Проект СНИЛ БГПУ «Путь к психологическому здоровью» в учреждении дошкольного образования
- 13 августа 2018 18:14:30
- Отзывов: 0
- Просмотров: 1724
-
Важнейшей
заботой взрослых, воспитывающих детей, является охрана и укрепление их
здоровья. Сегодня все более широкое признание получают взгляды на здоровье как
источник повседневной жизни, заключающий в себе как социальные и личностные
ресурсы, так и физические возможности (ВОЗ). Значимой характеристикой здоровья
в настоящее время выступают его психологические аспекты, исследованные пока еще
недостаточно. Проблема психологического здоровья детей, факторов его
формирования и путей укрепления приобретает все большую актуальность сегодня.
Как свидетельствуют результаты психологических и медицинских исследований,
современные дошкольники испытывают выраженную потребность в укреплении их
здоровья, в том числе психологического.
В статье представлен опыт работы студенческой
научно–исследовательской лаборатории (СНИЛ) кафедры общей и детской психологии «Психолого-педагогическое просвещение
родителей детей дошкольного возраста в контексте развития партнерских
отношений», которая функционирует в составе межкафедральной СНИЛ
факультета дошкольного образования БГПУ «Ребенок в современном обществе:
воспитание, образование, развитие». Важным направлением деятельности
студенческой научно–исследовательской лаборатории является реализация проекта
«Путь к психологическому здоровью». Цель проекта: исследовать психологическое
здоровье детей дошкольного возраста и факторы его формирования, содействовать
сохранению и укреплению психологического здоровья субъектов педагогического
взаимодействия, повышению уровня их психологической культуры.
В исследовании разработан подход к
определению понятия «психологическое здоровье ребенка» и выделению его
структурных компонентов. Психологическое здоровье ребенка старшего дошкольного
возраста рассматривается как динамическая характеристика, целостное состояние
его личности, складывающееся из следующих взаимосвязанных структурных
компонентов:
1.
когнитивного (образа «Я», позитивного
самовосприятия и самопринятия, позитивного восприятия и принятия других,
предпосылок рефлексии);
2.
аффективного (защищенности и доверия к
миру, жизненного оптимизма, доминирования положительных эмоций над
отрицательными, адекватности характера и интенсивности эмоционального
реагирования ребенка, эмоциональной саморегуляции (ее предпосылок), эмпатии);
3.
деятельностного (социальной активности,
творчества (преимущественно в «детских» видах деятельности)).
Проект СНИЛ «Путь к психологическому здоровью»
представляет собой систему психолого-педагогической деятельности, которая
реализуется в учреждениях образования г. Минска. Проект реализуется в
сотрудничестве с ГУО «Ясли-сад № 35 г. Минска» в следующих направлениях:
1. Исследование психологического
здоровья детей дошкольного возраста и факторов его формирования. В исследовании
используются следующие методы и методики: анализ продуктов
детского творчества (рисуночные методики «Автопортрет», «Мы с воспитателем на
прогулке»); тестирование (методика изучения динамической самооценки «Лесенка»
В.Щур, С.Якобсон; проективный тест (рисуночные методики
«Дом-Дерево-Человек» (Дж. Бак), «Несуществующее животное» и «Кинетический
рисунок семьи», тесты Люшера, Розенцвейга, методика «Незавершенные ситуации»); социометрия
(методики «Выбор в действии» (Я.Л.Коломинский) и «Краски в подарок на День
рождения» (Е.А.Панько и М.Кашляк)) и аутосоциометрия (методика «Домики»
(Я.Л.Коломинский)); наблюдение; опрос.
В
результате исследования было выявлено преобладание среднего уровня
психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста. В некоторых
случаях обнаружены нарушения психологического здоровья детей. Так, в результате
использования методики «Дом-Дерево-Человек» были выявлены нарушения
психологического здоровья у 22% дошкольников. Наиболее выраженными оказались такие
симптомокомплексы теста, как тревожность (33% испытуемых характерна средняя
степень повышения личностной тревожности, 5,5% - высокая степень повышения
тревожности) и трудности общения (56% детей). Кроме того, 16% дошкольников
имеют повышенную враждебность, 11% - конфликтность, 11% - чувство
неполноценности. В рисунках 5,5% испытуемых присутствуют признаки
незащищенности. С наибольшей частотой в продуктах творчества детей встречались
следующие признаки эмоционального неблагополучия: интенсивная штриховка,
многократные стирания, затянутое тучами небо, подчеркнутая линия основания –
тревожность; отсутствие окон, двери или очень маленькая дверь в доме,
отсутствие основных деталей лица, кистей рук у человека - трудности общения.
Полученные результаты значительно совпадают с данными диссертационного
исследования Е.Л. Гутковской, изучавшей влияние педагогического
взаимодействия на эмоциональное состояние старших дошкольников и учащихся 1
класса. В работе Е.Л. Гутковской наибольшая интенсивность выраженности
обнаружилась у таких симптомокомплексов, как тревожность и трудности общения,
наименее выражены недоверие к себе и депрессивность (в группах старших
дошкольников). Таким образом, можно сделать вывод о том, что старшим
дошкольникам более характерно переживание тревоги и трудностей общения (во
многих случаях наличие трудностей в общении провоцирует возникновение у ребенка
повышенной тревожности). Повышенную тревожность и переживание трудностей в
общении старших дошкольников мы объяснили преимущественно спецификой социальной
ситуации развития данного возрастного периода (начинается подготовка к принятию
позиции школьника и, соответственно, переходу в новую социальную ситуацию
развития, что может вызывать у ребенка состояние тревоги). Наименее характерны
воспитанникам детского сада проявления недоверия к себе, что мы объяснили еще
пока низким уровнем рефлексивной деятельности детей данного возраста,
значительным преобладанием аффективного компонента над когнитивным в их
оценочной деятельности.
2. Деятельность СНИЛ, нацеленная на сохранение
и укрепление психологического здоровья субъектов педагогического
взаимодействия. Деятельность данного направления носит системный и
систематичный характер и реализуется в сотрудничестве с педагогами и родителями
воспитанников.
В ходе данной деятельности реализуются следующие
задачи:
· предупреждение
отклонений в эмоционально-личностном развитии детей; коррекция имеющихся
нарушений;
· формирование
чувства защищенности у дошкольников;
· насыщение
жизни детей позитивными эмоциями;
· содействие
формированию жизненного оптимизма;
· повышение
представления ребенка о собственном «Я», формирование уверенности в своих
силах, позитивного самопринятия;
· развитие
рефлексивной деятельности старших дошкольников;
· приобщение
дошкольников к творчеству (преимущественно в «специфически детских» видах
деятельности), формирование потребности в творческом самовыражении;
· приобщение
воспитанников, педагогов и родителей к основам психологической культуры.
Психолого-педагогическая деятельность по укреплению
психологического здоровья детей строится с опорой на следующие принципы:
-
принцип
субъектности, опоры на внутренние ресурсы ребенка;
-
принцип индивидуализации и дифференциации;
-
принцип природосообразности и амплификации
развития;
-
принцип системности и целостности;
-
принцип жизненного
оптимизма;
-
принцип
оптимального педагогического взаимодействия;
-
принцип сотрудничества
педагога – психолога с педагогами дошкольного учреждения и родителями
воспитанников;
-
принцип
приоритетности психопрофилактической деятельности;
-
принцип
недирективности.
Деятельность СНИЛ, нацеленная на укрепление
психологического здоровья субъектов педагогического взаимодействия, включает в
себя:
1.
Систему занятий с элементами игро- и
арттерапии с воспитанниками учреждения дошкольного образования «Ребенок в
обществе: как укрепить его психологическое здоровье». Занятия нацелены на
формирование когнитивного, аффективного и деятельностного компонентов
психологического здоровья, оптимизацию взаимоотношений в детской группе,
создание условий, необходимых для реализации потребности каждого ребенка в
принятии и признании сверстниками.
2.
Систему семинаров-практикумов для
родителей «Психологическое здоровье ребенка: о путях и способах его укрепления
в семье». В ходе семинара обсуждаются основные проблемы психологического
здоровья современных детей, факторов его формирования и путей укрепления в
семье. Особое внимание уделяется вопросам формирования чувства защищенности,
позитивного самопринятия, развития творчества и социальной активности ребенка в
условиях семейного воспитания. Родители знакомятся с возможностями
использования игры и художественной деятельности как эффективных средств
укрепления психологического здоровья дошкольников. Традиционно мероприятия
базируются на рефлексивно-деятельностном подходе и носят ярко выраженный
интерактивный характер.
3.
Систему семинаров-практикумов для педагогов
учреждений дошкольного образования «Психологическое здоровье ребенка: о путях и
способах его укрепления в учреждении дошкольного образования»,
«Профессиональное здоровье педагога и пути его укрепления», «Развитие педагогического
творчества как путь профилактики профессионального выгорания и повышения
эффективности педагогической деятельности» и др. В
ходе семинаров-практикумов студенты-члены СНИЛ представляют результаты своих
исследований, внедряют разработанную ими систему игр и упражнений, нацеленных
на развитие педагогического творчества, коммуникативных и рефлексивных умений,
играющих важную роль в формировании профессиональной психологической культуры и
психологического здоровья педагога.
Елена Набойкина,
заведующий ГУО «Ясли-сад № 35 г. Минска»;
Елена Чеснокова,
старший
преподаватель кафедры общей и детской психологии БГПУ.
Пожалуйста зарегистрируйтесь