Домашние задания по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» как один из путей формирования здорового образа жизни
- 24 января 2019 16:31:17
- Отзывов: 0
- Просмотров: 1526
-
В программе по физической культуре и здоровью предусмотрена такая задача, как формирование навыков и привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями, внедрение физической культуры в режим дня учащихся для достижения оптимальной двигательной активности и формирования здорового образа жизни учащихся. В решении данной задачи особое место занимают домашние упражнения. Домашние задания по физическому воспитанию являются одной из наиболее эффективных форм привлечения учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями. Подбирая такие задания, я исхожу из того, что наиболее охотно учащиеся выполняют упражнения, доступные им, позволяющие видеть рост результатов, который подлежит количественной и качественной оценке. Выбирая упражнения, учитываю возможность их выполнения в домашних условиях. А также учитываю и пользу их для физического развития и повышения физической подготовленности учащихся.
Основу комплексов составляют упражнения, включающие в себя различные наклоны туловища, поднимание туловища из положения лежа, приседания, сгибание и разгибание рук в упоре, подтягивания, прыжки через скакалку. Эти упражнения рассчитаны на развитие всех двигательных качеств и охватывают все основные группы мышц. Выполняя их, учащиеся развивают также волю и трудолюбие.
Домашние задания немыслимы без индивидуального подхода к каждому ученику, без учета его физического развития и подготовленности. Поэтому я не ставлю перед своими учениками задачу выполнить то или иное упражнение точно определенное количество раз, а предлагаю им улучшить к контрольному сроку личный показатель на какое-то количество раз. Такой метод ставит в равные условия сильного и слабого ученика, стимулирует заниматься обоих. Особое внимание обращаю на учащихся, перенесших заболевания. В соответствии с заключением врача временно освобождаю от выполнения домашних заданий.
В связи с этим важным становится момент определения первоначальных возможностей ученика в выполнении упражнений. Нужно знать максимальный результат ученика, чтобы быть уверенным, что его дальнейший рост идет действительно за счет самостоятельной работы дома. Привожу примеры упражнений постоянных домашних заданий для развития физических качеств учащихся V-VII классов и описание требований к их выполнению.
1. Приседания (для развития силы ног, общей выносливости).
V-VI классы.
И. п. – ноги врозь, руки на поясе.
1 – присесть, руки вперед
2 – И. п.
В V-VI классах учитывается количество приседаний; улучшить на 10 раз. В VII классе фиксируется количество приседаний за 1 мин; улучшить на 3 раза.
2. Прыжки на скакалке (для развития координации движений, силы ног, прыгучести, общей выносливости, силовой выносливости).
V класс. Учитывается количество прыжков; улучшить на 20 раз.
VI-VII классы. Учитывается количество прыжков за 1 мин; увеличить на 8 раз.
3. Поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги закреплены (для развития брюшного пресса, силовой и общей выносливости).
V класс – И. п. руки на пояс. Учитывается количество подниманий; увеличить на 5 раз.
VI-VII классы. И. п. руки на груди, взяты за локти. Определяется количество подниманий за 1 мин; увеличить на 2 раза.
4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (для развития силы рук, укрепления мышц брюшного пресса, спины, ног, развития силовой и общей выносливости)
V-VII классы. Руки на повышенной опоре (V класс – высота 60-70см, VI-VII классы – 30-35см). Учитывается количество повторений; увеличить на 5 раз.
Если за учебную четверть двигательные показатели по выполнению перечисленных упражнений улучшатся, то ставлю (+) «плюс», если не улучшатся, то (–) «минус». Если показатели не улучшаются, но согласно программным нормативам соответствуют отличной или хорошей отметкам, то ставлю «плюс». Все отметки за выполнение домашних заданий фиксирую в классном журнале и учитываю при выставлении отметок за четверть.
В дополнение к своей работе во всех классах разрабатываю специальные карточки домашних заданий с указанием дозировки упражнений. При подборе упражнений основываюсь на требованиях программы по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Первым упражнением в таких карточках указывается то, которое для данного учащегося является главным и на выполнение которого следует обращать наибольшее внимание. От класса к классу упражнения в карточках меняются в зависимости от требований учебной программы и уровня развития двигательных качеств. В содержании карточек вместе с основным упражнением на повышение уровня развития входят и другие, способствующие развитию остальных качеств, а также направленные на совершенствование в выполнении простейших технических приемов, включенных в учебную программу. Успех внедрения домашних заданий зависит еще и от организации контроля и самоконтроля.
Я использую следующие виды контроля: индивидуальный, групповой и проверка всего класса в целом. Групповые и индивидуальные проверки могу доверить самим учащимся. Выбираются старшие группы, начиная с 6-го класса, учащиеся, консультируясь с товарищами, оценивают выполнение заданий и затем докладывают учителю. Группы подбираю так, чтобы в них входили учащиеся, получившие одинаковое задание. Задания проверяю в разных частях урока, в зависимости от его задач и содержания. Домашние задания, выполняемые на протяжении длительного времени, проверяю, как правило, фронтальным методом на последнем уроке каждой четверти. Осуществляется это обычно в начале урока после медленного бега. Это контроль со стороны учителя. Чтобы данная форма занятий физическими упражнениями была продуктивной, необходимо постоянно отслеживать динамику развития физической подготовленности. Наблюдения за изменением результатов при выполнении домашних заданий учащиеся осуществляют сами.
Чтобы учащиеся самостоятельно могли отслеживать динамику развития физической подготовленности, с ними ведется дневник домашних заданий, включающий в себя следующие разделы: памятка для родителей, дата выполнения задания, динамика результатов двигательного тестирования, простейшие функциональные показатели (ЧСС), данные физического развития (масса и длина тела), содержание домашних заданий. В этих дневниках учащиеся отмечают количество и качество выполненных упражнений, а родители систематически могут проконтролировать выполнение тех или иных упражнений.
Таким образом, внедрение в практику обучения домашним заданиям по физической культуре, использование дневника самоконтроля, контроля со стороны педагога и родителей приводят к высокой эффективности данной формы занятий физической культуры.
Пожалуйста зарегистрируйтесь