Здоровый образ жизни – решения проблем в будущем

  • 29 марта 2019 15:02:55
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 2204
  • 0

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя, от жизнерадостности, бодрости воспитанников зависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы».

В.А.Сухомлинский.

Проблема здоровья школьников сегодня как никогда важна. Главная причина: малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация.

Несомненно, что успешность обучения определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу. Сегодня состояние школьного образования можно охарактеризовать следующими тенденциями: снижением активности школьников в учебной деятельности, замедлением их психического и физического развития, ухудшением здоровья детей. Это связано с напряжённой социальной обстановкой, с неблагоприятным экологическим состоянием природы, генетическими факторами патологического ухудшения здоровья подрастающего поколения, а также большим психоэмоциональным напряжением, вызванным условиями жизни и обучения. На современном этапе актуальной становится цель – сохранить и преумножить здоровье детей в школах.

Особое внимание уделяется активизации потенциала физической культуры не только в урочной, но и во внеурочной деятельности – через систему секционных, кружковых занятий.
Девизом моей работы по формированию здорового образа жизни стали слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы».
Цель: формирование ответственности у самих учащихся за своё здоровье, оценки своих возможностей; развитие произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.

Поэтому, основными задачами педагога являются:
1.    исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности;
2.    формирование установки на здоровый образ жизни;
3.    сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.

Работа по формированию здорового образа жизниможет реализовываться через:
•    проведение оздоровительных пауз во время уроков и внеклассную работу;
•    работу с родителями.

Особое внимание я обращаю при проведении мероприятий по сохранению здоровья, где закладываются навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, профилактика заболеваний, негативного отношения к вредным привычкам, изучение особенностей своего организма, а также проведение оздоровительных минут во время урока, повышение интереса к предметам.

 Физкультминутки можно проводить с музыкальным сопровождением, игровые паузы, зрительная гимнастика, эмоциональная разгрузка. Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность. Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

С целью обеспечения условий для развития и саморазвития ученика, выявления его индивидуальных особенностей, я провожу мониторинг изучения учебных возможностей школьников по самым разным направлениям. Это диагностика изучения личности учащегося, его познавательных способностей, анкетирование по здоровьесбережению.

В связи с этим, функции классного руководителя в реализации валеологического воспитания выглядят следующим образом:
1.    Изучение физического и психического здоровья учащихся класса (особенности развития детей на различных возрастных этапах, отклонения в здоровье, их влияние на учебную деятельность ученика и его личное развитие, причины детских недомоганий) Изучение различных методик диагностики перегрузки учащихся в учебной деятельности и их влияние на здоровье.
2.    Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах (санитарно-гигиенические требования к уроку, дозировка классных и домашних заданий, количество времени на выполнение домашних заданий).
3.    Проведение просвещения учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании для человеческого организма.
4.    Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев, по развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях.
5.    Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т.д.), которые могут стать в классе традиционными.
6.    Тесное сотрудничество с учителем физической культуры и привлечение его к участию в тематических консультациях для детей и родителей по проблеме сохранения физического здоровья детей.
7.    Сотрудничество с внешкольными учреждениями по предупреждению детского нездоровья.

Мною были проведены беседы и классные часы:
«Путешествие по островам» (вредные привычки),
«СПИД - опасная болезнь»,
информационный час «Скажи курению - нет!»,
беседа «Курение - опасное увлечение», «Компьютер и зрение»,
час общения «Знать, чтобы жить» (встреча с медработником),
«Азбука здорового питания»,
«Я выбираю здоровье».
“Я здаровье берегу, сам сабе я помогу”.(Спорт против курения).
«Опасность курения».
«Здоровый образ жизн».
«Эти вредные конфликт».
«Всемирный день борьбы со СПИДом».
«Учитесь на здоровье!»
“Формула здарового питания. Что вкусно. А что полезно?”
«Даже не пробуй!»
«Наше здоровье в наших рука»
«О вреде спиртных напитков»
 «Нет наркотикам!»
«Весна, погода, здоровье»
 «Шалости и травмы»
«Гигиена и здоровье»
«Питание и здоровье»
 «Ты и компьютер»
 
Кроме этого прошли олимпийские уроки по таким темам:
- История возникновения Олимпийских игр.
- Современные Олимпийские и Паралимпийские игры
- Великие чемпионы моей страны

Эти классные часы особенно понравились учащимся. Многие в дальнейшем следили за ходом олимпийских игр, болели за свою страну. Такие классные часы помогают формировать у учащихся ценностное отношение к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщают к занятиям физической культурой и спортом.
Целью классного часа «Учитесь на здоровье ! » было актуализировать и развивать знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни. Ребятам был предложен тест.
 

  Тест « Ваш образ жизни »

               
               
 Если по итогам тестирования вы набрали более 60 баллов, то получаете оценку отлично; более 45 баллов – хорошо; более 25 - удовлетворительно; менее 25 баллов – неудовлетворительно
 
В тестировании участвовало 3 ученика. Более 60 баллов, т.е. оценку отлично получили 2 ученика, более 45 баллов, т.е. оценку хорошо получили 1 ученик, более 25 баллов, т.е. удовлетворительно никто. Менее 25 баллов не получил никто.

 В среднем 68 баллов, что говорит о том ,что практически все ребята регулярно занимаются спортом и ведут активный образ жизни.

Целью классного часа «Как победить дракона или удержись от вредной привычки».
- углубить представление детей о вредных привычках;
- способствовать воспитанию отрицательного отношения к табаку, алкоголю, наркомании;
- побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам;
- учить противостоять давлению сверстников;
- развивать критическое мышление;
- воспитывать активную жизненную позицию.

Была проведена подготовительная работа с детьми:

Ребята дали краткую характеристику вредным привычкам , художникам из числа детей было поручено нарисовать шестиглавого дракона на листе ватмана. На каждой голове написать название вредной привычки;
четыре пары учеников разыграли диалоги.

Ребятам был предложен тест «Сможешь ли ты устоять»?
который поможет оценить свои силы. Нужно было ответить на 10 вопросов, написав числа от 1 до 10 в столбик. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет».
1.     Любишь ли смотреть телевизор?
2.    Хотелось ли тебе играть в компьютерные игры больше 3 часов ежедневно?
3.    Хотелось ли тебе попробовать закурить?
4.    Можешь ли ты весь выходной просидеть перед телевизором, оставив все свои дела?
5.    Пробовал ли ты алкогольные напитки?
6.    Любишь ли ты уроки физкультуры?
7.    Если друзья предложат тебе сбежать с уроков, согласишься ли ты?
8.    Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?
9.    Если бы тебе прямо на улице незнакомый предложил коробку конфет, взял бы ты ее?
10.     Друзья зовут тебя поиграть в компьютерные игры, а ты еще не сделал уроки? Сможешь отказаться?

Теперь подсчитайте, сколько раз вы ответили на вопросы «да». За каждый такой ответ вам положено 5 баллов, значит умножьте полученное число на 5. Что у вас получилось?

0 – 15 баллов.
Вы умеете управлять своими желаниями. Как и все люди, вы любите получать удовольствия. Но в нужный момент вы в состоянии понять, что удовольствие ради удовольствия может принести вред, помешать вашим планам. Получается, что если вам кто-нибудь предложит побалдеть от какой-нибудь дряни, то вы легко откажетесь. Вас не так-то просто купить на всякую дешевку. У вас впереди интересная жизнь, полная настоящих удовольствий.

20 – 40 баллов.
Ваша «зона удовольствий» нередко вас подводит. Вы, быть может, и хотели бы лучше управлять своими желаниями, но это не всегда получается. Не хватает воли. Видимо, вы очень много времени теряете зря. Вы стремитесь к сиюминутным удовольствиям. Из-за этого вы можете потерять очень много приятного в будущем. Если вам предложат немного «кайфа», вы можете согласиться. К сожалению, большинство наркоманов именно так и начинали. Рекомендуем быть настороже – слишком дорогой может оказаться цена сомнительного удовольствия.

40 – 50 баллов.
Вас, как говориться, можно брать голыми руками. Вы буквально заряжены на получение всяческих удовольствий. За любой вид «кайфа» вы будете готовы отдаться в рабство какому-нибудь подонку. Таких, как вы, слабаков – не так уж много. Вам грозит беда.

В тестировании принимало участие 19 человек. Из них 10 умеют управлять своими желаниями, у 9 человек не всегда получается управлять своими желаниями, не хватает воли.
Один из классных часов был посвящен теме стресса. «Как справиться со стрессом?» Была проведена диагностическая работа, ребятам была предложена группа вопросов, по результатам , которых было определено, что стрессу подвержены абсолютно все дети.

 1 группа.
А) В работе, в отношениях с друзьями, в спортивных и азартных играх вы не боитесь, соперничества и проявляете агрессивность.
Б) Если в игре вы теряете несколько очков, и если представители противоположного пола не реагируют должным образом на ваши знаки внимания, то вы сдаетесь и "выходите из игры".
В) Вы избегаете любого конфликта.

2 группа.
А) Вы честолюбивы и хотите многого достичь.
Б) Вы сидите и "ждете у моря погоды".
В) Вы ищете предлог увильнуть от работы.

3 группа.
А) вы любите работать быстро, и часто вам не терпится побыстрее закончить дело.
Б) Вы надеетесь, что кто - нибудь вас подстегнет.
В) Когда вы вечером приходите домой, то думаете о том, что произошло на работе, учебе.

4 группа.
А) вы разговариваете слишком быстро и слишком громко. В беседе высказываете чересчур категоричные мнения и перебиваете других.
Б) Когда вам отвечают "Нет", вы реагируете совершенно спокойно.
В) Вам с трудом удается выражать ваши чувства.

5 группа.
А) Вам часто становится скучно.
Б) Вам нравится ничего не делать.
В) вы действуете в соответствии с желаниями других людей, а не со своими.

6 группа.
А) вы быстро ходите, едите.
Б) Если вы забыли что-то сделать, вас это не беспокоит.
В) Вы сдерживаете свои чувства.

 Учащиеся 7 класса часто становятся победителями спортивных соревнований и конкурсов, которые проводятся в школе. Посещают секцию баскетбола для девочек и для мальчиков.
Ребята с удовольствием проводят время на свежем воздухе, катаясь на лыжах, роликах, велосипеде.

Являясь классным руководителем, свою цель я вижу в том, чтобы показать ребёнку и его семье значимость его физического и психического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для дальнейшего профессионального становления.
 

Поэтому я включаю в работу с классом следующие моменты:
1.    Сотрудничество с медицинским персоналом Подоросской амбулатории для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья учеников класса.
2.    Сотрудничество с родителями учащихся .
3.    Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей.
4.    Организация просветительской работы с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне её.
5.    Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
6.    Формирование личностной рефлексии учащихся по проблеме (коррекция мнения о себе и о своём здоровье).
7.    Организация просветительской работы с родителями

Возвращаясь к моему девизу, хочу сказать: для того, чтобы «драгоценное произведение природы» развивалось, было здоровым, сильным и умным, наша работа по сохранению и укреплению здоровья детей должна быть основана на совместной деятельности всех заинтересованных структур.

Большую роль в решении проблемы укрепления и сохранения здоровья играет семья. Основной целью работы с родителями я поставила просвещение в вопросе по воспитанию ЗОЖ у детей в семье, переориентировать родителей из сторонних наблюдателей в активных участников здоровьетворчества. Если родители сами следят за своим здоровьем, то и ребёнок будет жить по тем правилам и законам, которые существуют в семье.

В своей работе с родителями я использую следующие формы и методы:
1.    Родительские собрания, темы которых связаны с укреплением и сохранением здоровья у школьников;
2.    Беседы и консультации по предупреждению заболеваний, по сохранению и укреплению эмоционального здоровья;
3.    Анкетирование;
4.    Дни открытых дверей.

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Наша общая задача – всеми доступными средствами достигать взаимодействия в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности. Одним из направлений совместной работы школы и семьи мы выделяем физическое и психическое здоровье ребенка.

Результативность работы:
•    снизилась заболеваемость учащихся ОРВИ и ОРЗ;
•    100% учащихся класса провакцинированы от гриппа;
•    Для одного учащегося (33%) (многодетная семья) организовано 2-х разовое горячее питание;
•    рост мотивации к занятиям физической культурой у учащихся;
•    охват учащихся спортивно-оздоровительной работой составляет 100 %.

 Обеспечить физическое, психическое и духовное здоровье школьника сегодня – значит обеспечить здоровье всего общества завтра. Каждый человек должен осознать, что здоровый образ жизни - это успех, его личный успех. Здоровье – это такое состояние духа человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способностей.

 СВЕТЛАНА ДАНИЛОВИЧ, классный руководитель Подоросского учебно-педагогического комплекса детский сад–средняя школа

 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь