Су-джок-терапия – помощь для дефектолога

  • 26 марта 2019 11:54:00
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 2177
  • 0

Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса. Альтернативные методы и приёмы помогают организовывать занятия (индивидуальные, групповые, подгрупповые) интереснее и разнообразнее.

Анализ литературы показывает: нетрадиционные методы преодоления нарушений речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребёнка. Использование традиционных приёмов без дифференцированного сочетания нетрадиционных приёмов,
на мой взгляд, оказывается недостаточным и снижает эффективность логопедической работы.

На сегодня методов нетрадиционного воздействия известно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, воскотерапия и др.), но мне хочется остановиться на су-терапии. На мой взгляд, она является наиболее целесообразным и эффективным методом в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, так как метод направлен на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшение психоэмоционального состояния детей.

Цели
• Нормализация мышечного тонуса.
• Опосредованно стимулировать речевые области воспитанников в коре головного мозга.

Су-джок-акупунктура (су – кисть, джок – стопа) – последнее достижение восточной медицины. Первой ступенью су-джок-терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и близким. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах – это своеобразное дистанционное управление, созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определённые точки.

Су-джок-терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи. С помощью колец («ёжиков») удобно массировать пальцы для благотворного влияния на весь организм.

Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали:  морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием на коррекционных занятиях я использую су-джок-терапию, целью которой является активизация речевой деятельности ребёнка.

Эффективность применения нетрадиционных методов терапии зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребёнок постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.

При организации коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками с особенностями психофизического развития я использую игровые упражнения с элементами су-джок для массажа и самомассажа рук и пальцев.

Пальчиковая игра «Ёжик»
Описание: упражнение выполняется сна- чала на правой руке, затем на левой.
– Ёжик, ёжик, хитрый ёж, На клубочек ты похож.
(Дети катают су-джок между ладонями.)

На спине иголки
(массажные движения большого пальца) Очень-очень колкие.
(Массажные движения указательного паль- ца.)

Хоть и ростом ёжик мал
(массажные движения среднего пальца),

Нам колючки показал
(массажные движения безымянного паль- ца),

А колючки тоже
(массажные движения мизинца)

На ежа похожи
(дети катают су-джок между ладонями).

Пальчиковая игра «Черепаха»
(У детей в руках су-джок.)
Описание: упражнение выполняется сна- чала на правой руке, затем на левой.
Шла большая черепаха И кусала всех от страха
(дети катают су-джок между ладоней):
«Кусь, кусь, кусь, кусь
(су-джок расположен между большим пальцем и остальными, которые ребёнок держит щепотью. Надавливают ритмично на су-джок, перекладывая из руки в ру- ку),
Никого я не боюсь».
(Дети катают су-джок между ладоней.)

• Тема «Дикие животные»
Медведь в берлоге крепко спит, всю зиму до весны проспит,
Спят зимою бурундук, колючий ёжик и барсук.
Только заиньке не спится – убегает от лисицы.
(Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.)
Мелькает он среди кустов, напетлял и был таков.
(Дети катают cу-джок между ладонями.)

•Тема «Мебель»
Мебель я начну считать. Кресло, стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет.
(Поочерёдно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.)
Вот сколько мебели назвал!
(Дети катают су-джок между ладонями.)

• Массаж фаланг пальцев
Массаж (самомассаж) фаланг пальцев. Направление массажных движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев.
На каждый слог – разминание одной фаланги, начиная с мизинца, заканчивая большим пальцем.

Левая рука
1-й вариант
По-пу-гай – мизинец.
Во-ро-бей – безымянный. Пе-ли-кан – средний.
Со-ло-вей – указательный. Пти-цы – большой.
2- й вариант
Са-мо-лёт – мизинец.
Теп-ло-ход – безымянный. Вер-то-лёт – средний.
Вез-де-ход – указательный.
Транс-порт – большой.
А-на-нас – мизинец.
 

А-бри-кос – средний.
Ман-да-рин – указательный.
Фрук-ты – большой.

Правая рука
1- й вариант
Ли-си-ца – мизинец.
Ле-о-пард – безымянный.
Пан-те-ра – средний.
Я-гу-ар – указательный.
Зве-ри – большой.
2-й вариант
Бо-ро-вик – мизинец.
Шам-пинь-он – безымянный.
Мо-хо-вик – средний.
О-пё-нок – указательный.
Гри-бы – большой.
•Игры с элементами су-джок-терапии



«Медведь»
Массаж (самомассаж), прижимающий поду- шечки пальцев рук. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, катая его влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.
«Что за звук?»
Ладонь правой руки прижата к столу. Левая рука поднимает пальцы по одному (правая ладонь с силой прижимается к столу, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускается, и он со стуком падает вниз, издавая щелчок по столу. На каждую строчку – один палец. Потом руки меняются.
1-й вариант: упражнение выполняет ребёнок. 2-й вариант: упражнение выполняют ребёнок и взрослый (взрослый поднимает пальцы ребёнка).
•«Спросим у птиц» Самомассаж пальцев рук
Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы левой руки. Затем колечко из пальцев левой руки надеваем поочерёдно на пальцы правой руки.

Птичек мы окольцевали, Наблюдали, узнавали. Улетев в какие дали, Где морозы переждали? Гнёзда где,
Что пернатые свои свивали? Клевали?
Где вы яйца отложили? Как вы бури пережили?
Сколько вы, в конце концов, В гнёздах вывели птенцов?


ЕЛЕНА УЛАНОВСКАЯ, учитель-дефектолог яслей-сада № 2 г.п. Вороново

 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь