Модные и очень опасные: булимия и анорексия
- 15 января 2019 14:51:13
- Отзывов: 0
- Просмотров: 3079
-
«Пропагандируемый индустрией моды образ худобы вынуждает молодых девушек голодать, поскольку они стремятся быть похожими на моделей», – Тесса Джоуэлл.
XXI в. стал веком стройных женщин. Новый идеал красоты заставил, прежде всего, девочек и девушек предпринимать колоссальные усилия, чтобы ему соответствовать. Красота или здоровье? Перед этим выбором стоит современное общество. Добиться идеала можно разными способами. Самый распространённый – похудеть. Это небезопасно. Булимия и анорексия – это две разные формы нарушения пищевого поведения.
Данное занятие нацелено на формирование у подростков модели правильного пищевого поведения.
Интерактивное занятие с элементами тренинга для подростков. «Модные и очень опасные: булимия и анорексия»
Цель: способствовать формированию у подростков модели правильного пищевого поведения.
Задачи:
1. расширить понимание подростками вреда пищевой зависимости – булимии и анорексии;
2. обсудить причины возникновения нарушений пищевого поведения, его последствия и варианты профилактики;
3. разработать правила безопасного пищевого поведения подростков.
Условия реализации: учащиеся XIII–XI классов; оборудование: листы бумаги формата А4; карточки; маркеры, фломастеры.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Вступительная часть
Сегодня модно быть худым и стройным. Этого можно достичь благодаря тренировкам, уходу за своим телом. Однако многие девушки считают, что стройной фигуры можно достичь в результате отказа от еды и изнуряющих диет, подражая кумирам, как идеалам стройности. Это приводит к нарушению пищевого поведения.
Вы, вероятно, знаете о проблемах, вызываемых нарушениями пищевого поведения. Анорексия и булимия – это две крайности пищевой зависимости.
Предлагаю обсудить, что конкретно вы знаете об этих проблемах с использованием метода «Четыре угла».
Цель: актуализация субъективного опыта участников.
Описание упражнения. В трёх углах комнаты располагаются карточки с надписями «Верно», «Неверно», «Спорно». Четвёртый угол свободный – для тех, у кого имеется иной вариант ответа.
Педагог зачитывает утверждения, среди которых есть верные, признанные здравоохранением и подтверждённые исследованиями. Есть неверные, а также спорные – утверждения, которые не имеют единственно правильного ответа. Участникам, услышавшим утверждение, следует занять ту позиции, которая соответствует его личному мнению. После принятия решения участники должны обосновать свой выбор.
Предлагаются следующие утверждения:
1. Уровень смертности среди больных анорексией и булимией, занимает первое место по сравнению со всеми остальными психическими заболеваниями
(Это верное утверждение. Действительно, уровень смертности среди больных анорексией и булимией, занимает первое место по сравнению со всеми остальными психическими заболеваниями. Процент смертности составляет 5–16 %).
2. По внешнему виду человека можно определить, страдает ли он анорексией, булимией.
(Спорное утверждение. Люди с пищевыми нарушениями очень разные. И среди аноректиков попадаются люди с нормальным весом, и при булимии больные бывают стройные и даже истощённые. Далеко не все больные анорексией выглядят как демонстрируемые в ток-шоу случаи крайней степени тяжести. Многие из таких людей могут иметь вес ниже нормы всего на 3–7 кг. Они худые, но их вид не соответствует общепринятому пониманию «анорексичной внешности». Так что просто посмотрев на человека, невозможно определить, страдает ли он анорексией или булимией).
3. Люди с анорексией не едят конфеты, шоколад и прочие сладости.
(Неверно. Страдающие анорексией действительно часто избегают такой еды. Но некоторые едят её регулярно. Если такой человек решил ограничить рацион, допустим, до 300 ккал в день, он вполне может отдать предпочтение шоколадному батончику).
4. Только 1 из 10 человек, страдающих пищевыми зависимостями, получает квалифицированную помощь и лечение в борьбе с зависимостью.
(Верно. Проблема состоит в том, что такие люди редко обращаются к врачу, так как стыдятся или не осознают, что это заболевание).
5. От пищевых зависимостей полностью вылечиться невозможно.
(Неверно. Многочисленные исследования эффективности лечения таких заболеваний доказывают, что выздоровление хотя и требует от человека немалых усилий, но возможно. Правда, лечение может занять месяцы или даже годы).
6. Анорексия – это, прежде всего, болезнь не тела, а души.
(Верно. По мнению врачей, анорексия является психическим заболеванием, при котором наблюдается патологическое желание потери веса, сопровождающееся сильным страхом ожирения. Именно поэтому анорексию можно считать болезнью не только тела, но и души).
Вывод. Проблема анорексии и булимии актуальна и не так проста, как кажется на первый взгляд, т.к. подростки не всегда обладают достаточным объёмом знаний в вопросах правильного пищевого поведения [2].
Основная часть. Мини-лекция
О вкусной еде мы можем разговаривать часами. Тема диет тоже одна из распространённых. А вот переедание или недоедание обсуждается редко. Между тем, переедание и недоедание – это серьёзные расстройства пищевого поведения. Нарушение пищевого поведения приводит к пищевым зависимостям.На данный момент в Мире известно уже более десяти видов разных зависимостей.
Зависимость (аддикция, англ. addiction – склонность, привычка) – навязчивая потребность совершать определённые действия, несмотря на неблагоприятные последствия медицинского, психологического или социального характера.
Зависимости можно условно разделить на две группы:
- Химические зависимости: человек испытывает зависимость от определёенного химического вещества. Какие виды зависимостей мы можем сюда отнести? (алкоголизм, наркомания и таксикомания).
- Невротические (эмоциональные) зависимости: человек пытается восполнить (заменить) недостаток (избыток) какого-то типа эмоций определённым видом деятельности. Знаете ли вы, какие зависимости мы можем отнести к этому типу? (интернет-зависимость, пищевая, игровая и т. д.)
Состояние зависимости вынуждает человека совершать определённые действия против здравого смысла. Объектом пищевой зависимости для человека становится еда.
Пищевые зависимости (нарушение пищевого поведения) включают в себя анорексию, булимию и компульсивное переедание. Анорексия и булимия – это две крайности пищевой зависимости.
Булимия (от греческого слова, означающего бычий голод) – нарушение пищевого поведения, характеризующееся повторяющимися приступами переедания и последующими попытками избавления от лишней массы тела путём очищения желудка от пищи искусственной рвотой или с помощью слабительных.
Анорексия (в переводе с греческого – «нет аппетита») – это расстройство пищевого поведения, проявляющееся в отказе от пищи, основными признаками которого являются сильный страх увеличения веса, искажённый образ тела.
У людей, которые больны анорексией, желание похудеть становится важнее всего. Жизнь превращается в постоянную гонку за стройностью, но само понятие стройности в их сознании искажается. Насколько бы они ни похудели, им будет этого недостаточно. Даже при появлении нездоровой худобы люди будут отрицать существование проблемы, считать себя слишком толстыми, и продолжать худеть.
Пищевая зависимость проявляется в «потере контроля» над своим пищевым поведением, избытком съедаемой пищи или попытке как можно скорее избавиться от съеденного.
В 60 % случаев булимия и анорексия сопутствуют друг другу: больные испытывают ужас перед возможным набором лишнего веса и стараются отказываться от пищи, но периодически у них возникают приступы внезапного голода и неконтролируемого переедания.
Работа в группах. «Причины – последствия – профилактика»
Предлагаем участникам поработать в группах (метод «Конструктор»). Педагог делит учащихся на три группы по цвету бейджиков: синяя, зелёная, жёлтая. Каждой группе предлагается одинаковый набор карточек с информацией, отражающей разные аспекты проблемы пищевой зависимости.
«Синяя» группа должна сконструировать информацию, отражающую причины возникновения пищевой зависимости.
«Зелёная» группа – последствия данной проблемы на организм человека.
«Жёлтая» группа – профилактику возникновения пищевой зависимости.
Группам необходимо выбрать из общего набора и наклеить на лист формата А2 те карточки, которые содержат информацию, относящуюся к определённому аспекту проблемы. То есть, собрать, как конструктор, нужную информацию последовательно и логично. Педагог может дать подсказку, что карточек с информацией должно быть в каждом аспекте не более 5. Затем нужно обсудить свою тему в группе и сделать краткое сообщение для остальных групп. Предлагаются карточки со следующей информацией:
Причины возникновения пищевой зависимости: анорексии и булимии
Связывает свои жизненные неудачи с «плохой» внешностью, всегда недоволен (а) собой, подавлен (а) и депрессивен(а), имеет низкую самооценку.
Считает, что положительная оценка и внимание зависит от внешнего вида, свойственно думать, что несоответствующая стандартам моды фигура не даёт шанса выйти замуж.
Насмешки над формами тела и весом со стороны окружающих.
Потеря массы тела даёт ощущение счастья, контроля над собой и жизнью, особенно, если условия жизни травмирующие (конфликты в семье, алкоголизм кого-то из её членов, непонимание, отсутствие друзей).
Способ снять напряжение и получить удовольствие, возможность отдохнуть. Наесться до отвала – единственный способ получить удовольствие или отдохнуть.
Физические последствия пищевой зависимости: булимии и анорексии
Нарушения сердечно-сосудистой системы – сердечная аритмия, нередко приводящая к внезапной смерти из-за отсутствия калия и магния (которые «вымываются» из организма вследствие очистительных процедур), а также прочих минеральных веществ и общего нарушения электролитов.
Приступы обморока; головокружение; постоянное ощущение холода из-за замедленного пульса.
Нарушения кожи: выпадение волос; сухая кожа, бледность кожи; появление мелких волос на лице и на спине; нарушение структуры ногтей.
Нарушения пищеварительной системы: судорожные боли желудка, неусваиваемость лактозы; тошнота.
Истощение организма, летальный исход.
Профилактика возникновения пищевой зависимости
Никогда не поощряйте себя едой, чтобы не выработать вредный условный рефлекс. Используйте вместо еды другие возможности побаловать себя – приятную покупку, встречу с друзьями, возможность подольше поспать и т. д.
Будьте активны! Движение помогает улучшить ваше самочувствие. Займитесь йогой, поиграйте в волейбол, покатайтесь на велосипеде с друзьями. Слепите снеговика или песочный замок на пляже. Будьте активными и наслаждайтесь жизнью!
Использовать поддержку людей, а не продукты питания, когда вы чувствуете себя плохо.
Придерживайтесь регулярного графика питания. Вы можете пропускать приём пищи. Но если морить себя голодом, пища становится всем, о чём вы думаете. Чтобы избежать этой озабоченности, ешьте регулярно.
Не соблюдайте диеты. Здоровое питание не предполагает необходимости избежать увеличения веса во что бы то ни стало. Ешьте, когда вы действительно голодны, и останавливайтесь, когда вы сыты.
Наработки групп вывешивают на доске и озвучивают. Коллективно обсуждают и корректируют, чтобы соответствовало правильному варианту.
Вывод: Благодаря работе в группах, мы обсудили причины возникновения пищевой зависимости, физические последствия анорексии и булимии, предложили меры профилактики и систематизировали знания по данной проблеме.
Упражнение «Миф или реальность»
На нашем занятии вы много услышали о таких пищевых зависимостях, как булимия и анорексия. Многое вы знали по данной проблеме. С помощью следующего упражнения мы увидим, насколько вы сможете отличить истинную и ложную информацию об анорексии и булимии.
Описание упражнения. В противоположных углах тренинговой комнаты размещаются таблички «Миф» и «Реальность». Педагог предлагает послушать утверждения и определить, истинно оно или ложно. После сделанного выбора участникам нужно подойти к одной из табличек и аргументировать свою позицию. Затем, когда обсуждение утверждения состоялось, педагог озвучивает правильный ответ.
1. Мужчины не болеют анорексией
Миф. Анорексии подвергаются чаще женщины и девушки. Мужчины страдают этим расстройством, по оценкам экспертов, в 5–10 % случаев. В основном жертвами пищевой зависимости становятся девушки в возрасте от 14 до 25 лет.
2. Около 50 % всех страдающих булимией и анорексией – это модели.
Реальность. По статистическим данным Всемирной организации здравоохранения, действительно, около 50 % всех страдающих булимией и анорексией – это модели.
3. Очистительные процедуры помогают снижать вес.
Миф. Если человек пытается избавиться от съеденного, очистительные процедуры неэффективны. Установлено, что после искусственно вызванного приступа очищения желудка более 70 % съеденной пищи остаётся в желудке. Очищение кишечника при помощи слабительных выводит из организма воду, но не препятствует всасыванию питательных веществ. Однако вред, наносимый подобными процедурами, иногда непоправим.
4. Пищевыми зависимостями страдают только люди с высоким социально-экономическим статусом.
Миф. Булимией, анорексией и другими нарушениями пищевого поведения страдают люди из всех социально-экономических слоев, независимо от социального статуса и экономического положения.
5. Анорексия и булимия несут опасность для жизни.
Реальность. Это действительно реальность, болезни и их последствия могут привести к летальному исходу.
6. Почти 50 % людей с расстройствами пищевого поведения страдают той или иной формой депрессии.
Реальность. По статистическим данным это действительно так.
Вывод. Данное упражнение позволило нам развенчать мифы, существующие в обществе об анорексии и булимии.
Как вы думаете, насколько актуальна проблема пищевой зависимости? (участники высказываются). Стоит ли говорить об этой проблеме с подростками? Для чего это нужно? (участники высказываются). Спасибо за ответы.
Что бы вы посоветовали подросткам, озабоченным собственным весом и своей внешностью?
Объединимся в три группы. Предлагаем составить послание подросткам (сверстникам) по теме «Стоп, анорексия и булимия!».
Инструкция к заданию: в течение 3 минут нужно придумать пять правил безопасного пищевого поведения по принципу «модно и безопасно». Предлагаем использовать такие ключевые фразы, как:
«Прежде чем…, задумайтесь…»
«Если…, не стоит…»
«Когда решитесь…, вспомните…»
«Не забывайте, что…»
«Никогда не нужно…»
«Старайтесь быть…»
«Остановитесь перед тем, как…»
После выполнения задания каждая группа представляет результат своей коллективной работы.
К каким из правил (рекомендаций) вы готовы прислушаться? Почему?
Заключительная часть.
Подведение итогов: рефлексивное упражнение «Я уже завтра…»
Упражнение «Я уже завтра…». Описание приёма. Педагог предлагает участникам взять карточку, на которой написан глагол (слово, предполагающее действие). Глаголы могут быть следующие: подумаю, сделаю, смогу, найду, пойду, расскажу, запланирую, посоветуюсь, передам, проанализирую, познакомлюсь, заставлю, буду, задумаюсь и т. д. Используя выбранный глагол, каждый участник должен завершить фразу «Я уже завтра…», высказав при этом мысль о перспективах применения полученных знаний и опыта на занятии.
Текст: Анна ОЛЕНИЧ, педагог-психолог СШ № 1 г. Скиделя
Пожалуйста зарегистрируйтесь