Компьютер не во вред здоровью

  • 14 марта 2019 14:13:41
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 24
  • 0

Мы живём в XXI веке – веке информационно-коммуникационных технологий, которые так проникли во все сферы, что жизнь без них сложно себе представить. Однако как всякое новшество это достижение породило массу проблем, главная из которых – воздействие на здоровье, особенно на детский организм.

Чтобы обучить нынешнего школьника, учитель должен владеть прогрессивными педагогическими технологиями. Но на какую технологию ни пал бы выбор, наставник должен помнить о том, что она должна быть направлена на сохранение здоровья детей.

На учебных занятиях по информатике следует учить строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья.

Вредные факторы, влияющие на состояние здоровья детей при работе на компьютере:

  •   сидячее положение в течение длительного времени;
  • утомление глаз, нагрузка на зрение;
  •  перегрузка суставов кистей;
  • стресс при потере информации или получении результата, отличного от ожидаемого.

В связи с этим необходимо особое внимание уделить элементам здоровьесбережения.    

Здоровьесберегающая образовательная технология – система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, обеспечив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Поэтому необходимо использовать разнообразные виды здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленные на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности. Работоспособность у учащихся имеет пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели, и учёт зоны работоспособности учащихся – важный принцип обучения, построенного на принципах здоровьесбережения.

От соблюдения гигиенических, психолого-педагогических условий проведения учебного занятия в основном и зависят функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности и возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне, предупреждать преждевременное наступление утомления.

Три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение учебного занятия такова:
5–25 мин – 80 %;
25–35 мин – 60–40 %;
35–40 мин – 10 %.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что учебный процесс, организованный на основе принципов здоровьесбережения не должен приводить к тому, чтобы дети заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления. Если правила здоровьесбережения недостаточно учитывают в организации и содержании самого образовательного процесса, то возникает умственное переутомление учащихся.

Утомление возникает в следующие периоды:
•    начало учебного года и недели;
•    ежедневно к 3–4-му учебному занятию;
•    сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;
•    окончание четверти, учебного года, недели.

Контролировать и регулировать процесс утомления и снижения работоспособности учащегося должен учитель, так как от успешности решения этой проблемы зависит, насколько качественно будет осуществляться процесс обучения и развития личности учащегося.

Критерии учебного занятия здоровьесберегающей направленности

При организации и проведении занятия необходимо учитывать следующие факторы:

1. Обстановка и санитарно-гигиеническое состояние кабинета.

Учителю необходимо грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель, обращать внимание на освещённость и отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей, соблюдать воздушно-температурный режим, постоянно контролировать позу детей, что позволяет избегать перенапряжения мышц и способствует лучшему кровотоку и дыханию. Экран монитора должен располагаться ниже уровня глаз на 5–100. Расстояние от учащегося до экрана – 60–70 см.

Организация занятий по учебному предмету «Информатика» должна соответствовать Санитарным нормам и правилам «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами» и гигиеническому нормативу «Предельно допустимые уровни нормируемых параметров при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», утверждённым постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 59 28.06.2013.

При организации образовательного процесса по учебному предмету «Информатика» необходимо провести обучение учеников всех классов правилам безопасного поведения в кабинете информатики, о чём в классном журнале в начале каждой учебной четверти делается запись: «Обучение правилам безопасного поведения в компьютерном классе» («ОПБП»).

2. Число видов учебной деятельности.

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, самостоятельная работа, решение примеров, задач и так далее. В течение занятия должна произойти смена видов деятельности не менее трёх раз через каждые 10–15 мин. Норма – 4–7 видов за занятие.

3. Средняя продолжительность и частота чередования видов учебной деятельности.

Ориентировочная норма чередования видов деятельности на учебном занятии – 7–10 мин. Учащиеся чаще утомляются при длительном ограничении двигательной активности, однообразной, монотонной деятельности, даже лёгкой!

Но однообразность занятия или частые смены одного вида деятельности на другой также способствует утомлению.

4. Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс.

  •  Технология личностно-ориентированного обучения предполагает развитие личностных качеств учащихся с помощью учебных предметов. Такой подход создаёт оптимальные условия для самовыражения учащихся.
  •  Технология дифференцированного обучения опирается на изучение человека. Её цель – оказать психологическую и методическую помощь, чтобы их образовательная деятельность была успешной. Эта технология позволяет учитывать особенности учащихся, создавать условия для их самовыражения, подбирать приёмы, влияющие на сохранение интереса к учебному материалу.
  •  Технология проблемного обучения предполагает постановку развивающей цели, формулирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а также поиск вариантов решения.
  • Технология диалогового обучения даёт возможность строить урок на диалоговой основе, то есть превратить учебное занятие в пространство эффективного общения. Это означает, что на учебном занятии приоритетными становятся взаимные уважение, понимание, обогащение, дополнение и поддержка.
  •  Игровая технология. Игра – особая форма взаимодействия ребёнка с миром, она развивает воображение, стимулирует мотивы учебной деятельности, учит принимать решения в различных ситуациях, создаёт комфортные условия для ребёнка как личности, повышает успешность обучения, помогает разобраться в сложных понятиях информатики, снижает утомляемость головного мозга. Например, занятие по теме: «Исполнитель Робот и его система команд» можно провести в игровой форме. Учащиеся по очереди становятся Роботом, придумывают для него систему команд, и тот выполняет те или иные команды.

5. Применение активных методов обучения.

•    Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
•    Активные методы (учащийся в роли учителя или исследователя; деловая игра; дискуссия).
•    Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).
•    Использование наглядности на учебных занятиях, которая играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, мышления учащихся.

6. Место и длительность применения технических средств обучения (ТСО).

Здесь важно умение учителя использовать технические средства обучения как средство для дискуссии, беседы, обсуждения.

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на занятиях при работе с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой зависит от возраста ребенка: 1–4-й класс – не более 15 мин, 5–7-й – 20 мин, 8–11-й – 25 мин. Задача педагога, который проводит учебное занятие с использованием технических средств обучения, – снять или свести к минимуму их отрицательное влияние на здоровье учащихся.

Сегодня на занятиях по учебному предмету «Информатика» применяются электронные средства обучения (ЭСО): «Алгоритмика», 8-й класс; «Программируем с увлечением», 9-й класс; «От символов до строк», 10-й класс, авторы С. Пузиновская, И. Брагинец. Это приводит к значительному улучшению качества преподавания, повышается уровень использования наглядности в образовательном процессе, увеличивается производительность труда учителя и учащихся. При этом растёт мотивация учащихся к самостоятельному изучению материала, самопроверке и самооценке полученных результатов, снимается психологическая напряженность.

7. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты.

Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха. Обычно это 3–5 упражнений во время учебного занятия. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Они должны решать следующие задачи: уменьшать утомляемость и снижать отрицательное влияние однообразной рабочей позы; активизировать внимание учащихся и повышать способность к восприятию учебного материала; обеспечивать эмоциональную встряску учащихся, возможность сбросить накопившийся груз отрицательных эмоций и переживаний.

Физкультминутки обязательно должны содержать не только двигательный компонент, но и гимнастику для глаз, динамические паузы, дыхательную гимнастику, массаж активных точек. Например, в мультимедийном курсе «Мир информатики» компании «Кирилл и Мефодий» есть интересная гимнастика для рук, которая очень нравится младшим учащимся, и они с радостью её выполняют. Учащиеся постарше проводят самомассаж пальцев рук. При этом активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всём теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.


8. Мотивация к учебной деятельности на занятии.

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому.
Например, хорош метод обучения с использованием модулей системы LearningApps.org., который является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей.

9. На занятии дают знания по учебному предмету, несущие воспитательное воздействие и связанные со здоровьем.

В данном направлении деятельности большое значение имеют:
•    отражение в содержании учебного занятия вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни;
•    формирование в процессе преподавания отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни;
•    выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и так далее.

Например, при изучении текстового процессора Word можно подготовить задания на темы, связанные с физическим здоровьем (сообщение «Влияние ПК на здоровье человека» или сочинение-рассуждение «Компьютер – враг или друг здоровью» и «Вредные советы»).
При выполнении творческих заданий по компьютерной графике учащимся предлагают создать копилку «Вредных советов», то есть нарисовать, как нельзя себя вести при работе на ПК.

10. Психологический климат на занятии.

Для многих учащихся причиной переутомления является не сама учебная деятельность, а эмоциональное напряжение, боязнь допустить ошибку, необходимость сдерживать эмоции и движения. Эмоциональный климат на занятии во многом зависит от улыбки учителя, первого приветствия, выбора дистанции, стиля общения, юмористической составляющей педагогического общения, наличия на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и тому подобного.

О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Улыбка, искренний смех учащегося на занятии стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминуток. По мнению Карла Родаля, «смех пронизывает существо человека вибрацией радости и удовольствия, в теле поселяется радость, болезнь не находит места». Трёхминутный смех заменяет пятиминутную гимнастику. А каждое слово учителя влияет на ребёнка.

Вот некоторые приёмы создания положительных эмоций на учебном занятии:

  •  юмор, доброе слово, обращение к учащемуся по имени, строки из стихотворения или народная мудрость, или тихо звучащая лирическая музыка;
  • возбуждение сомнения в справедливости истин, излагаемых как преподавателем, так и учащимися. Привыкание к безупречно правдивой, абсолютно верной информации ведет к угасанию ориентировочного рефлекса (рефлекс – это реакция организма на раздражение рецепторов). Этим стимулируется мысль учащегося, побуждая его и всех остальных находить убедительные доказательства, мотивировать точку зрения;
  •  возбуждение «умственного аппетита» к самостоятельной работе на учебном занятии и дома при решении одинаковых для всех задач. Обычно кто-то даже не берётся за это дело вообще, а вот при индивидуальном подборе, когда все справляются с лёгкими задачами, предлагают и «очень трудные». Таким образом закрепляется вера в собственные силы, успех.

С целью укрепления психологического здоровья учащихся важно добиться на учебном занятии благоприятного психологического настроения: а) с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки их деятельности на уроке на основе искреннего уважения и доверия; б) избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как  отрицательные эмоции являются здоровьеразрушающими.

11. Темп и нормирование учебной нагрузки, объёма домашнего задания.

Быстрый темп, скомканностъ процесса: нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания…

Или…

Спокойное завершение учебного занятия: учащиеся имеют возможность задать педагогу вопросы, педагог может прокомментировать задание на дом, попрощаться с детьми.
Содержание домашних заданий конкретизировано в пособии «Информатика. 6–11 кл.: примерное календарно-тематическое планирование: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования» (А. А. Буславский [и др.]. – Минск : НИО : Аверсэв, 2018. – 44 с.). Домашнее задание по учебному предмету «Информатика», требующее использования компьютера, не задают.
При современной возрастающей компьютеризации общества стала актуальной проблема игровой компьютерной зависимости среди детей и подростков, проблема сохранения здоровья детей сегодня, как никогда, актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, наставник в состоянии сделать для здоровья нынешних учащихся больше, чем врач. Педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью. Педагог обязан обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные образовательные результаты.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

1.    Выполнение рекомендаций СанПиН:
•    требования к освещённости кабинета, к мебели;
•    температурный режим помещения;
•    проветривание помещения;
•    уровень шума;
•    место и длительность применения ТСО и другое.
2.    Динамическая организация учебного занятия:
•    физкультминутка;
•    дыхательная гимнастика;
•    глазная гимнастика;
•    поза учащегося во время учебного занятия.
3.    Психологический подход при проведении учебного занятия:
•    учёт индивидуальных особенностей учащихся;
•    учёт темперамента учащихся;
•    умение работать с различными группами учащихся (гиперактивными и пр.), дифференцированный подход в обучении.
4.    Психологический климат учебного занятия:
•    мажорность учебного занятия (эмоциональность);
•    проявление доверительного подхода к учащимся;
•    наличие на учебном занятии эмоциональной разрядки;
•    создание ситуации успеха и другое.
5.    Некоторые педагогические знания и умения:
•    чередование различных видов деятельности (средней продолжительности и частоты);
•    количество используемых на учебном занятии методов, чередование методов;
•    плотность учебного занятия;
•    темп окончания учебного занятия;
•    определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
•    умение учителя оценить процесс формирования внимания и мышления;
•    умение оценить уровень работоспособности.
6.     Формирование ЗОЖ и культуры здоровья:
•    включение в учебные занятия модулей по вопросам здоровья;
•    постановка воспитательной задачи по привитию культуры здоровья.

ЛЮБОВЬ СКИДАНОВА, учитель информатики СШ № 183 г. Минска, руководитель РМО учителей информатики учреждений образования Партизанского района г. Минска

 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь