Лето с «National geographic»: проект палаточного лагеря с круглосуточным пребыванием

  • 20 мая 2019 10:03:44
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 1647
  • 0

Летний передвижной туристский оздоровительный лагерь «National geographic» предполагает активное девятидневное проживание ребёнка в обстановке туристского лагеря. Коллектив ставит перед собой цель сделать отдых подростков максимально полезным, качественным и безопасным, с учётом познавательной направленности. Проект включает разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, труда и отдыха детей.

Цель: эффективное развитие личности, углубление знаний по туризму, получение навыков жизни в условиях палаточного лагеря.

Задачи:
– организация активного отдыха и получение навыков жизни в природных условиях;
– приобщение детей к спорту и туризму, укрепление физического и психологического здоровья;
– воспитание экологической культуры;
– закрепление приобретённых знаний о своём крае;
– снижение ситуативной и личностной тревожности отдельного ребёнка в условиях экстремального проживания;
– развитие креативности путём привлечения к выполнению различных творческих заданий;
– поиск новых форм привлечения детей к различным видам творчества, привития первичных знаний, умений и навыков при адаптации в условиях природной среды;
– воспитание нравственных и волевых качеств.

Организационный этап реализации

Задачи: создание единого информационного и воспитательного пространства лагеря, адаптация детей в новых условиях.
Содержание деятельности: знакомство, работа по сплочению и командообразованию, формирование органов самоуправления, разработка законов жизнедеятельности лагеря, открытие лагеря, старт проекта. Формирование отрядов. Приветствие и визитка команд.
Средства и формы деятельности: оборудование территории лагеря, командообразующие игры.

 

Основной этап реализации

Задачи: оздоровление и разностороннее развитие детей, сплочение детского коллектива, создание благоприятной психологической обстановки, атмосферы совместного творчества детей и педагогов.

Содержание деятельности: реализация программы смены и плана работы в лагере.

Средства и формы деятельности: квест по нахождению тайного послания. Экскурсии, спортивно-туристские игры, тренировочные занятия. Ведение дневника наблюдений. Работа в отрядах по выполнению экспедиционных заданий.

Итоговый этап реализации

Задачи: подведение итогов смены.

Содержание деятельности: рефлексия. Диагностика эффективности проекта.

Средства и формы деятельности: торжественное закрытие смены, итоговый опрос.

Аналитико-рефлексивный этап реализации

Задачи: анализ деятельности, определение перспектив.
Содержание деятельности: выработка решений по совершенствованию проекта.
Средства и формы деятельности: работа творческих групп по созданию пакета методической продукции.

Содержание проекта

Идея смены «National Geographic» построена на том, что все члены лагеря становятся экспедиционной группой, которая изучает доселе неизведанный участок леса и поймы реки Неман. Погружение в игровую среду и получение первого экспедиционного задания для каждого отряда происходит в результате увлекательного командного квеста, когда ребята находят сундук с письмом от редакции журнала «National Geographic», набор инструментов и памяток для проведения наблюдений и исследований в природе. В письме редакция журнала просит ребят исследовать данную территорию, так как она является уникальной и содержит множество тайн.

Отряд получает индивидуальное задание на каждый день. Ребятам предстоит выполнить метеорологические наблюдения и узнать о силе и направлении ветра, видах облаков. Исследования помогут изучить характер реки, ботанические наблюдения познакомят с лекарственными растениями, геологические помогут собрать коллекцию минералов, флористические коллекции разовьют чувство прекрасного.

В лагере оборудована «Метеостанция», которая оснащена различными инструментами и приборами для исследований.
Каждый отряд использует необходимые инструменты. Результаты наблюдений ребята оформляют в специальном дневнике. Вечером у костра собирается совет экспедиции, где каждый представитель отряда рассказывает о своих открытиях и получает задание на следующий день. Представитель должен сесть в «кресло раздумий» и открыть ребятам тайны, которые они смогли разгадать за день.

Пройдя все экспедиционные задания, каждый участник награждается сертификатом от белорусской редакции журнала «National Geographic» и книгой «В помощь исследователю», которая полезна для общего развития.

Интеллектуальное совершенствование строится на базе краеведческих исследований. Успешному решению организации и разнообразия отдыха в палаточном лагере, увлекательного и полезного углубления и пополнения знаний, полученных в школе, способствует работа по изучению природных явлений и окружающей среды родного края, памятников истории и культуры. Собранные коллекции, гербарий, фотографии и другие материалы помогают лучше усвоить школьную программу. Они могут использоваться в качестве наглядных пособий на уроках, способствуют укреплению связи школьных предметов с жизнью.

Метеорологические наблюдения позволяют ориентироваться в характере погоды и предвидеть её изменение в ближайшие часы. В лагере можно вести наблюдения за температурой, влажностью воздуха, силой и направлением ветра, осадками, облачностью, видимостью. Все наблюдения записываются в тетрадь «Метеорологические наблюдения». Метеорологи ежедневно выпускают сводку погоды на завтра.

Геологические наблюдения рекомендуется вести за камнями, высыпками из нор животных, обломками в корневищах вывороченных деревьев и т.п. Турист может собрать в походе минералы, сделать зарисовки пластов и жил, сфотографировать наиболее интересные геологические объекты. Юные краеведы даже без специальной геологической подготовки могут с успехом заниматься коллекционированием минералов.

Ботанические наблюдения за растительностью в путешествии состоят в описании различных её видов, выявлении полезных дикорастущих и декоративных растений. При описании растительности фиксируют географическое положение участка, рельеф местности, увлажнение, характер почвы, ярусность растительности, наиболее часто встречающиеся растения в каждом ярусе, их высоту, фазу развития, обилие, состояние (нормальное или угнетённое). Образцы для гербария надо брать неповреждённые, с корневой системой. К каждому образцу, заложенному в гербарный лист, дают этикетку с указанием места, среды того участка, где взят образец.

Мероприятия, направленные на формирование психологического микроклимата:
– психологическая акция «Тайный друг»;
– игра «Тропа доверия»;
– акция «Волшебное дерево».

Физическое совершенствование учащихся:
– пешие походы;
– утренняя зарядка, пробежка;
– закаливание;
– подвижные игры (футбол, пионербол, волейбол);
– тренировочные занятия по технике пешеходного туризма;
– тренировочные занятия по технике гребного слалома;
– пеший поход по окрестностям с посещением долговременных оборонительных точек;
– итоговые соревнования в виде дистанции, которая включает технику пешеходного туризма и гребной слалом;
– спортландия «Весёлые старты»;
– футбольный поединок: дети против педагогов.

Ожидаемые результаты:
– расширение диапазона знаний, умений и навыков в области туризма и краеведения и в различных областях деятельности;
– повышение интереса к творческой и интеллектуально-познавательной деятельности;
– освоение навыков коммуникативного общения для выработки механизмов снижения социально-психологической напряжённости в межличностных отношениях; рефлексии деятельности окружающих и собственного поведения;
– приобретение положительного опыта самоуправления при организации жизнедеятельности детского коллектива;
– повышение экологического воспитания;
– выработка потребности в проявлении творческого, деятельного коллективизма в объединении;
– развитие личной ответственности за выбор здорового образа жизни;
– приобретение опыта коллективного общения на основе культурных норм проживания и различных видов деятельности.

Программа лагерей предусматривает прохождение туристского маршрута (пешего или водного), проведение практических занятий и состязаний по туризму, по оказанию первой медицинской помощи, походной кулинарии, обучение туристскому быту, видам выживания в природных условиях, краеведческую работу.
Новизна проекта состоит в сочетании оздоровительных, образовательных, природоохранных и социально значимых мероприятий в период работы летнего палаточного лагеря.


СВЕТЛАНА КРАВЧУК, заместитель директора по учебно-методической работе Центра дополнительного образования «Контакт» г. Минска;
ИРИНА РУМЯНЦЕВА, методист методического кабинета Центра дополнительного образования «Контакт» г. Минска

 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь