Подросток в зоне риска. Урок для 5–6 классов

  • 06 августа 2018 00:28:49
  • Отзывы :0
  • Просмотров: 45
  • 0

Цель: создание условий самостоятельного формулирования учащимися вывода о том, что следование нормам поведения является не целью, а средством безопасной жизнедеятельности.

         Задачи:

·        воспитывать детей в духе глубокого осознания опасности ненормативного поведения;

·        выявить вместе с учащимися основные источники опасности в социуме;

вырабатывать компетенции безопасного поведения.

Оборудование урока.

·         Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», 5 класс;

·         компьютер, мультимедийный проектор;

·         телевизор;

·         презентация к уроку;

·         интерактивные плакаты.

1.1. Организационный момент.

            Здравствуйте, ребята! Правила безопасности жизнедеятельности появились благодаря многовековому опыту воинов, охотников, спасателей, путешественников и просто обычных людей. Если бы люди всегда помнили и соблюдали эти правила, они намного реже оказывались в беде.

1.2. Мотивация учащихся к изучению новой темы.

А сейчас закройте глаза, и попытайтесь представить себе тысячелетнее прошлое. Представили? А теперь откройте глаза и скажите, что вы увидели? (Ответы учащихся). А что вас очень удивило? Конечно, за прошедшие 1000 лет цивилизация шагнула далеко вперед. Выросли многоэтажные дома, скоростные магистрали, появились автомобили различных моделей, компьютеры, мобильные телефоны, электрические бытовые приборы и многое другое. Жить в 21 веке гораздо интереснее и удобнее! Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на этом уроке? А теперь прочтите тему урока. Как вы думаете, почему мы говорим о достижениях цивилизации, если тема урока "Подросток в зоне риска"? (Высказывания учащихся).

1.3. Совместное формулирование целей и задач урока.

         Попробуйте сами поставить задачи урока, используя вопросы: почему?

какие? как?

         (Почему современное общество влечет в себе больше опасности, чем предшествующие эпохи? Почему именно на подростков и детей выпадает большая доля опасности, чем на взрослых? Какие источники риска есть в жизни современного подростка? Как защититься от опасности?).

1.4. Актуализация первичных знаний.

(Понятие – «опасность» по алгоритму составления ассоциаций).

Ребята, теперь, давайте подумаем и вспомним, что же такое - опасность? Какие ассоциации возникают у вас со словом «опасность»?       

Используя правила составления ассоциаций, ответьте на вопрос «что такое - опасность?».

Вот что получилось у меня.

Гибель

Болезнь

Зло

Вред

         То есть, опасность – это наступление, или появление заметной вероятности наступления нежелательных событий. Или же, говоря простым языком, опасность – это ситуация, которая может причинить человеку вред. Запомним это.

·        Выявление факторов, определяющих уязвимость детей и подростков (индивидуальная работа с текстом). Как вы думаете, а почему же подростки находятся в наибольшей опасности?

Поработав с материалом (Текст № 1), заполните пропуски в тексте.

         Подростки еще не обладают такой ___ и ___ способностями как взрослые, чтобы противостоять опасности. Объем их ___ недостаточен для того, чтобы находить выход из сложных ситуаций. Неблагоприятные воздействия _____ на подростка гораздо сильнее. Во время взросления человек ищет свое место в жизни, он копирует ___ , не обладая их опытом. У подростков ослаблено чувство ___.

         Получается следующий текст:

Подростки еще не обладают такой физической силой и умственными способностями как взрослые, чтобы противостоять опасности. Объем их знаний недостаточен, для того чтобы находить выход из сложных ситуаций. Неблагоприятное воздействие окружающей среды на подростка гораздо сильнее. В период взросления человек ищет свое место в жизни, он часто копирует поведение взрослых людей, не обладая их опытом. У подростков ослаблено чувство опасности.

         Я предлагаю вам попробовать, используя Интернет-ресурсы, выяснить, в результате чего ежегодно в мире погибает больше всего людей.

( Видеофрагменты).

А теперь послушайте официальную статистику:

(для привлечения большего внимания детей, можно использовать видеофрагменты интервью с представителями ГИБДД, МЧС, отдела по борьбе с оборотом наркотиков и др.).

         Каковы же источники опасности в жизни современных подростков? Давайте по ходу урока заполним памятку.

Источники риска в жизни подростка:

1…

2…

3…

4…

         Те источники риска, о которых мы поговорили, вам понятны и известны, но существуют и скрытые источники они, возможно, вызовут у вас удивление…

         Информирование учащихся о скрытых источниках опасности в жизни подростка (текст на выбор).

·        Несколько лет назад в Японии изобрели виртуальную игрушку в виде брелока (тамагочи). Это питомец, за которым нужен был хороший уход. И жизнь у него была всего одна. Маленькому ребенку подарили эту игрушку. Он тщательно ухаживал за своим питомцем. Привязался к нему. Полюбил. Но однажды ночью, когда питомец подал сигнал о том, что его нужно кормить, ребенок не проснулся… И утром этот ребенок увидел, что его друг (тамагочи) мертв… Ребенок не смог пережить этого, и выбросился из окна. После этого случая, таким игрушкам стали делать несколько жизней.

·        Десятилетнему ребенку не удавалось пройти новый уровень в виртуальной игре. Он очень злился. Просидел за компьютером более 10 часов, но все бесполезно. Подошла его мама и сказала, чтобы мальчик шёл спать. Он наотрез отказался. Мама молча выключила компьютер. Ребенок пошел на кухню, взял нож и, порезал себе вены…

                  О каком источнике риска сейчас идет речь? (ответы учащихся)

         Правильно! Компьютер!

         Но не только компьютер может причинить вред психике ребенка. Жестокость и насилие на экранах телевизоров. Виртуальные игры.

Кстати они могут принести вред не только психическому, но и физическому здоровью подростка. Еще не изобрели безвредных для глаз мониторов! Если долго ребенок находится у экрана, это ухудшение зрения, и нарушение осанки, нарушение пищеварения, быстрая утомляемость и т. д.

Зависимость от Интернета называется «Сетеголизм». А зависимость от компьютерных игр «Кибераддикция».

         Что запишем в памятку?

(Вредные последствия компьютеров, телевизоров, приставок).

         Но, пожалуй, самым неожиданным для вас источником опасности будет то, о чем я сейчас расскажу:

Однажды ученик спросил учителя: «Учитель, враждебен ли мир для человека? Или он несет человеку благо?».

- Я расскажу тебе притчу о том, как относится мир к человеку,- сказал учитель. Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Зеркала были необыкновенно ясны, и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало,- настолько точно они отражали предметы. Кроме того стены этой залы были расположены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: «Кто ты?» - и услышишь в ответ с разных сторон: «Кто ты? Кто ты? Кто ты?».

Однажды в эту залу забежала собака и в изумлении застыла посередине – целая свора собак окружила ее со всех сторон, сверху и снизу. Собака на всякий случай оскалила зубы, и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись не на шутку, она отчаянно залаяла. Эхо повторило ее лай. Собака лаяла все больше. Эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, кусая воздух, и ее отражения то же носились вокруг, щелкая зубами. Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой - то вред. Собака сражалась со своим собственным отражением».

         О какой опасности шла речь в притче? (Собственное поведение.)

Теперь вы видите, мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Он безразличен человеку. Все происходящее вокруг нас - всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний и поступков. Мир это большое зеркало. И как мы с вами будем относиться к этому миру, так и мир будет относиться к нам!

Ведь, что такое дорога? Это всего лишь путь сообщения для людей и транспорта. Наркотики? Набор молекул. Огонь? Реакция окисления. Вот и все!

Компьютер? Это бесполезная железка, если её не включить.

Поэтому самое важное: наше собственное поведение.

Записываем в памятку: собственное поведение!

 

Видеоряд «Источники риска в жизни подростка» (интерактивные плакаты):

 

1. Дороги – несоблюдение правил дорожного движения;

2. Употребление наркотиков;

3. Огонь – неправильное обращение с огнём;

4. Компьютер – компьютерная зависимость;

5. Собственное поведение.

Совместное составление формулы безопасности.

Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Эту формулу можно зарифмовать в стихах:

 

Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.

Шаги принятия решений:

1 шаг - Если ты хочешь что-то сделать, то сначала остановись – подумай!

2 шаг - Представь, как твой поступок отразиться на тебе, твоих родителях, твоих друзьях.

3 шаг - Выбери занятие, последствия которого безопасны. И не делайте того, что может иметь плохие последствия.

4 шаг - Похвали себя за то, что тебе удалось принять ответственное решение и избежать опасности.

У нас осталась последняя задача – как обезопасить себя? Поработав, составьте правила поведения, которые необходимо соблюдать для того, чтобы не попадать в опасные ситуации. Пусть эти правила начинаются словом - надо.

         Запишем:

1 надо – Знать правила поведения в опасной ситуации;

2 надо – Уметь применять эти правила;

3 надо – Использовать эти правила в повседневной жизни.

         1.5 Рефлексия. Давайте вернемся к задачам урока. Почему именно современное общество наиболее опасно для человека? Почему именно на подростка выпадает большая доля риска? Какие источники риска есть в современном мире? (Ответы учащихся). Этому вы будете учиться в течение всего курса основ безопасности жизнедеятельности.

         1.6 Завершение урока. Домашнее задание.

         Учитель предлагает учащимся выполнить творческую работу по их собственному выбору и пониманию. Например, нарисовать иллюстрации к самым запоминающим моментам урока или составить кроссворд, ребус по правилам безопасности жизнедеятельности.

         Итак, сегодня вы узнали много нового. На последующих уроках вы узнаете гораздо больше о том, как избежать конкретных опасностей в конкретных ситуациях! Благодарю за урок! Всем спасибо! До свидания! 

 

Светлана Кривец,

заведующая информационно-библиотечным центром ГУО «Средняя школа № 9 г. Лиды»

 
 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь