«Хвост дракона», «Свинка», роуп-скипинг, или Физкультура за рамками

  • 19 декабря 2018 12:21:08
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 92
  • 0

Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» является особенно важным для укрепления здоровья, профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни учащихся.

Современная система образования гласит, что достижение положительных результатов невозможно без использования инновационных технологий на уроках физической культуры и здоровья. Нынче перед учителем физической культуры и здоровья стоит задача выйти за рамки «знаний, умений и навыков». Цель моей работы – содействовать повышению уровня мотивации учащихся к занятиям физической культурой.


О культуре в физкультуре

Опыт показывает, что родители не готовы к диалогу в рыночном мире образовательных услуг, отсюда – приоритетная задача учителя физической культуры совершенствовать коммуникативные технологии, завоёвывать доверие родителей. Для этого я использую рекламу открытую и скрытую.

Открытая реклама действенна, когда она говорит на понятном родителям языке, не перегружена и показывает реальные спортивные достижения детей. Скрытая реклама более убедительна. Её формы – интерьер спортивного зала, традиции, взаимоотношения. Сарафанное радио разносит информацию о спортивных мероприятиях, победах и неудачах. Людская молва – лучшая реклама.

Необходимо отметить, что физическая культура (греч. phýsis, природа + культура) – область социальной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Казалось бы, уже само это определение несёт в себе положительный импульс к адекватному общественному мнению. Однако это не так.

К сожалению, не часто в понятии «физическая культура» акцент делается на составляющей «культура». Именно от этого у наших детей и их родителей наблюдается малоподвижный образ жизни, вредные привычки, избыточный вес. Физическая культура – это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни.

Опыт показывает: если учащийся понимает сущность поставленной перед ним задачи и заинтересован в её достижении, то это ускоряет ход обучения. Эта закономерность и лежит в основе принципа сознательности и активности. В методической литературе можно встретить выделение принципов сознательности и активности как самостоятельных. На практике же процессы осознания и активности настолько взаимообусловлены, что оправдать их отрыв друг от друга невозможно. Ведь осознание невозможно без активного участия в этом личности учащегося, а постоянная активность возможна лишь после осознания цели деятельности. Правда, на первых порах активность можно стимулировать требовательностью, оценкой, похвалой, но она не столь эффективна, как та, которая базируется на сознании.

Под активизацией понимают мобилизацию у занимающихся интеллектуальных, нравственных, волевых и физических сил, направленных на достижение задач обучения и воспитания физических качеств. Но признание существующей закономерности ещё не делает учащихся сознательными и активными. Помочь им стать такими должны учитель и его урок. Конкретные пути активизации учащихся в процессе занятий на уроке физической культуры – это три основных направления: мотивация, самоанализ, творчество. В предлагаемой системе работы учтены все три направления.


Мотивация

Рассмотрим подробнее внутреннюю мотивацию учебной деятельности. Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению формирования именно внутренней мотивации (стремление к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний). Внутренняя учебная мотивация складывается из трёх основных компонентов ощущений:

1. Самостоятельности процесса поиска знаний.

2. Свободы выбора.

3. Успешности (компетентности).

В каждом классе я создаю спортивный актив. Вместе мы подбираем музыку, упражнения, готовим инвентарь. Организованная таким образом социосреда оказывает мощное влияние на подростков: они придумали урок сами. Тогда у ребят появляется ощущение самостоятельности поиска, а также происходит развитие творческих способностей ребёнка.

Творчество и самоанализ

Наряду с мотивацией творчество - одна из составляющих принципа сознательности и активности. Учащийся становится активным субъектом учебного процесса, от его деятельности зависит результат. Однако такой стиль преподавания требует от учителя не только нестандартного мышления, но и лояльности по отношению к версиям и предположениям учащихся. А критика ставит под сомнение компетентность ребёнка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Негативные комментарии наносят вред и мотивации, и развитию мышления. Важно поощрять детей за придуманные двигательные упражнения.

Эффективным приёмом повышения внутренней учебной мотивации является обучение рефлексии того, что он знает, умеет, понимает. На уроках я использую видеокамеру: в начале снимаю действия каждого учащегося при разучивании упражнения, а в конце демонстрирую, чтобы каждый смог увидеть себя и проанализировать. Анализ и самоанализ являются составляющим элементом принципа сознательности и активности.

В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные методы, оценки, характеризующие учебную деятельность. Следует учитывать, что оценочность формирует также самооценку учащихся.

Выбор и компетентность

Вторая составляющая внутренней мотивации – ощущение свободы выбора. При кажущейся невозможности достичь свободы в рамках обязательного усвоения программного материала ощущение свободы может быть достигнуто с помощью предоставления права выбора, например, игры или предмета для упражнения.

Третья составляющая – это ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!» Это элемент самоуважения – одна из важнейших потребностей человека в соответствии с теорией потребностей по Маслоу. Для того чтобы овладеть программными знаниями, умениями и навыками по физической культуре, учащийся должен верить, что он сможет выполнить сложное двигательное упражнение, развить физические качества. Успех – понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своём материале. Обучая детей планировать деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя компетентными.


Креатив

Применяя принцип сознательности и активности, формируя и развивая мотивацию, творчество, самоанализ учащихся, регулярно проводя мониторинг результативности учащихся в физкультурной и спортивной деятельности, я выстроила систему работы, которая даёт положительные результаты.

Современные реалии в образовании, а, главное, современный образ школьника явились причинами поиска новых форм работы на уроках физической культуры, модернизации традиционных форм, создания собственной авторской системы работы. Применение нестандартных упражнений, игр, видеокамеры, музыки делают уроки интересными и привлекательными для подростков.

Главные причины снижения удовлетворённости учащихся от уроков физкультуры – это, на наш взгляд, отсутствие эмоциональности, неинтересные, скучные упражнения, неадекватная физическая нагрузка, традиционная организация уроков.

Музыка и нетрадиционные упражнения

Для создания позитивного эмоционального фона урока использую музыку. Музыкальное сопровождение предлагаю с учётом предпочтений учащихся, но, как правило, музыку выбирают сами учащиеся. Она может звучать на всех этапах урока: подготовительном (при проведении ОРУ на месте, в движении, при выполнении специальных беговых упражнений), основном (при проведении игр, эстафет, закреплении умений и навыков), заключительном (при выполнении упражнений на релаксацию, рефлексии).

Использование нетрадиционных упражнений повышает интерес учащихся благодаря их сложной координационной составляющей и новизне, а также их англоязычному звучанию. Следует отметить и необычность инвентаря для таких упражнений: длинные скакалки, ПЭТ-бутылки, покрывала, косынки. Для формирования и развития мотивации учащихся, их активности и сознательности на уроках физической культуры и здоровья применяю упражнения из отечественного и зарубежного опыта.

Применение сложнокоординационных упражнений с предметами и без них, соединение различных упражнений, использование скакалки, танцевальных элементов, в том числе и уличных танцев, что и говорить, повышают интерес учащихся к занятиям.

Ни один урок физической культуры я не провожу без игры или соревновательного компонента. В урок я включаю игры как спортивные, так и народные белорусские, а также игры народов мира. Включение той или иной из них зависит от задач урока. Например, для развития скорости – «Штандр» (немецкая), «Ражок» (белорусская); ловкости – «Хвост дракона» (США), «Мароз» (белорусская); гибкости – «Бег раков» (Польша) и другие.

При отборе нетрадиционных упражнений и подвижных игр я учитываю взаимосвязи между программными знаниями, умениями, навыками и значимыми для их эффективного формирования физическими качествами. Нетрадиционные формы уроков дают возможность реализовать качественный подход к оценке результатов. В связи с этим обязательным этапом в их организации является анализ, благодаря которому происходит перевод внешних результатов обучения во внутренний план личности, то есть интериоризация.

Фактором успешности урока считаю познавательный поиск, активную заинтересованность учащихся учебной темой, поэтому не всегда весь урок строю в нетрадиционной форме, а использую их элементы.

Пример урока физической культуры и здоровья правовой направленности

Тема: спортивные игры. Баскетбол (20 ч).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: практический (игровой, соревновательный), словесный, наглядный, нетрадиционный.

Форма организации учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Межпредметные связи: английский язык, белорусский язык.

Задачи:

Образовательные:

– обучение использованию на практике физкультурных знаний, необходимых для безопасных занятий физической культурой;

– обучение двигательным умениям, навыкам, способам деятельности, составляющим содержание игры в баскетбол: учить технике ловли и передачи мяча двумя руками от груди на месте; технике ведения на месте и в движении;

– обучение двигательным (физическим) качествам: ловкости, скорости, силе, выносливости, координации.

Воспитательные:

– создавать условия для развития дисциплинированного поведения, доброжелательного отношения к товарищам, коллективизма, честности, настойчивости в достижении цели.

Оздоровительные:

– создавать условия для повышения умственной работоспособности с помощью рационального подбора физической нагрузки;

– способствовать профилактике стрессовых состояний;

– содействовать укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной системы, формированию правильной осанки.

Учащиеся на учебном занятии и к концу урока должны знать, понимать, соблюдать и использовать:

• положительное воздействие двигательной активности на организм человека;

• правила самоконтроля во время учебных занятий;

• правила безопасного поведения на учебных занятиях;

• правила личной и общественной гигиены во время занятий физической культурой;

• санитарно-гигиенические требования к одежде, обуви, спортивному оборудованию и инвентарю;

• правила изученных спортивной и подвижной игр;

• двигательные способы деятельности, составляющие содержание игры в баскетбол: технику ловли и передачи мяча двумя руками от груди на месте; технику ведения на месте и в движении;

• упражнения для сохранения правильной осанки;

• упражнения для соблюдения здорового образа жизни;

• упражнения для выполнения общеразвивающих гимнастических упражнений;

• упражнения для достижения индивидуально максимального результата в тестовых и контрольных упражнениях.

Ожидаемый результат: предусматривается, что к окончанию урока учащиеся овладеют двигательными начальными умениями ловли, передачи, ведения мяча. Навык формируется неделями, месяцами, иногда – годами! За один урок можно сформировать только начальные умения.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: тренировочные коврики, баскетбольные мячи (БМ), скакалки, секундомер.

Примечание: ЧСС – частота сердечных сокращений.

В подготовительной части урока (3 мин) построение, объявление темы и образовательных задач, проверка ЧСС проходит под жизнерадостный музыкальный фрагмент.

В основной части урока (35 мин) использую нетрадиционные формы наряду с традиционными.

1. Стретчинг (stretching (анг.) – растягивание) – система развития, воспитание гибкости. Цель – разогрев мышц, воспитание гибкости (3 мин).

2. Роуп-скипинг Rope-skipping (Роуп Скиппинг) («Rope» – верёвка, «skip» –прыгать, подпрыгивать). Цель – укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной системы, развитие координации, ловкости и прыгучести (7 мин).

3. Подвижная народная белорусская игра «Свинка». Задача – практиковать в забивании мяча в цель; развивать ловкость, скорость реакции, координацию движений. Примечание: инструктаж и игра проводятся учителем на белорусском языке (7 мин).

4. Традиционные упражнения – бросок мяча двумя руками от груди, ведение мяча (10 мин).

5. Контрольный тест. Цель – выявление ошибок в выполнении изученных движений, трудностей и их коррекция (8 мин). Тестирование правильного выполнения учащимися броска (учащиеся оценивают друг друга). Каждая пара учащихся стоит у кольца. Учитель подходит к каждой паре, проверяет правильность выполнения, учащиеся сообщают свои оценки.

Как всегда, главное – всё же результат.


ИРИНА ЗУБОВИЧ, учитель физической культуры и здоровья СШ № 119 г. Минска

 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь