Я здоровье сберегу – сам себе я помогу

  • 16 января 2019 09:52:15
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 217
  • 0

Задачи:
•    расширять знания детей о способах предупреждения простудных заболеваний;
•    формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье;
•    развивать устойчивые полезные привычки.

Оборудование: картинки с изображением овощей, животных, пословицы (на карточках), вырезанные из бумаги ладошки, ластики, письмо Юлиана Тувима.

I. Организационный момент
Учитель. Поздоровайтесь друг с другом, с миром, с самим собой. Хотите, я вам подарю огромное «здравствуйте»? А может кому-то отломить маленький кусочек? А тебе Лиза, может, насыпать в карман горсть «здравствуйте», сладкого, как сахар? А тебе, Денис, какого хочется «здравствуйте»?
Итак, возьмите в ладошку «здравствуйте» – тёплое, ласковое, солнечное, светлое. Вы таким образом поздоровались и настроились на чудесное настроение, которое будет царить у нас на занятии. Садитесь на свои места.

II. Основной этап
Девиз занятия: «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу». Как вы понимаете эти слова?

У меня печальный вид –
Голова моя болит,
Я чихаю, я охрип.
Что такое?
Это – грипп.
Не румяный гриб в лесу,
А поганый грипп в носу!
В пять минут меня раздели,
Стали все вокруг жалеть.
Я лежу в своей постели –
Мне положено болеть.

– О чём идёт речь в стихотворении? Почему мы сегодня заговорили об этом? Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? (гриппу и др. простудным заболеваниям.) А что бы вы хотели узнать сегодня?

Учитель. Главная задача нашего занятия узнать, что нужно делать, чтобы не болеть простудными заболеваниями. Древнее китайское изречение гласит: «Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их». Мы постараемся сегодня стать немножко мудрее. А начнём со сказки.
В одной сказочной стране на берегу синего моря стоял дворец. В нём жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали взаимностью. Дети росли добрыми, трудолюбивыми и послушными. Одно огорчало правителя – сыновья часто болели.
Правитель пригласил во дворец мудрых людей и спросил: « Почему люди болеют? Что сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: «Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудную минуту». Выслушал правитель мудреца и приказал открыть «Школу здоровья для всех детей своей страны».

– Так от чего же, по мнению мудреца, зависит здоровье людей? (от образа жизни, поведения, умения помочь себе и другим в трудную минуту). И что же решил правитель? Сегодня мы откроем такую «Школу здоровья» и проведём в ней несколько уроков.
У писателя Александра Лаптева есть книга «Тайна пирамиды здоровья». Давайте послушаем о чём говорят два героя этой книги.

1-й учащийся.
Свати, мудрый муравей,
Со звезды пришёл своей.
Мудрый, мудрый муравей.
Научи ты нас, людей.
Ты пришёл издалека,
Сквозь туманы и века.
Научи нас, как нам быть,
Чтоб сто лет нам всем прожить?

2-й учащийся (в маске муравья).
Хорошо, я помогу.
Но сначала в лес пойду.
Я узнаю у зверей,
Что нам сделать для людей.
Звери долго все живут,
Не болеют и не лгут,
Все они помочь готовы.
Только стоит захотеть.
Всё узнать и не болеть!

Учитель. Хотите узнать, что же ответили муравью растения и животные? По мнению прекрасной розы, люди болеют, потому что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость – это особая мудрость и болезни её боятся.
Мудрый дуб считает, что люди мало заботятся друг о друге. Нередко бывают жестокими и неблагодарными. А жестокость – это путь к гибели и болезням. Люди часто обманывают друг друга.
Тигр отметил, что люди не верят в свои силы. Это не позволяет им чувствовать себя здоровыми.
Дикий кот считает, что человек часто бывает неаккуратен, не соблюдает основные гигиенические правила. Такое поведение вредит здоровью.
Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают, что тоже вредит здоровью.

Учитель. От чего же зависит здоровье человека?
Не умеем радоваться. Жестокость. Обман. Неверие в свои силы. Неаккуратность. Неправильное питание.
Вот какой первый урок преподнесла нам «Школа здоровья».
На столах у вас слова из пословицы. Они рассыпались. Соберите их, и они подскажут, о чём мы будем говорить дальше. Как вы понимаете смысл пословицы «Чистым жить – здоровым быть».
Грязные ладошки.
 -- Грязные бумажные ладошки. Как сделать чистыми?
 -- Молодцы. Но в жизни, конечно, нам ластик не поможет. Давайте послушаем, что же происходит в жизни.

III. Сценка «Странный случай»
1-й учащийся (выходит, растерянно держит в грязных руках испачканную тетрадь).
2-й учащийся (заглядывая в лицо 1-му учащемуся).
Послушай-ка, дружок, ты что сегодня бледен?
Иль, может быть, ты не здоров
И был бы для тебя не вреден
Совет хороший докторов?
1-й учащийся. Нет, я здоров, да только странный случай…
2-й учащийся. Ну, расскажи скорей, не мучай!
1-й учащийся.
Никак и сам я не пойму.
Купил тетрадку, подержал немножко.
Вдруг вижу чёрную кайму.
И где ж? На новенькой обложке.
Взялся за книжку я тогда.
И что же? Вовсе непонятно.
Случилась сущая беда:
Почти на всех страницах пятна.
Салфеткой, думаю, сотру.
Салфетку чистую беру.
Вдруг…
2-й учащийся. Что же?
1-й учащийся.
Незадача даже:
Салфетка тоже точно в саже.
И так весь день, что ни возьму, –
Я не пойму:
Черны и книги, и посуда…
Быть может, это фокус, чудо?
2-й учащийся.
 Зачем, дружок, на чудеса валить,
Почаще руки надо мыть.

Учитель. Видите, как бывает в жизни. Чтобы бумажная ладошка была чистая, помог ластик, а что поможет этому мальчику? (мыло, мочалка, душ.). Почему нам надо быть всегда чистыми расскажет…

Стихотворение Михаила Котина « Пугалки»
Кто зубы не чистит, не моется с мылом,
Тот вырасти может болезненным, хилым.
Дружат с грязнулями только грязнули,
Которые сами в грязи утонули.
Из них вырастают противные бяки,
За ними гоняются злые собаки.
Грязнули боятся воды и простуд,
А иногда вообще не растут.

Учитель. Что же грозит грязнулям? Об этом нам говорил дикий кот. А вот какое письмо написал всем детям детский поэт Юлиан Тувим.
Дорогие мои дети,
Я пишу вам письмецо.
Мойте чаще, мойте чище
Ваши руки и лицо.
Тритесь губкой и мочалкой,
Потерпите – не беда,
Смоем ваксу и чернила
С неумытого лица.
Дорогие мои дети,
Очень я вас попрошу
Мойтесь чаще, мойтесь чище,
Я грязнуль не выношу!
Рано утром не ленитесь,
На зарядку становитесь.
Будь аккуратен, забудь свою лень.
Зарядку делай каждый день.

Учитель. О чём же просит поэт? Какая пословица подойдёт к следующему заданию? (В здоровом теле – здоровый дух.)
А сейчас послушаем, как же дружат с зарядкой некоторые ребята.

Я хочу, друзья, признаться,
Что люблю я по утрам
Физзарядкой заниматься,
Что советую и вам.
Всем зарядку делать надо,
Много пользы от неё.
А здоровье – вот награда
За усердие твоё.
Зайцы делают зарядку,
Мышки тоже, белки тоже,
А Сергей лежит в кроватке
И кричит, что он не может:
То зубная боль приснилась
То в ушах вчера кололо…
Словом, долго мы с ним бились
И оставили в покое!
Все ребята как ребята
Дружат с пляжем и коньками,
Не валяются в кровати,
Помогают дома маме!
А Сергей не в силах бедный,
Тяжело и то, и это.
Очень скучно, очень вредно
Неподвижно жить на свете!

Учитель. Я думаю, среди вас нет таких. Вы любите движение?

Физкульминутка.

Учитель. Отправимся в лес. Ведь прогулки очень полезны для здоровья. Как в лесу красиво! Сквозь ветки нам улыбается солнышко. Давайте помашем ему. Встанем на носочки, поднимет руки вверх и помашем. Смотрите, какие большие деревья! Своими ветвями они сплели для нас качели. Давайте покачаемся.
А вот и следы медведя. (Приседания). А вот за кустик побежал зайчик. Как зайчик бегает? На ёлках висят шишки. Давайте дотянемся до них. Рассмотрим их поближе.
Подошли к школе. Ноги в снегу. Давайте почистим обувь, чтобы в классе было чисто. (Зарядка под музыку из мультфильма «33 попугая».)

Учитель. Ребята, послушайте притчу.
В Древнем Риме в холодную погоду тепло одетый юноша встретил старика. На старике была только одна набедренная повязка.
– Как ты, старик, не мёрзнешь в такую погоду? – спросил юноша.
– Но ты же не закрываешь лицо? – вместо ответа заметил старик.
– Но это же лицо, оно привыкло! – воскликнул юноша.
– Так представь, что я весь – лицо, -- ответил старик. Лицо привыкает к холоду. Так же должно привыкнуть к холоду и всё тело. Нужна тренировка.

Какая пословица подойдёт к следующему заданию? (Если хочешь быть здоров – закаляйся!)
– В холод, в слякоть только закалённый человек не заболеет, выдержит атаку всевозможных вирусов и микробов. Все, кто хочет быть здоровым, должны прислушаться к совету наших девочек.

Учащиеся.
Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослый, настоящий!

На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать.

Ноги мыть водой холодной,
И тогда микроб голодный
Нас вовек не одолеет.
Ни за что не заболеем.

Игра « Да – Нет »
Что способствует закаливанию? (ходьба босиком; горячий душ; контрастный душ; лишний свитер; не купаться; в жаркий день пить ледяную воду).
Что нужно делать, чтобы не болеть простудными заболеваниями? (закаляться.)
Лера выучила стихотворение, но не знает, какое в нём последнее слово. Послушайте и подскажите.
Что полезно – всем известно?
Я ответ найду легко.
На моей любимой чашке
Нарисованы ромашки
Ну, а в чашке…..(молоко)

Учитель. Какая у нас осталась пословица? (Овощи и фрукты – полезные продукты.) Много бед и болезней можно избежать, если с самого детства правильно питаться. Какие продукты помогают нам бороться с простудой, расскажут ребята.



Сценка
Чтобы стройным, сильным быть,
Надо овощи любить.
-- Я морковка сладкая, Выросла на грядке я.
Я листву на солнце грела,
Покраснела и поспела.

Я арбуз, зелёный бок,
Лишь разрежь – польётся сок!

А меня вот все бояться,
От меня глаза слезятся,
Но я – лук, от семи недуг.

Я капуста белая,
Вкусная и спелая,
Я дождями умывалась,
В триста платьев одевалась.
Вот какая я капуста-
Все листочки сидят густо.

Я редиска сладкая,
Выросла на грядке я.
Знают все меня ребята –
Витаминами богата.

Кушайте, ребята, нас
Летом и зимой,
Мойте нас проточною
Чистою водой.

Эстафета
На доске записаны названия продуктов, разбитые на две группы.
Ребята по очереди выходят к доске и подчёркивают названия полезных продуктов. Вторая группа следит за правильностью выполнения задания.
1-я группа. Рыба, чипсы, кефир, «Фанта», геркулес, конфеты, морковь, лук, торт, яблоки, свёкла, «Чупа-чупс», «Сникерс», капуста, гречка.
2 группа. Картофель, вафли, мёд, пирожное, молоко, хлеб, булочки, сок, лимон, яйца, масло, жир, шоколад, фасоль, йогурт.

Подведение итогов
Учитель. Закончились занятия в « Школе здоровья». На других уроках мы подробнее познакомимся, как надо правильно закаляться. Мы с вами вели речь о том, как правильно питаться, о чистоте нашего организма. Ведь здоровье – главное богатство каждого человека. А теперь вспомним о наших занятиях.

Динамическая минутка (хлопки при правильных ответах)
1.    Каждый день делать зарядку.
2.    Ежедневно принимать душ.
3.    Брать пищу немытыми руками.
4.    Кушать овощи и фрукты каждый день.
5.    Пить соки каждый день.
6.    Кушать много конфет, пирожных.
7.    Чистить зубы один раз в день.
8.    Ежедневно гулять на свежем воздухе.
9.    Заниматься физической культурой и танцами.
10.    После занятий спортом пить холодную воду.
11.    Одеваться по погоде.

Учитель. Какое главное слово нашего занятия? Оно звучало чаще всего.

З – закаливание, зарядка.
Д – душ.
О – овощи.
Р – радость.
О – обман.
В – воздух.
Ь
Е – еда.
(Дети называют на каждую букву слова, которые  наиболее часто звучали на занятии.)

Рефлексия
« На лице написано». Напишите на лице, какие чувства вы испытали во время занятиязанятии?
-- А теперь посмотрите на лица наших гостей и определите, какие чувства они испытали на нашем занятии.


Л. Барыкина, учитель начальных классов высшей квалификационной категории

 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь