ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ БАСКЕТБОЛУ В ШКОЛЕ

  • 01 августа 2018 01:42:20
  • Отзывы :0
  • Просмотров: 41
  • 0

Одним из основных путей всестороннего развития двигательных качеств в условиях школы является применение специальных упражнений и подвижных игр. Игра моделирует многие виды спортивной деятельности, включает основные естественные движения, поэтому рекомендуется как эффективное средство освоения таких разделов как лёгкая атлетика, лыжи, плавание, спортивные игры.

Игра для учащихся – важное средство самовыражения, проба сил. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, учащийся испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимых для достижения успеха. Игры полностью раскрывают положительные и отрицательные черты характера, а это имеет большое значение для лучшего изучения учащихся. При правильной организации они всегда доставляют удовольствие, создают хорошее настроение. В играх развивается инициатива, организаторские способности, самостоятельность, умение думать, дисциплинированность (соблюдение правил игры, уважение к сопернику, подчинение личного успеха интересу коллектива). 

Проводимые игры всегда должны соответствовать возрасту и подготовленности играющих, быть доступными, простыми по содержанию легко объяснимыми, интересными и увлекательными. Комплекс игр составляется так, чтобы в нём были игры с различным содержанием и нагрузкой, и чтобы они правильно чередовались. Если вводятся новые игры, которые на уроках не были пройдены, то в одном занятии их должно быть не более двух: одна с большой подвижностью и другая – относительно спокойная.

Новую игру следует объяснить кратко и понятно, показать некоторые действия до её начала, а не в процессе. Если игра уже знакома, то можно ограничиться напоминанием основных правил. Прерывать игру допустимо в исключительных случаях, так как перерыв приводит к расхолаживанию поведения учащихся и потере интереса. Подвижная игра повышает моторную плотность урока, поскольку незадействованных в игровой деятельности практически не бывает.

Игры следует заканчивать организованно, а по окончании необходимо подвести итоги: объявить результаты и объяснить причины таких результатов, отметить положительные и отрицательные стороны, показать умелое использование изученных движений и недостатки, дать советы. К подведению итогов нужно привлекать самих участников. Это будет способствовать воспитанию объективной оценки как своих действий, так и действий товарищей, умению выявлять причины побед и поражений. Итоги учитель должен подводить тактично, спокойно, благожелательно.

Подвижные игры играют большую роль в умственном и физическом развитии, помогают развивать различные группы мышц, координацию движений, способствуют развитию мышления, функциональному совершенствованию организма, развитию физических качеств и формированию двигательных умений и навыков.

Одна из самых ценных сторон подвижных игр – массовость и комплексное воздействие на физическую подготовленность.

При обучении игре в баскетбол необходим выбор средств и методов различной направленности. Одним из них является соревновательно-игровой, который рекомендуется применять на стадии закрепления и совершенствования игрового навыка.

На уроках баскетбола сначала изучают основные приёмы, без усвоения которых нельзя правильно выполнять более сложные действия. Прежде всего обучают стойке и перемещениям игроков в нападении и защите. Затем ловле, передачам, ведению мяча. По мере освоения навыков передач мяча приступают к обучению технике бросков в корзину. Параллельно учат разным способам остановок и поворотов. Большое внимание уделяют технике и тактике игры в защите и нападении. Одним из приёмов в обучении технико-тактическим действиям используются подвижные игры. Вследствие чего у учащихся формируются умения и навыки, необходимые для успешной игры в баскетбол. Для получения желаемого результата подвижные игры надо применять систематически.

Играя в подвижные игры на уроках, выполняя технико-тактические действия в игровой обстановке, учащиеся незаметно для себя начинают постепенно осваивать игру в баскетбол. Шаг за шагом, от простого к сложному у детей формируются умения и навыки, приобретённые в подвижных играх. Это способствует положительной динамике роста двигательной активности и содействует эффективному обучению в спортивной игре. Учащиеся с большим интересом начинают играть.

Обучение технике игры в баскетбол через подвижные игры с использованием соревновательно-игрового метода сводится к следующим этапам постепенного усложнения.

1. Первоначальное знакомство и разучивание упражнений в упрощённых условиях, применяя простейшие игры с мячом.

2. Обучение основным техническим приёмам, но с включением элементов, воспроизводящих реальную игровую обстановку.

3. Выполнение упражнений в условиях соревнования (на точность, правильность, быстроту и т. д.).

4. Выполнение упражнения с противодействием противника (пассивного).

5. Применение разучиваемого приёма в игре.

Для обучения технико-тактическим действиям мы предлагаем следующие подвижные игры.

1. «Салки с мячом». Два игрока – салки, передавая мяч друг другу стараются догнать и «осалить» мячом одного из убегающих игроков (нельзя: бросать мяч в игрока, делать более двух шагов с мячом). Тот, кого «запятнали», присоединяется к салкам. Игра продолжается пока не «осалят» всех участников.

Назначение игры: совершенствование ловли и передачи мяча различными способами, образование элементарных тактических навыков, воспитание внимания и быстроты.

2. «Перехватчики». Игроки делятся на две команды и располагаются с мячами на лицевых линиях. Два игрока – перехватчики (без мяча), располагаются в центре площадки на уровне центральной линии. Задача занимающихся преодолеть площадку с ведением мяча и атаковать кольцо, не дав себя «осалить» перехватчиками при пересечении центральной линии. Перехватчики имеют право перемещаться вдоль центральной линии и «салить» перебегающих игроков на расстоянии двух метров в обе стороны от центральной линии. «Осалив» кого-либо с мячом, они меняются местами. Игру можно проводить на время, занимающиеся считают количество пересечения центра площадки и попаданий в корзину (на каждое кольцо один бросок).

Назначение игры: совершенствование ведения мяча, броска, привитие навыков игры в защите.

3. «Пятнашки» Один игрок – водящий, без мяча должен «осалить» любого игрока, который не владеет мячом. Задача других игроков с помощью передач успеть довести мяч до игрока, которого пытается «осалить» ведущий.

Назначение игры: обучение и совершенствование техники передачи и ловли мяча, техники передвижения с мячом и без мяча, принятие тактических решений. Игру можно применять в усложненном варианте, заменив баскетбольный мяч медицинболом весом 2–3 кг, что позволит работать не только над элементами техники баскетбола, но и развивать скоростно-силовые качества.

Много подвижных игр можно найти в литературе или интернет-ресурсах. Выделим следующие из них:

«Мяч среднему»

Для проведения игры требуются два баскетбольных мяча. Играющие делятся на две равные команды, каждая из них выстраивается по кругу на расстоянии вытянутых рук или шире. Играющие в обоих кругах рассчитываются по порядку номеров. Первые номера становятся в середину своих кругов с мячом в руках. По сигналу руководителя центральные игроки, находящиеся в кругах, бросают мяч вторым номерам, получают от них его обратно, бросают третьим, также получают обратно и т. д. Когда центральный игрок получает мяч от последнего игрока, он передаёт его второму игроку и меняется с ним местами. Игра заканчивается, когда все побывают в роли центрального игрока.

Правила игры. 1. Передавать мяч можно любым заранее установленным способом. 2. Мяч перебрасывать всем игрокам в строгой последовательности.

«Мяч капитану»

Играющие делятся на две равные команды. В каждой выбирают капитана и ловца. У центрального круга становятся капитаны. По сигналу руководителя мяч выбрасывается на площадку. Завладев мячом, игроки каждой команды стремятся путём передач подвести мяч как можно ближе к своему ловцу и бросить ему мяч так, чтобы он поймал его на лету. Когда ловец одной из команд поймает мяч на лету, игра начинается снова с центра площадки, а за ловлю мяча ловцом команда получает очко. Выигрывает команда, получавшая больше очков.

Правила игры. 1. Бегать с мячом не разрешается, игрок может сделать не более двух шагов, а на третьем передать мяч. 2. Мяч считается пойманным, если ловец поймал его с воздуха или после отскока от противника. 3. Если два игрока одновременно схватят мяч, назначается розыгрыш спорного мяча.

«Баскетбол с надувным мячом»

Две команды (по 4–6 игроков) произвольно располагаются на баскетбольной площадке. Капитаны выходят на середину. Руководитель подбрасывает между капитанами надувной мяч, который достаётся одной из команд. Её игроки, подпрыгивая и подбивая мяч рукой, передают его друг другу. Когда мяч коснется баскетбольного щита, команда получает очко. Игра длится 10 минут со сменой сторон площадки после первых 5 минут игры. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Правила. 1. Во время прыжков нельзя отталкивать других игроков, а также бежать с мячом в руках. 2. За нарушение мяч передаётся другой команде. 3. Игра начинается по сигналу руководителя. 4. Если мяч упал на землю, нужно снова зажать его ногами и продолжить игру.

«Нападают пятерками»

На баскетбольной площадке играют три команды. 2-я и 3-я пятёрки под своим щитом строят зонные защиты. Мяч находится у игроков 1-й пятёрки, расположенной в произвольном порядке лицом ко 2-й пятёрке. По сигналу руководителя игроки 1-й пятёрки нападают на щит 2-й пятёрки, стараясь забросить мяч в корзину. Как только игрокам второй пятёрки удаётся перехватить мяч, они, останавливаясь, нападают на щит 3-й пятёрки. 1-я пятёрка, потерявшая мяч, строит зонную защиту на месте 2-й пятёрки. 3-я пятёрка, овладевшая мячом, начинает нападение на 1-ю пятёрку. Игра длится 10–15 минут.

Правила игры. 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Игра проходит по правилам баскетбола.

«Пятнашки»

Игроки становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками чертится линия. В центре круга 2–4 водящих. Если играют не более 10 человек, то выбирают одного водящего. Стоящие по кругу получают мяч. Игроки перекидывают мяч по воздуху и перекатывают его по земле так, чтобы водящие не смогли до него дотронуться. Задача водящих – схватить мяч или «запятнать» его. Если кому-либо это удаётся, то на его место становится игрок, при броске которого мяч был «запятнан». А водящий становится на его место.

«Передал – садись»

Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются в колонны по одному, параллельно одна другой. Каждая команда выбирает капитана, который встаёт напротив своей команды на расстоянии 5–8 шагов. У капитанов в руках по мячу. По сигналу руководителя капитан передаёт мяч первому игроку колоны, который ловит его, затем возвращает обратно капитану и сразу же принимает положение упора присев. Каждый игрок, сделавший ответную передачу, принимает положение упора присев. Когда последний в колоне игрок отдаёт мяч капитану, то поднимает его вверх. Вся команда быстро встаёт.

Побеждает команда, закончившая передачи мяча первой и не нарушая правил.

Правила. 1. Никто не должен пропускать своей очереди. 2. Игрок, не поймавший мяч, обязан сбегать за ним.

«Салки спиной к щиту»

Водящий старается «осалить» игроков, которые бегают по всей площадке. Однако игрокам разрешается передвигаться приставным или любым другим шагом, повернувшись спиной к тому щиту, на половине площадки которого они находятся. «Осаленный» становится водящим и может «салить» любого игрока, кроме «осалившего» его.

«По кочкам»

На полу мелом чертят небольшие круги («кочки»), располагая их друг от друга на расстоянии небольшого шага по ломаной линии. В ходе эстафеты игроки, прыгая с ноги на ногу, преодолевают «болото» из кочек и возвращаются обратно.

Для закрепления навыка передвижения с изменением направления можно применить «эстафету-змейку», в ходе которой игроки без мяча (а в дальнейшем с мячом) обегают на скорости расставленные булавы, набивные мячи или другие предметы. Бег можно проводить лицом и спиной вперёд, с поворотами для обратного продвижения.

«С отскоком от щита»

В 3 м от каждого щита (стены) размечают друг за другом круги по количеству участников в командах. В круги встают игроки. Если в команде четверо, то дальний от щита игрок (с мячом в руках) имеет номер 4, а ближний к щиту – номер 1. По сигналу руководителя игроки из последних кругов бросают (из-за головы или другим способом) мяч в щит с таким расчётом, чтобы его поймал игрок, стоящий впереди него (3). Тот ловит мяч двумя руками и снова бросает его в щит для ловли игроком 2. Когда мяч дойдёт до первого в колоне игрока, он, поймав мяч, бежит с ним (ударяя о землю) на место игрока 4, и все смещаются на один круг вперёд. Игрок, оказавшийся последним, снова начинает комбинацию, по окончании которой в конец колоны идёт игрок 2. Игра заканчивается, когда игрок 4, оказавшийся впереди и поймав мяч, вернётся в свой круг и поднимет мяч вверх. Можно усложнить игру, разрешив бросать мяч в щит только в прыжке.

Игру проводят и в обратном порядке, то есть сначала мяч в щит бросает игрок 1 и т. д.

«40 попаданий»

Все игроки делятся на четыре команды, по две на каждый основной щит. У первых номеров – по мячу. Игрокам нужно в сумме поразить кольцо 40 раз – по 10 попаданий с четырёх разных точек. За каждое попадание начисляется 1 очко. После 10 удачных бросков участниками одной из команд объявляется победитель первой серии бросков и подсчитывается количество попаданий. Затем команды меняются местами, игра продолжается. Необходимо соблюдать условие: игрок, бросивший мяч, должен поймать его, не позволив упасть на землю независимо от того, попал ли он в корзину, и передать мяч партнёру. За каждое падение мяча на площадку команда лишается 1 очка.

 

Опыт работы со школьниками показывает: одной из главных причин, которая вызывает желание играть, является чувство радости, возникающее в результате различных и многосторонних эмоциональных моментов, сопутствующих процессу игры. Во время игры мы избегаем путь многократных повторений упражнения, который нередко вызывает своеобразный психологический «застой», потерю интереса в связи с естественной реакцией организма на однообразие учебных занятий. Но как только преподаватель изменит форму учебного занятия, затевает соревнования на быстроту, ловкость и точность, начинает проводить игру или эстафету, то есть включает «эмоциональный рычаг», занимающиеся забывают об усталости, продолжают занятия с желанием и интересом.

Николай БУЗЛЯКОВ,

старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Белорусского государственного университета

 

Марина ЦЕДРИК,

старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Белорусского государственного университета

 

 
 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь