где всё странное и незнакомое: воспитатели, сверстники, окружающая среда. Также появляются новые правила и социальные ожидания. Не удивительно, что первые недели наиболее сложные. Если в течение этого времени ребёнок заболевает, что является очень распространённым явлением в связи с отсутствием полной зрелости и слабого иммунного сопротивления из-за стресса, период адаптации продолжается.

В этот период самый большой страх для детей – это страх разлуки со своими родителями. Он типичен для всех детей, которые испытывают чувство безопасности в тесном контакте с близкими людьми. Ребёнок внезапно остаётся без любящей заботы родных людей в совершенно новой среде, он не может больше рассчитывать на их помощь и поддержку. Этот факт и есть источник стресса для многих детей. Некоторые дети испытывают страх и тоску очень серьёзно, в то время как другие – едва выражено, особенно если ребёнок уже имел опыт расставания с близкими людьми.

Ещё одна большая проблема для ребёнка в период адаптации – это отношения с большим количеством новых людей. Для того, чтобы уменьшить этот страх, ребёнок должен знать и принимать правила, регулирующие общественную жизнь дошкольного учреждения, своей группы, понимать роль воспитателя в его жизни, участвовать в групповых занятиях и в свободной деятельности со сверстниками. Наибольшие отрицательные эмоции в этот период вызывают у ребёнка: необходимость подчиняться указаниям воспитателя и распорядку группы, взаимодействие с другими детьми (делиться игрушками, нежелательные телесные контакты, посягательство на личное пространство и др.), неумение самостоятельно справиться с возникающими проблемами и трудностями.

Задача родителей и педагогов на данном этапе – научить ребёнка «договариваться» со взрослыми и другими детьми в различных вопросах, контролировать свои эмоции.

Немаловажной проблемой в период адаптации, является самостоятельность и самообслуживание. Ребенок должен помнить, где его шкафчик в раздевалке и место за столом, номер или название своей группы, как зовут воспитателя, где находится туалет и как им пользоваться и т. д. Ребёнок должен, в меру своих возможностей, самостоятельно одеться, помыть руки, сходить в туалет, покушать. Хотя педагоги помогают детям, но они не в состоянии посвятить каждому из них столько времени, сколько может потребоваться.

Плач ребёнка при расставании с родителями понятен. Некоторые дети допытываются у воспитателя, когда придут их родители. Бывает, что подходят к окну и долго смотрят, не идут ли мама или папа. Плач и резкие смены настроения часто появляются в течение дня. Некоторые дети не хотят изначально есть в детском саду; другие неохотно пользуются туалетом, что может заканчиваться мокрым и грязным бельём; иногда отказываются от выхода со сверстниками в спортивный или музыкальный зал, на детскую площадку или укладывания на дневной сон, опасаясь, что родители их не найдут. Детский стресс в адаптивный период проявляется, как правило, в нарушении социальных и поведенческих норм, носит демонстративно «бунтующий» характер – ребёнок противится, отказывается от сотрудничества, он делает разные вещи по-своему, бывает агрессивным по отношению к сверстникам и т. д. После возвращения домой дети часто утомляются и не могут «найти себе места», бывают раздражительными или рыдающими, вялыми, не хотят даже на минуту расставаться с родителями, выходить из дома, или же становятся, наоборот, гиперподвижными, проявляют агрессивность в отношении братьев и сестер и т. д. Дети также могут некоторое время хуже есть и спать, вечером спрашивать о завтрашнем посещении детского сада и заранее протестовать против похода туда утром.

Описанные здесь проблемы возникают у детей в различных конфигурациях и являются типичными для периода адаптации. 

Когда следует беспокоиться о трудной адаптации?

Обеспокоенность родителей и педагогов может быть вызвана в случаях:

·                   когда симптомы очень тяжёлые и не уменьшаются с течением времени;

·                   когда симптомы усиливаются и к прежним присоединяются новые проблемы;

·                   когда ребёнок имеет большие трудности в общении со сверстниками;

·                   когда ребёнок не справляется с адаптацией к общественным правилам;

·                   когда возникают и не проходят психосоматические симптомы: нарушения аппетита, проблемы с запорами, сном, рвота и боли в животе.

Как предотвратить трудности адаптации?

Для облегчения процесса адаптации ребёнка к условиям учреждения дошкольного образования целесообразно:

– позволять ребёнку познавать мир под присмотром заботливых, но не авторитарных взрослых; чем более любопытный и находчивый ребёнок, тем больше открыт он для нового опыта;

– научить ребёнка преодолевать трудности, обеспечивая необходимую помощь, но и поощряя его собственные усилия; замечать и хвалить даже маленькие успехи;

– принимать чувства ребёнка, указывая ему одновременно способы, как справиться с «трудными» эмоциями;

– обеспечить как можно больше контактов со сверстниками в период, предшествующий посещению детского сада (общие развлечения на детской площадке и в песочнице, посещение детских центров, встречи с друзьями, имеющими детей аналогичного возраста и т. д.);

– давать ребёнку возможность для переживания разлуки с близкими людьми в безопасных эмоциональных условиях: иногда оставлять его под присмотром бабушки или тети, когда родители выходят за покупками. Однако следует иметь в виду, что слишком длинная и слишком частое отсутствие родителей не будет способствовать зрелости ребёнка и привыканию к разлуке. Если ребёнок работающих родителей остаётся на попечении бабушки или няни, следует иметь в течение дня время для общей игры и прогулки с родителями;

– учить самостоятельности в сфере самообслуживания, чтобы ребёнок, идя в детский сад, чувствовали себя в этом отношении уверенно;

Зачастую трудности адаптации к дошкольному учреждению являются серьёзными и представляют для ребёнка слишком большую эмоциональную нагрузку. В таком случае стоит как можно скорее обратиться к опытному детскому психологу, который поможет определить проблемы и установить их причины. Такие трудности могут возникать из проблем, которые имеет сам ребёнок, например, нарушение обработки сенсорных стимулов, проблемы с общением и вступление в социальные контакты, недостаточно развитое умение играть, маленькая самостоятельность и т. д.

Иногда проблемы возникают из опасений самих родителей, которые боятся, что ребёнок справится без их помощи, и передают ему свои страхи. Бывает, что дошкольное учреждение, которое ребёнок начал посещать не приспособлено к его потребностям. Причины трудности адаптации, как правило, сложны и могут включать все три описанные выше аспекта.

Помощь психолога при адаптации

Помощь психолога должна основываться на изучении психологической ситуации конкретного ребёнка, чтобы предложить соответствующие решения. Это могут быть рекомендации для родителей и работников учреждения дошкольного образования, однако иногда сам ребёнок нуждается в дополнительной помощи, чтобы облегчить нахождение его в новой среде. Это могут быть занятия по сенсорной интеграции, мануальная терапия, индивидуальные или групповые адаптивные занятия и т. д. Кроме того, иногда необходимо временно сократить пребывание ребёнка в детском саду.

Если у ребёнка наблюдается серьёзная проблема в период адаптации, то не следует оставлять его без профессиональной помощи с надеждой, что на будущий учебный год ребёнок «перерастёт» их. Так чаще всего не происходит – наоборот, проблемы усугубляются, потому что сверстники уже сделали значительные успехи в области сепарации от родителей и стали более самостоятельны.

Таким образом, адаптационный период у детей проходит по-разному – для кого-то он практически незаметен, а кто-то сталкивается с очень серьёзными проблемами. В среднем это два-три месяца, в течение которых совершенно необходимо помочь ребёнку освоиться и привыкнуть к новому для него образу жизни, проявив при этом терпение и доброжелательность.

Наталья СТЕЛЬМАХ,

педагог-психолог высшей квалификационной категории яслей-сада № 161 г. Минска, руководитель МО педагогов-психологов Ленинского района г. Минска

 

 
 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь