Хороший старт каждому ребенку
- 02 мая 2019 01:52:00
- Отзывов: 0
- Просмотров: 1445
-
На современном этапе развития национальной системы образования приоритетным направлением признается оказание ранней коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР и формирование любви к здоровому образу жизни. Успех работы определяется ранним выявлением нарушения и своевременным началом коррекционно-педагогической работы.
Анализ статистических данных свидетельствуют о том, что в Республике количество детей с речевыми нарушениями с каждым годом увеличивается, структура речевого нарушения усложняется.
Так, по итогам профилактических осмотров в 2017г, проведенных специалистами учреждений здравоохранения, установлено, что более 60% воспитанников имеют речевые нарушения различной сложности. По данным Министерства образования Республики Беларусь дети с нарушениями речи составляют около 80% от общего количества детей с особенностями психофизического развития. В нашем дошкольном учреждении по результатам моего обследования на выявление детей с ОПФР 80% воспитанников имеют речевые нарушения.
Как известно, коррекционное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно – педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность коррекционного воздействия. Важнейшим условием преемственности при этом, является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов.
В последние годы, стала актуальной проблема поиска оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с ОПФР, привлечение родителей в коррекционно–педагогический процесс и формирование любви к здоровому образу жизни, т.к. это является важнейшим условием полноценного психического, развития и успешной коррекции ребенка с особыми образовательными потребностями.
Период времени от выявления детей с ОПФР и до получения специальной помощи может длиться до 1года. Данный период может оказаться очень важным для развития ребенка.
Итак, мы все знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста, все мы осознаем тот факт, что развитие детей неэффективно вне игры. И тем не менее мы вынуждены констатировать, что игра «уходит», дети практически не играют. Поэтому одним из важных направлений коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР в домашних условиях родителям рекомендуется использование развивающих игр, направленных на развитие моторной (двигательной) активности, восприятия, речевого развития, которые представляют собой систему свободных игр, заданий и упражнений, творчества.
Особая роль в комплексе коррекционных мероприятий отводится развитию двигательных функций, так как по данным ряда авторов (Филичева Т.Б. и др.) ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению тяжелых нарушений речи.
Выявлено то, что все дети развиваются в одной и той же последовательности, но с разной скоростью (Б.Холлес, И.Эллнеби). Обозначение проблемы привели к поиску наиболее эффективных путей решения. Только знание ситуации, в которой находится конкретный ребенок, необходимо, чтобы понять и правильно удовлетворить его потребности и подобрать необходимые способы воздействия для стимуляции развития и формирования любви к здоровому образу жизни, к полезным привычкам, сохранению и укреплению здоровья.
Создание благоприятной обстановки для обучения и лечения, организация правильного режима дня, рациональное питание, нормализация сна, физическое и трудовое воспитание благоприятно влияют на ребенка, улучшают состояние его речи и психики.
Серьезной трудностью чаще всего становится понимание родителями необходимости лечебной и коррекционно-развивающей помощи своему ребенку.
Своевременное выявление детей с ОПФР в группах раннего возраста дает возможность оказания ранней коррекционно-педагогической помощи до включения воспитанников в целенаправленное обучение и воспитание (специальное), с привлечением законных представителей ребенка.
Каждый ребенок уникален и развитие отдельного ребенка происходит поэтапно и в определенном порядке. Если упущен какой-то один этап развития, то это влияет на следующие этапы. К счастью всегда существуют условия, с помощью которых ребенок может «наверстать» упущенное, но для этого необходимо наличие осведомленного и вызывающего доверие окружения.
В ГУО «Ясли-сад №250 г. Минска» при выявлении детей с ОПФР и создание банка данных для учета сведений, в период до охвата специальным образованием возникла необходимость в организации коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР в возрасте 2-6 лет с привлечением родителей.
Организация ранней коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР в возрасте 2-6 лет состоит из следующих этапов:
- своевременное выявление детей с ОПФР создание банка данных. Психолого-педагогическое изучение воспитанников в присутствии их родителей;
- разработка и распостранение информационно-просветительных материалов коррекционно-педагогической помощи, проведение консультативно-методической, обучающей работы с родителями воспитанников;
- введение игр и игровых упражнений, бесед в коррекционно-педагогическую работу родителями дома;
-анализ эффективности применения игравых приемов, игр в процессе стимуляции развития у воспитанников с ОПФР.
Таким образом, индивидуально – практические занятия являются эффективной формой обучения родителей элементарным методам коррекционно–развивающей работы с ребенком. В процессе таких занятий у родителей формируется адекватное взаимодействие в системах «родитель – ребенок» и «родитель – педагог», повышается уровень педагогической компетентности, т.е. происходит улучшение взаимоотношений в этих системах, формирование адекватной оценки возможностей своего ребенка.
Родителям рекомендуются дополнительные направления коррекционно-педагогической помощи детям в игре и игровых упражнениях. Блок-схема развития воспитанников с ОПФР через развивающие игры и игровые упражнения.
В работе с детьми с ОПФР родителям рекомендуется использовать стимулирующие коррекционно-педагогические способы помощи: развивающие игры и игровые упражнения, беседы. (Приложение 1).
Хочется отметить, что семья является для ребенка первичным воспитательным и социальным коллективом. Она аккумулирует в себе общественное бытие и сознание. Именно в семье ребенок оказывается органически включенным в социальные отношения, которые и составят содержание его личности в будущем. Огромная роль семьи в воспитании и развитии реализовывается, когда родители овладеют необходимыми знаниями об особенностях и этапах развития своих детей.
Ни одна коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в коррекционно-образовательном процессе.
Приложение 1.
Развивающие игры и игровые упражнения для развития моторной активности, восприятия и речи.
1. Развитие речи и языковое развитие
Первой стадией языкового развития является взаимодействие между взрослым и ребёнком, когда взрослый разговаривает, основываясь на своем понимании того, в чём нуждается ребёнок. Данная стадия реализуется главным образом на бессознательном уровне с помощью жестов, улыбок, мимики и мягких интонаций голоса. Эти первые улыбки и попытки подражания формируют основу для языковых способностей и желание учиться языку. Необходимо адаптировать своё первоначальное общение с детьми .
Рекомендуем:
Ø управлять силой голоса;
Ø разговаривать отчётливо и медленно;
Ø использовать конкретные понятия, короткие предложения («Теперь мы берём ботинок и надеваем его на ногу»);
Ø повторять предложения;
Ø интерпретировать действия ребёнка с помощью слов («Вот так, теперь берем банан. Ты собираешься положить его себе в рот?»).
Ø поддерживать открытый диалог с ребенком;
Ø называть то, с чем вы работаете;
Ø говорить отчетливо, как если бы вы обращались к ребенку помладше («Отлично, ты играешь с кубиками?»);
Ø поддерживать ребенка так, чтобы он мог участвовать в языковых играх;
Ø помогать ребенку функционировать в составе группы;
Стимулирование развития речи ребенка.
Стимулировать - не требовать.
Говорить - не инструктировать.
Опыт - не «притворство».
Поощрять - не критиковать.
Играть - не тренировать.
Разговаривать - не исправлять.
Помогает развивать речь ребенка.
Разговаривать много, правильно.
Читать часто рассказы и сказки, которые подходят для языкового уровня ребенка, имеющегося у него опыта. Маленьким детям часто нужны картинки для уточнения того, что они слышат.
Стимуляция речи в развитии ребенка проводится в трех областях: ощущение вокруг рта, моторная активность рта, аудиальное восприятие, слух.
Комплексы игровых упражнений для стимуляции речи.
Цель: формировать умения осуществлять стимулирующие ощущения вокруг рта .
1. Ощутить губами что-то теплое, холодное, твердое, мягкое, острое и т.д.
2. «Рисовать» на губах кисточкой.
3. Мазнуть по губам ребенка медом, который он затем слижет.
4. Делать губами в воде булькающие движения.
5. Дуть в различные пустотелые предметы, накрывающиеся крышкой.
6. Делать губами «брм, брм», когда едешь в машине.
7. Всасывать вареные спагетти.
8. Лизать мороженое или леденец на палочке.
9. «Покусывать» верхнюю и нижнюю губы.
10. Втягивать губы различными способами, оттянуть вниз верхнюю губу и подтянуть вверх нижнюю.
11. Считать зубы при помощи языка.
12. Играть на расческе (выдувая воздух).
Цель: формировать умения осуществлять движения мимической мускулатуры.
Для тренировки мускулатуры рта, языка и губ взрослый может использовать игры, в которых ребенок может сосать, лизать, дуть и делать гримаски.
1. «Поддувать» игрушечные машинки, бумажные шарики или комки ваты один к другому.
2. Дуть на вертушку .
3. Дуть на скорлупу яйца в кастрюльке с водой.
4. Дуть на шарики для пинг-понга. .
5. Собирать в коробку бумажки из салфетки.
6. Всасывать воду, сок, какао и т.д..
7. Играть языком в «дворники ветрового стекла» автомобиля (язык движется из одного угла рта в другой на разных скоростях).
8. Делать язык коротким и толстым, длинным и тонким.
9.Проводить эксперименты , связанные с дутием.
10. Дуть через трубочку в кастрюльку с мыльной водой.
11. Рассказывать истории, например, о коте, который вылизывает себя очень чисто.
Текст: Наталья ВОРОБЬЕВА, учитель-дефектолог яслей-сада № 250 г. Минска.
Пожалуйста зарегистрируйтесь