Подросток в зоне риска. Урок для 5–6 классов
- 06 августа 2018 00:28:49
- Отзывов: 0
- Просмотров: 1765
-
Цель: создание
условий самостоятельного формулирования учащимися вывода о том, что следование
нормам поведения является не целью, а средством безопасной жизнедеятельности.
Задачи:
·
воспитывать
детей в духе глубокого осознания опасности ненормативного поведения;
·
выявить
вместе с учащимися основные источники опасности в социуме;
вырабатывать
компетенции безопасного поведения.
Оборудование урока.
·
Учебник «Основы безопасности
жизнедеятельности», 5 класс;
·
компьютер,
мультимедийный проектор;
·
телевизор;
·
презентация к уроку;
·
интерактивные плакаты.
Здравствуйте, ребята! Правила безопасности жизнедеятельности появились
благодаря многовековому опыту воинов, охотников, спасателей, путешественников и
просто обычных людей. Если бы люди всегда помнили и соблюдали эти правила, они
намного реже оказывались в беде.
1.2. Мотивация учащихся к изучению новой темы.
А сейчас закройте глаза, и попытайтесь
представить себе тысячелетнее прошлое. Представили? А теперь откройте глаза и
скажите, что вы увидели? (Ответы учащихся). А что вас очень
удивило? Конечно, за прошедшие 1000 лет цивилизация шагнула далеко вперед.
Выросли многоэтажные дома, скоростные магистрали, появились автомобили
различных моделей, компьютеры, мобильные
телефоны, электрические бытовые приборы и многое другое. Жить в 21 веке гораздо
интереснее и удобнее! Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на этом
уроке? А теперь прочтите тему урока. Как вы думаете, почему мы говорим о
достижениях цивилизации, если тема урока "Подросток в зоне риска"? (Высказывания учащихся).
1.3.
Совместное формулирование целей и задач урока.
Попробуйте сами поставить задачи урока,
используя вопросы: почему?
какие?
как?
(Почему современное общество влечет в
себе больше опасности, чем предшествующие эпохи? Почему именно на подростков и
детей выпадает большая доля опасности, чем на взрослых? Какие источники риска
есть в жизни современного подростка? Как защититься от опасности?).
1.4.
Актуализация первичных знаний.
(Понятие – «опасность» по алгоритму
составления ассоциаций).
Ребята, теперь, давайте подумаем и
вспомним, что же такое - опасность? Какие ассоциации возникают у вас со словом
«опасность»?
Используя правила составления ассоциаций,
ответьте на вопрос «что такое - опасность?».
Вот что получилось у
меня.
Гибель
Болезнь
Зло
Вред
То есть, опасность – это наступление,
или появление заметной вероятности наступления нежелательных событий. Или же,
говоря простым языком, опасность – это ситуация, которая может причинить
человеку вред. Запомним это.
·
Выявление
факторов, определяющих уязвимость детей и подростков (индивидуальная работа с
текстом). Как вы думаете, а почему же подростки находятся в наибольшей
опасности?
Поработав
с материалом (Текст № 1), заполните пропуски в тексте.
Подростки
еще не обладают такой ___ и ___ способностями как взрослые, чтобы противостоять
опасности. Объем их ___ недостаточен для того, чтобы находить выход из сложных
ситуаций. Неблагоприятные воздействия _____ на подростка гораздо сильнее. Во
время взросления человек ищет свое место в жизни, он копирует ___ , не обладая
их опытом. У подростков ослаблено чувство ___.
Получается следующий текст:
Подростки еще не обладают такой
физической силой и умственными способностями как взрослые, чтобы противостоять
опасности. Объем их знаний недостаточен, для того чтобы находить выход из
сложных ситуаций. Неблагоприятное воздействие окружающей среды на подростка
гораздо сильнее. В период взросления человек ищет свое место в жизни, он часто
копирует поведение взрослых людей, не обладая их опытом. У подростков ослаблено
чувство опасности.
Я предлагаю вам попробовать, используя Интернет-ресурсы,
выяснить, в результате чего ежегодно в мире погибает больше всего людей.
( Видеофрагменты).
А теперь послушайте официальную
статистику:
(для
привлечения большего внимания детей, можно использовать видеофрагменты интервью
с представителями ГИБДД, МЧС, отдела по борьбе с оборотом наркотиков и др.).
Каковы же источники опасности в жизни
современных подростков? Давайте по ходу урока заполним памятку.
Источники
риска в жизни подростка:
1…
2…
3…
4…
Те источники риска, о которых мы
поговорили, вам понятны и известны, но существуют и скрытые источники они,
возможно, вызовут у вас удивление…
Информирование учащихся о скрытых
источниках опасности в жизни подростка (текст на выбор).
·
Несколько
лет назад в Японии изобрели виртуальную игрушку в виде брелока (тамагочи). Это
питомец, за которым нужен был хороший уход. И жизнь у него была всего одна.
Маленькому ребенку подарили эту игрушку. Он тщательно ухаживал за своим
питомцем. Привязался к нему. Полюбил. Но однажды ночью, когда питомец подал
сигнал о том, что его нужно кормить, ребенок не проснулся… И утром этот ребенок
увидел, что его друг (тамагочи) мертв… Ребенок не смог пережить этого, и выбросился
из окна. После этого случая, таким игрушкам стали делать несколько жизней.
·
Десятилетнему
ребенку не удавалось пройти новый уровень в виртуальной игре. Он очень злился.
Просидел за компьютером более 10 часов, но все бесполезно. Подошла
его мама и сказала, чтобы мальчик шёл спать. Он наотрез отказался. Мама молча
выключила компьютер. Ребенок пошел на кухню, взял нож и, порезал себе
вены…
О
каком источнике риска сейчас идет речь? (ответы учащихся)
Правильно! Компьютер!
Но не только компьютер может
причинить вред психике ребенка. Жестокость и насилие на экранах телевизоров.
Виртуальные игры.
Кстати они могут принести вред не только
психическому, но и физическому здоровью подростка. Еще не изобрели безвредных
для глаз мониторов! Если долго ребенок находится у экрана, это ухудшение
зрения, и нарушение осанки, нарушение пищеварения, быстрая утомляемость и т. д.
Зависимость от Интернета называется «Сетеголизм». А зависимость от
компьютерных игр «Кибераддикция».
Что запишем в памятку?
(Вредные
последствия компьютеров, телевизоров, приставок).
Но, пожалуй, самым неожиданным для вас
источником опасности будет то, о чем я сейчас расскажу:
Однажды
ученик спросил учителя: «Учитель, враждебен ли мир для человека? Или он несет
человеку благо?».
-
Я расскажу тебе притчу о том, как относится мир к человеку,- сказал учитель. Давным-давно
жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много
чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок,
двери и даже пол были зеркальными. Зеркала были необыкновенно ясны, и
посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало,- настолько точно они
отражали предметы. Кроме того стены этой залы были расположены так, чтобы
создавать эхо. Спросишь: «Кто ты?» - и услышишь в ответ с разных сторон: «Кто
ты? Кто ты? Кто ты?».
Однажды
в эту залу забежала собака и в изумлении застыла посередине – целая свора собак
окружила ее со всех сторон, сверху и снизу. Собака на всякий случай оскалила
зубы, и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись не на шутку, она
отчаянно залаяла. Эхо повторило ее лай. Собака лаяла все больше. Эхо не
отставало. Собака металась туда и сюда, кусая воздух, и ее отражения то же
носились вокруг, щелкая зубами. Наутро слуги нашли несчастную собаку
бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было
никого, кто мог бы причинить ей хоть какой - то вред. Собака сражалась со своим
собственным отражением».
О какой опасности шла речь в притче?
(Собственное поведение.)
Теперь вы видите, мир не приносит ни
добра, ни зла сам по себе. Он безразличен человеку. Все происходящее вокруг нас
- всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний и поступков.
Мир это большое зеркало. И как мы с вами будем относиться к этому миру, так и
мир будет относиться к нам!
Ведь, что такое дорога? Это всего лишь
путь сообщения для людей и транспорта. Наркотики? Набор молекул. Огонь? Реакция
окисления. Вот и все!
Компьютер? Это
бесполезная железка, если её не включить.
Поэтому
самое важное: наше собственное поведение.
Записываем в памятку: собственное поведение!
Видеоряд
«Источники риска в жизни подростка» (интерактивные
плакаты):
1.
Дороги – несоблюдение правил дорожного движения;
2.
Употребление наркотиков;
3.
Огонь – неправильное обращение с огнём;
4.
Компьютер – компьютерная зависимость;
5. Собственное поведение.
Совместное
составление формулы безопасности.
Таким
образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при
возможности избегать; при необходимости действовать. Эту формулу можно
зарифмовать в стихах:
Безопасности
формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Шаги
принятия решений:
1
шаг
- Если ты хочешь что-то сделать, то сначала остановись – подумай!
2
шаг
- Представь, как твой поступок отразиться на тебе, твоих родителях, твоих
друзьях.
3
шаг
- Выбери занятие, последствия которого безопасны. И не делайте того, что может
иметь плохие последствия.
4
шаг
- Похвали себя за то, что тебе удалось принять ответственное решение и избежать
опасности.
У нас осталась последняя задача – как
обезопасить себя? Поработав, составьте правила поведения, которые необходимо
соблюдать для того, чтобы не попадать в опасные ситуации. Пусть эти правила
начинаются словом - надо.
Запишем:
1 надо – Знать правила
поведения в опасной ситуации;
2 надо – Уметь
применять эти правила;
3 надо – Использовать
эти правила в повседневной жизни.
1.5
Рефлексия. Давайте
вернемся к задачам урока. Почему именно современное общество наиболее опасно
для человека? Почему именно на подростка выпадает большая доля риска?
Какие источники риска есть в современном мире? (Ответы учащихся). Этому вы
будете учиться в течение всего курса основ безопасности жизнедеятельности.
1.6 Завершение урока.
Домашнее задание.
Учитель предлагает учащимся выполнить творческую
работу по их собственному выбору и пониманию. Например, нарисовать
иллюстрации к самым запоминающим моментам урока или составить кроссворд, ребус
по правилам безопасности жизнедеятельности.
Итак, сегодня вы узнали много нового. На
последующих уроках вы узнаете гораздо больше о том, как избежать конкретных
опасностей в конкретных ситуациях! Благодарю за урок! Всем спасибо! До
свидания!
Светлана Кривец,
заведующая информационно-библиотечным центром ГУО
«Средняя школа № 9 г. Лиды»
Пожалуйста зарегистрируйтесь