Первые шаги дошкольников в мир экспериментирования
- 05 августа 2018 23:43:49
- Отзывов: 0
- Просмотров: 1517
-
В
настоящее время одной из приоритетных задач дошкольного образования является организация
образовательного процесса, направленная на максимальную реализацию возможностей
и интересов ребёнка, что позволяет ему познавать картину мира со всеми его
противоречиями, овладевать разнообразными знаниями и способами деятельности
экспериментирования.
Отдельные аспекты деятельности экспериментирования детей дошкольного
возраста изучались Н.Н. Поддьяковым, А.Н. Поддьяковым, И.Э. Куликовской, А.И. Савенковым,
О.В. Афанасьевой, С.И. Гин и др. Данная деятельность даёт детям
реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его
взаимоотношениях, средой обитания. В процессе детского экспериментирования ребёнок
выступает как субъект – он самостоятельно строит собственную деятельность,
проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно
нарастает. При этом экспериментирование проходит все сферы детской деятельности,
обогащая память ребёнка, активизируя его мыслительные процессы, стимулируя
развитие речи, способствуя личностному развитию.
Дети высказывают свои
предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения
познавательной задачи, делают выводы и умозаключения. В результате чего, с
одной стороны, расширяются и углубляются уже имеющиеся представления об
окружающем мире, с другой – возникают не совсем ясные, незавершённые
гипотетичные представления, проявляющиеся в форме вопросов. Экспериментирование
способствует также становлению основ культурного познания ребёнком окружающего
мира и безопасного поведения.
Подготовка человека к безопасному существованию в
окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни, а начинать её
необходимо уже с дошкольного возраста. Взрослые не могут требовать от дошкольников, чтобы они
самостоятельно находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение
детям нужно подсказывать. Поэтому экспериментирование может стать тем видом
деятельности, в котором дети смогут не только полноценно познавать окружающий
мир, но и приобретать бесценный опыт принятия оптимальных решений в различных
ситуациях.
Для организации самостоятельной экспериментальной деятельности необходимо:
– познакомить ребёнка с алгоритмом проведения опыта, правилами
безопасности;
– продемонстрировать проведение опыта педагогом или провести опыт
вместе с ребёнком;
– дать возможность ребёнку произвести опыт самостоятельно (если
это безопасно для его здоровья).
В учреждении дошкольного образования можно предложить
следующее содержание детского экспериментирования.
Экспериментирование с объектами живой и неживой
природы
(работа с детьми от 5 до 6 лет)
Исчезающая вода
Цель:
познакомить детей с процессом испарения.
Материал:
два одинаковых стеклянных стакана; фольга; фломастер.
Ход опыта.
Заполните оба стакана наполовину водой. Проверьте, чтобы уровень воды в них был
одинаковым, и отметьте фломастером. Один стакан плотно накройте фольгой.
Оставьте оба стакана в тёплом месте на несколько дней. Снова проверьте уровень
воды.
Результат: в стакане,
накрытом фольгой, уровень воды выше, чем в стакане без крышки.
Объяснение:
тепло заставляет испаряться воде в обоих стаканах, но крышка из фольги не даёт
водяному пару из одного стакана улетучиться в воздух, поэтому в нём уровень
воды выше.
Высушим мокрые вещи
Цель:
выяснить, какие условия являются лучшими для сушки вещей.
Материал:
6 одинаковых лоскутков ткани; вода.
Ход опыта.
Разрежьте кусок ткани на 6 одинаковых лоскутков, намочите их. Положите первый
лоскуток на солнце, второй – в тени. Повесьте третий в хорошо продуваемом
ветром месте, а четвёртый – в месте, недоступном ветру. Оставьте пятый лоскуток
сложенным в несколько слоёв, а шестой в расправленном виде.
Результат:
высохнут быстрее лоскутки, положенные на солнце, обдуваемые ветром и в
расправленном виде.
Объяснение:
вода испаряется быстрее всего в тёплом солнечном месте. Ветер уносит водяной
пар с поверхности ткани, что помогает сушке. Разложенные вещи сохнут быстрее,
потому что вода испаряется одновременно со всей поверхности. Таким образом,
наилучшее время сушить бельё – это тёплая ветреная погода. Оно высохнет быстрее
не в сложенном, а в развёрнутом виде.
Кубики сока
Цель:
уточнить представления детей об отличиях замерзшей воды и замерзшего
свежевыжатого апельсинового сока.
Материал:
формочка для заморозки, одна половина ячеек которой наполнена соком, а другая
половина – водой.
Ход опыта. Дети заполняют
одну половину пустых формочек соком, а другую половину – водой. Ёмкость на ночь
ставится в морозильник. Затем из формочки достаются ледяные кубики. Педагог
предлагает детям осторожно раскусить сначала кубики замёрзшего сока, а затем
кубики воды. Обращает
внимание детей
на то, что это делается только в экспериментальных целях. В повседневной жизни
раскусывать ледяные кубики вредно для здоровья – можно повредить зубную эмаль
или простудить горло. Педагог также напоминает, что свежевыжатый апельсиновый
сок рекомендуется пить через трубочку, так как высокий уровень кислоты в таком
соке может повредить эмаль зубов.
Результат:
и сок, и вода замерзли, но кубик замёрзшей воды твёрже кубика замёрзшего сока.
Объяснение: кубик из сока легко разгрызается, потому что замёрзший
апельсиновый сок – это смесь замёрзшей воды и незамёрзших волокон фрукта (сок
свежевыжат, а не восстановлен из концентрата).
Наши носики
Цель:
узнать о роли носа (обоняния) при определении вкуса.
Материал: измельчённые (каждый
продукт отдельно) в миксере до состояния пюре и разложенные по трём стаканам:
сырое яблоко, клубень отварного очищенного картофеля и отварная морковь;
повязка для глаз.
Ход опыта.
Каждому ребёнку предлагается последовательно попробовать на вкус три вида пюре
и отгадать, что он пробует. Педагог завязывает детям глаза повязкой и предлагает
зажать нос пальцами.
Результат: ребёнок определит с трудом или вообще не определит
предложенные образцы пюре.
Объяснение: нос помогает определить вкус продукта. Но когда нос заложен
по причине простуды, например, тогда любая еда кажется нам безвкусной и очень
однообразной. Человек отличает сладкое и солёное, кислое и горькое, однако с трудом
определяет вкус приготовленного блюда.
Живой кусочек
Цель: прорастить морковь из срезанных верхушек.
Материал: песок; мелкая ёмкость; срезанные верхушки моркови.
Ход опыта. Наполните ёмкость песком. Обильно полейте ь песок
водой. Посадите верхушки моркови в песок срезом вниз и поставьте в хорошо
освещённое место (на подоконник). Поливайте песок водой в течение недели.
Посмотрите, что изменилось.
Подводя итог, педагог уточняет у детей, что морковь – это
овощ, который очень полезен для организма, так как в нём содержится много
витаминов, а также предлагает вспомнить, какие ещё овощи полезны для здоровья
человека.
Результат: на верхушках моркови появляются зелёные отростки ботвы.
Объяснение: в морковной верхушке есть основание
стебля и часть корня. Имеется также запас питания для растения. Растение
снабжается водой, и вскоре появляются зелёные отростки ботвы.
Добываем питьевую воду
Цель: показать способ получения чистой питьевой воды.
Материал: широкая миска; полиэтиленовая плёнка; камешек.
Ход опыта. Этот опыт проводится на участке учреждения дошкольного
образования во время первой прогулки. Выкопайте ямку в земле (глубина
Результат: осторожно стряхните землю с плёнки, чтобы она не попала в
миску, и вы увидите, что в ней находится чистая вода.
Объяснение: под действием солнечного тепла трава и листья стали
разлагаться, выделяя тепло. Тёплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде
испарения оседает на холодной плёнке и конденсируется на ней в виде капелек
воды. Эта вода и стекала в ёмкость.
Волшебство магнита
Цель: формировать представление о свойствах магнита.
Материал: магниты (прямоугольный, круглый, в форме подковы); железные
опилки; бумажный стаканчик; лист бумаги формата А4.
Ход опыта. Насыпьте железные опилки в бумажный стаканчик. Положите
магниты на стол, накройте их листом бумаги. Насыпьте на бумагу из стаканчика тонкий
слой опилок. Рассмотрите полученные узоры.
Результат: железные опилки притянулись к магнитам.
Объяснение: пространство вокруг магнита – это магнитное поле, в
котором магнитное притяжение влияет на движение металлических предметов.
Попадая туда, железные опилки притягиваются к магниту – чем ближе, тем сильнее.
У круглого магнита поле одинаково со всех сторон, а на концах прямоугольных
магнитов оно всегда сильнее, чем посередине.
Непромокаемая бумага
Цель: показать, что воздух занимает определённый объём.
Материал: бумажное полотенце; стакан; пластиковая миска или ведёрко, в
которое можно налить достаточное количество воды, чтобы она полностью покрыла
стакан.
Ход опыта. Сомните бумажное полотенце и положите его на дно
стакана так, чтобы он не выпал при перевороте стакана кверху дном. Медленно
опустите перевёрнутый стакан в миску с водой, стараясь держать его как можно
ровнее, пока тот не скроется под водой полностью. Достаньте стакан из воды и
стряхните с него воду, выньте из него бумагу.
Результат: смятое бумажное полотенце осталось сухим.
Объяснение: находящийся в стакане воздух не даёт воде его заполнить,
поэтому бумажное полотенце на дне остаётся сухим. Если стакан под водой
перевернуть набок, воздух в виде пузырьков будет выходить из него, тогда вода
сможет попасть в стакан.
Экспериментирование с объектами живой и неживой
природы
(работа с детьми от 6 до 7 лет)
Создаем радугу
Цели:
уточнить представление детей о причинах появления радуги; показать разделение
света на цвета.
Материал:
миска с водой (объём 1 л); бутылочка светлого лака для ногтей.
Ход опыта.
Воспитатель предлагает детям вспомнить о радуге и создать свою. На стол
ставится миска с водой, чтобы на неё не падали прямые лучи света. В воду капают
лак с кисточки. Затем наблюдают за поверхностью воды с разных точек.
Результат:
на растёкшемся по воде тонком слое лака видны радужные переливы.
Объяснение: лак образует тонкую плёнку на поверхности воды. Когда на
поверхность плёнки попадает свет, каждый его луч частично отражается от неё.
Другая часть луча достигает нижней поверхности плёнки и тоже отражается от неё.
Отражения лучей складываются друг с другом, и мы можем видеть переливы радужных
тонов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Но
видим мы их только при определённой толщине плёнки. Если толщина плёнки будет
слишком велика или мала, то время, необходимое лучу, чтобы пройти её насквозь и
вернуться обратно, будет либо больше, либо меньше нужного, и радуга не
получится.
Гасим огонь
Цель:
узнать, каким образом можно погасить огонь свечи.
Материал:
три одинаковые зажжённые свечи в прозрачных ёмкостях; стакан с водой; пипетка;
столовая ложка и чашка.
Ход опыта. Педагог предлагает
ребёнку одну из свечей задуть самому. Другую свечу педагог сам заливает водой,
а с третьей ничего делать не нужно. Дети объясняют увиденное: удалось (не
удалось) погасить огонь свечи.
Можно предложить другой вариант этого
опыта. Педагог зажигает три свечи и рядом ставит стакан с водой, чашку с водой
со столовой ложкой, пипетку с водой. Детям предлагается ответить на вопрос: «С
помощью какого объёма воды (чашка, ложка или пипетка) которую из свечей мы
сможем погасить раньше других? Почему?»
По окончании опыта педагог вместе с детьми вспоминают правила поведения в
случае пожара.
Результат:
дети убеждаются, что огонь свечи можно задуть, а также залить водой; чем больше
воды налить на свечу, тем быстрее она погаснет.
Объяснение: вода – это
жидкость, с помощью которой можно погасить огонь.
Заплесневелый хлеб
Цель:
вырастить плесень на хлебе.
Материал: пипетка; ломтик
хлеба; целлофановый пакет.
Ход опыта.
Положите хлеб в целлофановый пакет. Капните в пакет 10 капель воды. Закройте
пакет, положите в тёмное теплое место на 3–5 дней. Затем рассмотрите с детьми хлеб
через целлофан.
Педагог обращает
внимание на то, что и детям, и взрослым нужно заботиться о своём здоровье.
Хлеб, на котором появилась плесень принимать в пищу нельзя, потому что можно
отравиться. Если вы съели такой хлеб, то через совсем короткое время у вас может
подняться температура, появятся боли в животе, рвота и расстройство желудка.
Результат:
на хлебе растет чёрная плесень.
Объяснение: плесень – вид грибка. Она быстро растёт и распространяется на продуктах при оптимальных для этого условиях. Плесень производит микроскопические клетки, которые называются спорами. Споры гораздо меньше частичек пыли и могут переноситься воздухом на большие расстояния
Пожалуйста зарегистрируйтесь