Факультативный курс «Подготовка учащихся к семейной жизни» X класс

  • 18 января 2019 11:33:53
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 3314
  • 0

Факультативное занятие проводилось  в рамках  районного методического объединения учителей, преподающих факультативный курс по здоровому образу жизни 15.03.2017.

Тема: Рождение и воспитание детей в семье
Цель: формирование у учащихся правильного понимания роли семьи в рождении и воспитании детей.
Задачи:
           - формировать у учащихся ценностное и позитивное отношение к семье;
    - развивать понятие у  учащихся о ролевых моделях поведения в семье;
           - работать над воспитанием нравственных норм в поведении учащихся.
Оборудование: телевизор с выходом в интернет, компьютер, колонки.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Звучит песня Л.Долиной «Погода в доме» (электронное приложение 1).
Здравствуйте, дети и уважаемые гости! Я приветствую вас на нашем очередном факультативном занятии по здоровому образу жизни. Я надеюсь, что на сегодняшнем нашем занятии будет царить атмосфера открытости, доверия, взаимопонимания.  
            Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.                    
 
  Проблемный вопрос:
 - Какая важнейшая социальная функция семьи в современном обществе?
(Ответ детей: воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения).
Действительно, воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом.

2. Мотивация.

На столах вам предложены несколько выражений, из которых вы должны выбрать те, которые считаете семейными ценностями:
1) любовь;
 2) материальное благополучие;
3) взаимопонимание и взаимоуважение между взрослыми и детьми;
4) воспитание детей;
5) рождение здорового ребёнка;
6) интересный досуг вместе с детьми;
7) уверенность в прочности брака;
8) устроенный быт;
9) привитие детям семейных традиций.

 (Выбирают, выходят к доске, закрепляют магнитами и объясняют, почему выбрали именно эти выражения).
- Я не удивлена, что практически все семейными ценностями считают:
 взаимопонимание и взаимоуважение между взрослыми и детьми; воспитание детей; интересный досуг вместе с детьми; рождение здорового ребёнка и т.д.

3. Целеполагание.
Эпиграфом к нашему занятию я взяла  восточную мудрость:
    Если ты думаешь на год вперед, посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево.
    Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека.
(Восточная мудрость.)

Слово учителя:
     Как вы поняли, сегодня на занятии мы будем говорить о рождении и воспитании детей в семье. На какие вопросы вы бы хотели услышать ответы сегодня на занятии?

 Примерные ответы учащихся:
1.    Какие нравственные нормы положены в основу рождения и воспитания детей?
2.    Как должны вести себя родители с детьми?
3.    Как правильно воспитать ребёнка?

Учитель (зачитывает):        Семья – это то, что мы делим на всех,
                              Всем понемножку: и слёзы, и смех,
                              Семья – это то, что с тобою всегда.
                              Пусть мчатся секунды, недели, года,
                              Но стены родные, отчий твой дом –
                              Сердце навеки останется в нём!
4. Объяснение нового материала
 
Мини-исследовательское задание учащейся (индивидуальное):
- Попрошу найти значение слов рождение и воспитание в словаре С.И. Ожегова и устно сопоставить их значение. (Учащаяся работает со словарём и выписывает на доску эти понятия)

А теперь обратимся к Конституции Республики Беларусь (1994 года с изм. и доп.) [6, с.10]

В Конституции Республики Беларусь говорится:
Статья 32, с. 10-11(учитель зачитывает с Конституции Республики Беларусь)
- Значит, на что имеет право семья или что должна семья?

Учащийся зачитывает определения «рождение» и «воспитание» .
- Что общее между этими понятиями? (отвечают все)

Слово учителя:
     Однажды молодая мама обратилась к великому педагогу Константину Ушинскому с вопросом, когда следует начинать воспитание малыша?
- Как вы думаете, что ответил великий педагог?
Я предлагаю вам послушать и посмотреть притчу, которая и поможет ответить на поставленный вопрос (электронное приложение 2).
Притча «Виноградная лоза»:
Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.
 - Мудрец, моему ребёнку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать своё дитя: в строгости или же в ласке? Мудрец взял женщину и подвёл к виноградной лозе…
- Если ты не будешь обрезать лозу, если, жалея, ты не будешь отрывать у неё лишние побеги, то лоза одичает. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет…
Лишь при разумном сочетании того и другого удаётся вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость! Разумное сочетание любви, ласки и строгости способствует воспитанию нормально социализирующейся личности.

- Так как вы думаете, что ответил великий педагог?  (Ответы детей)

5. Аутотренинг
А сейчас делаем паузу, немножко отдохнём, отправимся в небольшое космическое путешествие, расслабим мышцы глаз.
Упражнение «Космос»: учащиеся глазами следят за движениями звёзд, планет, ракеты

6. Закрепление материала
Слово учителя:  В древней русской литературе есть уникальная книга «Домострой» [5]. А теперь я попрошу вас внимательно послушать учебное сообщение учащейся из истории семейного воспитания.
Учащейся было предложено опережающее задание по теме факультативного занятия «Наставления по вопросам воспитания детей в семье».(Учащаяся заранее ознакомилась с материалами «Домостроя», акцентировала внимание на первой  книге «Домостроя» «Книга, которая содержит в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину – и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам», отобрала материал по вопросам воспитания детей в семье.)

Вопрос учителя к заданию: Согласны ли вы с утверждением «Домостроя» по воспитанию детей?

Учебное сообщение учащегося:
 В истории литературы говорится, что «Домострой» ( полное название - «Книга, называемая «Домострой») – анонимный памятник русской литературы ХVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.
    В «Домострое» содержались правила и нормы поведения в семье и частной жизни, предписывающие как поступать в разных житейских ситуациях.
    «А пошлёт Бог кому сыновей или дочерей, надлежит заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитывать в добром поучении; по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию – мать дочерей, а отцу сыновей – ремеслу, кто к чему принадлежит, какие кому Бог возможности даёт; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить.
    Если дети, лишённые поучений отцов и матерей, в чем согрешат или зло сотворят ,то отцам и матерям от Бога грех, а от людей укоризна и насмешка, дому же убыток ,а себе самим скорбь и ущерб, от судей же пеня и позор.
…У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить ,и других их сверстников в речи не впадать ,но ожидать ,пока они выговорят» и т. д.

Заслушиваются ответы учащихся

Слово учителя:
При Иване Грозном появился знаменитый «Домострой». Он учил:
- не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать других,
- соблюдать порядок, чистоту в доме,
- строго выполнять свои обязанности.

Князь Владимир Мономах оставил «Поучения» детям:
- при старших молчать,
- мудрых слушать,
- старшим повиноваться,
- с равными себе дружить.

  Девочки, вам необходимо задуматься над вопросом:  Каким вы хотите видеть вашего ребенка через несколько лет?

Мальчик вернулся со школы. В тетради по математике мама увидела двойку, рассердилась и стала ругать сына. Мальчил расплакался и уединился. Ребёнок стал мрачнее тучи, стал грубым, скрытным, нервным и колючим. Мама поняла, что применила не тот метод воспитания. Она нашла другой подход к сыну. Мальчик стал приносить «отлично».
Вопрос учителя:
- Какие моменты вы считаете правильными в воспитании детей , а какие нет?
И почему? ( просмотр, ответы учащихся)
- Действительно, в воспитании детей главное не наказание, а понимание, терпение

 Интерактивный приём «Незаконченное предложение»

У вас на столах лежат незаконченные предложения, доработайте их.
( Встают и зачитывают).

Дети для родителей должны быть не в тягость, а в … !
В семейном кругу мы с вами растём
Основа основ – родительский …
В семейном кругу все корни твои
И в жизнь ты выходишь из … .

Ребёнок учится тому
Что видит у себя в …
…  пример ему.

И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший …
Держи в приличии свой … ,
Чтобы не каяться потом.

Ответы учащихся:
Дети для родителей должны быть не в тягость, а в радость!
В семейном кругу мы с вами растём
Основа основ – родительский дом
В семейном кругу все корни твои
И в жизнь ты выходишь из семьи.

Ребёнок учится тому
Что видит у себя в дому
Родители пример ему…

И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.

Задания на выбор:
 - Творческое задание учащимся (индивидуальная работа) «Написать мини-сочинение «Каким я вижу своего ребёнка?» (звучит тихая музыка).
На фоне музыки учащиеся по одному выходят к доске и зачитывают свои мини-сочинения.
- Составить кластер по теме занятия (работа в парах, как сидят за партой). Если нет желающих составлять кластер, то это задание не выполняется.
    На парту кладётся пустой лист  с одним основным облачком «Семейные ценности». Объясняется принцип работы. Учащиеся доделывают кластер самостоятельно. Один представитель с пары вывешивает на доске кластер на доске и озвучивает его.

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов). К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:
•    вызов,
•    осмысление,
•    рефлексия.
На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
•    На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
•    На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
•    На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Основные принципы составления кластера
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Рекомендации по составлению кластера
Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.
Применение метода кластер
Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении. Достоинства и результаты применения приема
Применение кластера имеет следующие достоинства:
•    он позволяет охватить большой объем информации;
•    вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
•    дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
•    умение ставить вопросы;
•    выделять главное;
•    устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
•    переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
•    сравнивать и анализировать;
•    проводить аналогии.
Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы. 

7.Подведение итога занятия
Вопросы учителя: 
- А сейчас вернёмся к нашему эпиграфу.  Какой смысл заложен в восточной мудрости?

8. Рефлексия
Я предлагаю вам составить синквейн на тему «Семья»:
Синквейн (от французского «пять») – стихотворение из пяти строк, котрое строится по определённым правилам:
1.    В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
2.    Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3.    Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами ( глаголами).
4.    Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
5.    Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Варианты ответов учащихся:
 «семья
большая дружная
любят заботятся живут
все вместе под одной крышей
«семья
организованная социальная
живут обладают связаны
общностью быта и взаимной ответственностью
группа людей»        

Данные синквейны могут использоваться в качестве образца. Задание может выполняться в паре.

Слово учителя.
- Благодарю вас за работу на нашем факультативном занятии. Я убеждена, что когда вы станете взрослыми, этот материал станет полезным для воспитания ваших детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.    Акутина, С. Формирование у старшеклассников осознанного отношения к роли родителей / С. Акутина // Воспитание школьников. – 2009. – № 4. – С. 56 –63. – № 5. – С. 55–61.
2.    Арлова, Г. П. Народная педагогіка як сродак выхавання вучняў: дапам. для педагогаў агульнаадукац. устаноў і ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання / Г. П. Арлова. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2009. – 144 с.
3.    Вержибок, Г. В. Гендерное воспитание в семье и школе/ Г.В. Вержибок. – Минск: Национальный институт образования,2016. – 248с.
4.    Владин, В.  Гармония семейных отношений /  В.Владин. – Минск: Высшая школа, 2009. – 336 с.
5.    Домострой. – Библиотечка «Домострой» в семи книгах. – Минск, ТПЦ «Полифакт», 1991. – 48 с.
6.    Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп.): принята на респ. референдуме 24 нояб. 1996 г.: в ред. Решения респ. рефе-рендума 17 окт. 2004 г. – Минск : Амалфея, 2004. – 48 с.
7.    Кодекс Республики Беларусь о браке и семье с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в него по состоянию на 1 октября 2006 г. и с алфавитно-предметным указателем. – Минск : НЦПИ, 2007. – 140 с.
8.    Проблемные классные часы: Подготовка к семейной жизни / авт.- сост. М. В. Лысогорская. – Волгоград : Учитель, 2009. – Вып. 2. – 136 с.
9.    Учебная программа факультативных занятий   «Подготовка учащихся к семейной жизни»  для X (XI) классов учреждений общего среднего образования / А.А.Аладьин  и др; под общ. ред. А.А.Аладьина. – Минск:  Национальный институт образования,  2016.--  12с.


 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь