Развитие физических качеств у учащихся в урочной и внеурочной деятельности через игру в волейбол

  • 28 августа 2018 01:41:28
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 2452
  • 0

Как показывает практика, значительная часть современных учащихся ведет пассивный образ жизни, много времени проводит сидя за телевизором, играм на свежем воздухе предпочитают домашний уют наедине с компьютером, что приводит к заболеваемости учащихся, снижению успеваемости.

Передо мной возник ряд вопросов: как увлечь учащихся физкультурой и спортом, как развить их физические качества, с помощью каких средств обу-чения это сделать? Я попытался ответить на эти вопросы через вовлечение учащихся в игру «Волейбол». Занятия спортивными играми вызывают интерес у учащихся к физической культуре, способствуют развитию потребности в жизненно важных двигательных умениях и навыках.

Использование в урочной и внеурочной деятельности спортивной игры «Волейбол» способствует развитию физических качеств, укреплению здоровья учащихся, повышению уверенности в себе, что позволяет успешнее учиться, а самое главное, вызывает у учащихся желание заниматься волейболом, с пользой проводить свободное время, развивает интерес, потребность в здоровом образе жизни.

Развитие физических способностей - тема актуальная, так как высокий уровень их развития – важный компонент состояния здоровья. В образователь-ном стандарте отмечено, что одной из важнейших целей физической культуры является «развитие основных физических качеств и повышение физической подготовленности учащихся…». Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств (сила, выносли-вость, координация или ловкость, быстрота, гибкость), являются основой высокой работоспособности во всех видах деятельности: учебной, трудовой, и спортивной.

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки. Для развития двигательных способностей необходимо создавать определённые условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения. Я убежден, что проблема развития физических качеств может быть решена путем привлечения учащихся к игре в волейбол. Как известно, волейбол является одним из самых массовых и популярных видов спорта. Волейбол – это эликсир здоровья, отличное средство приобщения учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, активному отдыху.

Программный материал по волейболу направлен на освоение учащими-ся технических приемов игры (стоек и перемещений, передач сверху и снизу, подач нижней или верхней, нападающего удара, блокирования), индивиду-альных, групповых и командных тактических действий (обусловленных уров-нем технической и физической подготовленности) в нападении и защите, на развитие физических качеств, на формирование знаний (терминология игры, правила игры, правила безопасности при организации игры), на овладение организаторскими умениями (выбор и подготовка места для проведения игры, комплектование команды, помощь в судействе, руководство группой при выполнении игрового упражнения или организации подвижной игры с элементами волейбола).

Рассмотрим некоторые средства развития двигательных способностей, которые я применяю на занятиях по волейболу. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, высоко прыгать, мгновенно менять направ-ление и скорость движения, обладать силой и ловкостью. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание.

В процессе организации занятий волейболом особое внимание уделяю развитию гибкости. В вводно-подготовительной части с особым вниманием отношусь к качеству выполнения занимающимися общеразвивающих упраж-нений: наклонов, поворотов, круговых движений в кистевых, локтевых, плече-вых, голеностопных, коленных и тазобедренных суставах. В специальную раз-минку с мячами включаю броски и передачи спиной к партнёру, выполнение которых требует проявления подвижности плечевых суставов и позвоночного столба. Их выполнение является профилактикой травм. Упражнения на растя-гивание включаю и в заключительную часть урока или занятия. Они способствуют восстановлению после прыжковой нагрузки, выполнения большого количества маховых движений, и дальнейшему гармоничному развитию занимающихся.

Выполнение упражнений в средней и, особенно, в низкой игровой стойке способствует развитию силы мышц ног, сгибание и разгибание туловища при выполнении передач, подач, ударов, укрепляет мышцы брюшного пресса и спины, плечевого пояса. Специфичной при игре в волейбол является нагрузка на пальцы рук. В процессе выполнения игровых действий развивается сила различных групп мышц опорно-двигательного аппарата, осуществляющего амортизационную функцию.

Для развития быстроты во время игры в волейбол предлагаю короткие и быстрые перемещения, смену положений частей тела относительно друг друга, действия в соответствии с реакцией на быстро изменяющиеся игровые условия.

Игра в волейбол насыщена короткими, но часто противоположными по направлению перемещениями, прыжками, ударами. Их выполнение способствует развитию не только координационных, но и скоростно-силовых способностей.

Подбирая средства для развития выносливости, всегда помню, что в основном будет оказано влияние на воспитание специальной, так называемой, игровой выносливости. Основным средством развития специальной выносливости являются довольно длительное непрерывное или с незначительными паузами выполнение игровых упражнений, максимально приближенных к соревновательной деятельности, то есть включающих все компоненты спортивной игры. Организационной особенностью занятий, направленных на развитие игровой выносливости, является обеспечение минимальных затрат времени на возобновление выполнения игрового упражнения при потере мяча. Внимательно слежу за поддержанием непрерывности игровых действий в каждой группе занимающихся и оказываю помощь в сборе мячей в удобном месте, привлекаю к помощи освобождённых от занятий и отдыхающих в данный момент учащихся.

Немаловажным условием эффективности влияния игровых упражнений, является темп выполнения заданий. Стараюсь создавать и поддерживать «ситуацию успеха» для каждого занимающегося, позитивный эмоциональный фон занятия.

Проанализировав программу учебного предмета «Физическая культура и здоровье», раздел «Основы видов спорта», я подобрал упражнения , которые можно использовать во время игры в волейбол для развития физических качеств. Расскажу о некоторых упражнениях, которые охотно выполняют мои учащиеся.

Расположение занимающихся

Содержание упражнения

                            Упражнения, направленные на развитие гибкости

1.

Индивидуально (можно в парах через сетку или без сетки)

Имитация передачи сверху двумя руками назад.

2.

В парах через сетку, в 2 – 3 м от неё. (можно без сетки)

Повернуться к партнёру спиной, подбросить над собой мяч и выполнить передачу сверху спиной к партнёру. Он ловит мяч и выполняет то же самое.

При достаточно высоком уровне технической подготовленности это упражнение можно выполнять без ловли мяча: каждый игрок выполняет передачу над собой, поворот на 180°, передачу партнёру спиной к нему.

3.

В тройках вдоль сетки: двое на боковых линиях лицом друг к другу, игрок в середине – к одному партнеру лицом, к другому - спиной.

Игрок в середине выполняет передачу за голову, поворачивается лицом к партнёру, которому отдал передачу, и снова выполняет передачу за голову теперь другому партнёру. Игроки на боковых линиях выполняют передачу партнёру, находящемуся между ними.Игроки меняются местами после 15-20 передач назад.

4.

Индивидуально

(можно в парах через сетку или без сетки)

Имитация передачи снизу двумя руками назад.

5.

В парах через сетку на линиях атаки.

Повернуться к партнёру спиной, подбросить над собой мяч и выполнить передачу снизу через сетку спиной к партнёру. Он ловит мяч и выполняет то же самое.

6.

В парах у сетки рядом друг с другом: оба спиной к сетке, один с мячом.

Игрок с мячом выполняет бросок двумя руками из-за головы в пол (2 – 3 метра от себя) так, чтобы мяч отскочил на заднюю линию (5 – 8 м от сетки), игрок без мяча бежит, догоняя мяч, возвращает его партнёру передачей сверху или снизу, оставаясь спиной к сетке

7.

В парах: один у сетки с мячом, другой – на задней линии.

Игрок у сетки выполняет бросок двумя руками из-за головы, имитируя подачу или нападающий удар. Его задача усложнить партнёру приём мяча, создавая условия для его перемещения и выполнения глубокого выпада (вперед или вперёд-в сторону). Игрок на задней линии, в средней динамичной стойке готовится к приёму мяча и выполняет перемещение, завершая его глубоким выпадом, в низкой стойке принимает мяч.

8.

Индивидуально.

5-6 м от стены

Выполнение верхней прямой подачи в стену. (10 – 15 ударов правой рукой, 5-10 – левой)

9.

Индивидуально.

5-6 м от стены

Выполнение нападающего удара в пол с отскоком в стену. (10 – 15 ударов правой рукой, 5-10 – левой)

Упражнения, направленные на развитие силы

1.

Индивидуально. У сетки спиной к ней с мячом в руках.

Бросок мяча двумя руками из-за головы в пол в 2-3 м от себя и ускорение за отскочившим от пола мячом, поймать мяч.

2.

В парах. Один - у сетки, другой – на задней линии (с закрытыми глазами или повернувшись спиной к партнёру).

Игрок у сетки подбрасывает мяч, громко выкрикивая имя партнёра или какое-то избранное слово. Игрок на задней линии внимательно слушает происходящее вокруг, ожидая условного крика партнёра. Услышав нужный голос и своё имя, быстро реагирует, открывает глаза (или поворачивается), находит в воздухе мяч, подброшенный партнёром, делает ускорение к нему, ловит или выполняет передачу над собой. Через 10-15 приемов – смена.

3.

В парах: один у сетки, другой – на задней линии.

Игрок у сетки выполняет передачи – одну над собой, одну на заднюю линию; игрок на задней линии после выполнения передачи к сетке делает ускорение до ориентира (боковой, лицевой, трёхметровой линии и т.п.) и возвращается в исходное положение. Смена после 10-15 ускорений и передач.

4.

В парах: один у сетки, другой – на задней линии.

Игрок на лицевой линии выполняет бег с высоким подниманием бедра на месте (часто), а когда партнёр набрасывает мяч в зону защиты, ускоряется, стараясь не дать мячу упасть на площадку. Каждому игроку выполнить 5-7 ускорений.

5.

В парах: один у сетки, другой – на задней линии.

Игрок у сетки выполняет имитацию блокирования, по команде партнёра поворачивается и ускоряется за подброшенным партнёром на задней линии мячом, который можно поймать или выполнить передачу над собой или партнёру.

6.

В тройках: двое у сетки с мячами на расстоянии 2-3 м друг от друга, один – на задней линии.

Игроки у сетки поочередно выполняют передачи прямо перед собой на заднюю линию, игрок задней линии, быстро перемещаясь из зоны в зону защиты напротив каждого партнёра, возвращает им мячи передачей. Смена после 10-15 ускорений и передач.

Упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей

1.

Индивидуально. На линиях атаки, возле баскетбольных щитов

Имитация нападающего удара: разбег, прыжок, имитация удара – дотянуться до баскетбольного щита (сетки баскетбольного кольца, края баскетбольной фермы, отметки на антенне волейбольной сетки, тренажера «подвешенный мяч» и т.п.)

Серии прыжков (10-15) чередовать с сериями коротких (по 3-6м) ускорений: от трехметровой до средней и обратно, оставаясь лицом к сетке (6-8 раз); от лицевой до трехметровой и обратно (6-8 раз)

2.

Индивидуально у стены на расстоянии 1,5-2 м от неё.

Выполнение верхней передачи в прыжке в стену. Серии по 15-30 передач.

 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь