МиксФит – функциональная тренировка

  • 17 июля 2019 15:20:33
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 1162
  • 0

Актуальность развития физических качеств учащихся современной школы выходит на первый план. Физическая подготовленность подрастающего поколения – важнейшее слагаемое будущего нашего общества. Однако в настоящее время уровень подготовленности учащихся невысок, и это снижает показатели здоровья. Учителя физической культуры средней школы № 209 г. Минска нашли способ, который способствует оздоровлению учащихся и их дальнейшей социализации в обществе.

Важная роль для решения проблемы отводится общеобразовательной школе и учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Решение поставленных задач заключается в разработке и поиске учебных инновационных методик проведения уроков и внеклассных занятий по физической культуре, способствующих динамическому росту физических качеств учащихся.

В нашей стране быстрыми темпами развивается фитнес-индустрия. Как следствие, многие специалисты предлагают использовать элементы фитнес-технологий в качестве средства всестороннего физического развития учащихся.

В основу программы было положено нашумевшее в последние годы направление функционального тренинга CrossFit.

Что такое CrossFit

Кроссфит – тип системы тренировок, которая использует функциональные, постоянно варьируемые движения, выполняемые с различной интенсивностью.

История развития CrossFit

В 1980 году 49-летнему американцу Грегу Глассману, в прошлом гимнасту, пришла идея объединить в одной тренировке физические упражнения различной направленности.
Со временем были разработаны узконаправленные системы тренировок, таких как CrossFit Kids – кроссфит для детей, CrossFit Football – упражнения ориентированы на профессиональных футболистов. Существуют системы, направленные на работу с беременными, пожилыми людьми, сотрудниками специальных подразделений.

Соревнования CrossFit
Ежегодно в мире участники игр выявляют сильнейших в упражнениях, о программе которых узнают за несколько часов до их проведения. На играх определяется «Самый подготовленный человек в мире», и проходят они в различных категориях в зависимости от пола и возраста. С 2015 года в соревновательную программу включены подростковые категории.

Турниры часто осуществляются в онлайн-формате (CrossFit Open). На официальном сайте CrossFit выставляются упражнения, и в течение нескольких дней атлеты со всего мира публикуют свои результаты, подтверждая их видеоматериалами. Лучшие из каждого региона по итогам пяти заданий онлайн-турнира проходят отбор во второй этап (CrossFit Regionals).
Второй этап выявляет атлетов, достойных выступить в финале, который традиционно проводится в Калифорнии (США).

CrossFit – отсутствие специализиции

Основная идея кроссфита: «Наша специализация – никакой специализации».

Отличительная особенность мероприятия – разнообразие и увлекательность; все тренировки носят состязательный характер, они направлены на комплексное развитие.

Подобный функциональный тренинг не зря приобрёл популярность. Благодаря разнообразию упражнений и постоянному соперничеству с самим собой создаются условия, когда хочется заниматься физической культурой снова и снова.

Основываясь на идеях CrossFit, было решено создать собственную программу факультативных занятий.

МиксФит – функциональная тренировка

Цели факультативной программы: повышение спортивного интереса учащихся старших классов к систематическим занятиям спортом; обеспечение необходимого уровня физической подготовленности старшеклассников; создание предпосылок для достижения высоких результатов в будущей профессионально-прикладной физической подготовке.
Программа рассчитана на 35 часов в год. Из учащихся IX–XI классов формируется мини-группа – не более 6 человек. К активным практическим занятиям допускаются учащиеся основной или подготовительной медицинской групп, не имеющие противопоказаний для занятий физической культурой.

Программа состоит из двух разделов. В теоретическом разделе учащиеся знакомятся с правилами безопасного поведения на занятиях. Узнают о значении физических упражнений для укрепления здоровья, их влиянии на развитие и состояние органов и систем, учатся самостоятельно организовывать внеурочные занятия физической культурой и спортом. Также они могут «окунуться» в историю возникновения функционального тренинга и кроссфита.

В практическом разделе учащиеся изучают разновидности ходьбы и бега, комплексы общеразвивающих упражнений на месте и в движении, упражнения, направленные на развитие физических способностей: общей выносливости, силы, быстроты, гибкости, координационных способностей при выполнении упражнений общей направленности.
В рамках специальной физической подготовки изучаются и отрабатываются комплексы специальной разминки. Развиваются физические качества: быстрота, скоростно-силовые способности, специальная выносливость, гибкость и координационные способности.

Техническая подготовка направлена на освоение тяжелоатлетических упражнений (рывковые и толчковые движения с гирей и штангой), гимнастических упражнений на снарядах (турник, брусья, канат, кольца). Если есть возможность, то в рамках реализации программы можно организовать посещение бассейна.

Тактическая подготовка – это обучение учащихся дозированию нагрузки при выполнении тренировочных и соревновательных комплексов упражнений.

Для повышения качества планирования и проведения занятия следует использовать различные по направленности упражнения.

Тяжёлая атлетика (Т/А) – упражнения с весами: становая тяга, взятие штанги на грудь, жимы штанги, рывок, толчок, упражнения с медицинским мячом, махи гирей.
Гимнастика (Г) – гимнастика (упражнения с собственным весом и на снарядах, а также с использованием специальных тренажёров): сгибание и разгибание рук в висе на разновысотной перекладине, приседания, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, сгибание и разгибание рук в упоре на кольцах, сгибание и разгибание рук в стойке на руках, подъём по канату, выходы силой, выходы в упор на руках, экстензии мышц спины и бёдер, подъёмы корпуса, прыжки, выпады.

Метаболическая тренировка (М) – упражнения, направленные на повышение скорости обменных процессов в организме: бег, езда на велосипеде, плавание, упражнения со скакалкой. В комплексе этот вид нагрузки используется как активный отдых.

Занятие имеет специализированную структуру. В разминке нужно создать условия для психологической настройки к нагрузке на основе аэробных упражнений, суставной разминки, а также отработать наиболее технически сложные элементы основной части.

В основной части вначале изучаются новые упражнения, применяются комплексы, направленные на развитие силовых способностей, а затем проводятся занятия, развивающие специальные двигательные способности. В конце предлагаются игровые задания, заминка на основе аэробных упражнений и элементов стретчинга.
При составлении комплексов упражнений, направленных на развитие двигательных способностей, используются различные методические подходы.
КМБ (как можно быстрее). Задаётся количество кругов, повторений, которые надо выполнить как можно быстрее.

Табата. Интервальная тренировка, когда 20 секунд работаешь, 10 – отдыхаешь. Количество раундов – 8. В Табату может быть включено как одно упражнение, так и несколько.

Для качественной организации проведения занятий и повышения интереса учащихся к физической культуре и спорту следует использовать различный инвентарь: мячи набивные (2 кг, 3 кг), скакалки, гантели наборные, гири, штанги, тренажёры TRX, SANDBAGи – мешок с песком, утяжелители, функциональные лестницы, канаты для лазанья и многое другое.

Да, не во всех школах есть такое количество инвентаря, но при желании всегда можно организовать занятие на основе упражнений с собственным весом, имея гимнастические маты, турник, несколько мячей. Также можно применять элементы окружающей среды: крутые подъёмы в гору, естественные препятствия и подручные нестандартные приспособления и оборудование. Помощником станет фантазия, желание учителя и учащихся.

Идея реализации факультативной программы «МиксФит – функциональная тренировка» – переход от объяснения к пониманию, от контроля к саморазвитию, от управления к самоуправлению. И здесь основная задача педагога – общение и взаимопонимание с учащимися, поиск новых идей, интересных направлений и формирование условий для систематических занятий спортом, постоянного самосовершенствования как учителя, так и ребят.

ДМИТРИЙ МИРОНОВИЧ, учитель-методист средней школы № 209 г. Минска  



 



 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь