Использование здоровьесберегающих технологий на уроках обществоведения

  • 19 марта 2019 11:35:18
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 954
  • 0
Использование здоровьесберегающих технологий
на уроках обществоведения
«Забота о здоровье – это важнейший труд учителя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их
Духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
Прочность знаний, вера в свои силы…»

В. А.Сухомлинский



Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а для учителя она становится первостепенной. При этом получается, что здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в школе  связана большая часть его времени. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Но здоровьесберегающая технология, конечно, не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. И всё – таки, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.  Под здоровьесберегающими технологиями  пониматся система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье. Из сказанного вытекает определённая цель -  подготовка детей к жизни.

Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Нет какой-то единой уникальной технологии здоровья.  Здоровьесбережение выступает как одна из задач образовательного процесса и относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько при реализации конкретной педагогической технологии решается задача сохранения здоровья обучающихся.

Изучение обществоведения связано с усвоением большого объёма информации. Учащиеся узнают много новых понятий, имён, событий. Всё это требует постоянного напряжения внимания и памяти, может привести к переутомлению, усталости, снижению эффективности урока. Чтобы свести эти нежелательные моменты к минимуму – необходимо менять виды деятельности на уроке (от 4 до 7 видов деятельности за урок), при этом сложное задание чередуется с относительно простым; вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

  • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности 7–10 минут;
  • эмоциональное воздействие (стихи, эмоциональная актуализация); профилактика близорукости и усталости глаз (меняется расстояние до объекта, дважды-упражнения);
  • упражнение для релаксации - 1 раз;
  • творческое задание - «разминка для ума», нестандартная ситуация (уяснить задание - решить его— вжиться в роль - сыграть);
  • слушать учителя, ученика, написать план ответа, самостоятельно прочитать документ, поработать с картой, рассмотреть картину, выполнить творческое задание, поработать в группе и т.д.

Поставленная перед учащимися проблема делает работу на уроке интересной, творческой, способствует возникновению положительных эмоций.

При переходе от одного смыслового этапа урока к другому следует проводить динамические паузы, в начале и в середине урока – физминутки, которые позволяют разнообразить урок, повысить общую работоспособность учащихся, предотвратить утомляемость, использовать интеллектуальную «привязку» к теме урока. Например: во время работы с терминами и понятиями прошу встать-сесть, или поднять руки - опустить руки во время работы с датами, сделать шаг вперед и шаг назад во время утверждения верно - неверно. Провожу гимнастику для глаз, ФМ для улучшения мозгового кровообращения, ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук, ФМ для снятия утомления с туловища и др. (приложение 1)

Организационные моменты также важны. На уроке должен быть порядок, класс подготовлен к уроку с точки зрения здоровьесбережения: освещенность, температура воздуха, соблюдение режима проветривания. Ведь свежий воздух необходим для улучшения самочувствия детей и повышения их работоспособности. Необходимо напоминать ребятам об их осанке во время работы, о правильном положении рук, ног, о правильном подборе одежды.

Любое обучение начинается с мотивации. Нередко мотивацию находят, отвечая на вопрос «зачем?» В некоторых случаях объяснить это ученику очень просто, в некоторых – невероятно сложно. Например, зачем вообще нужны законы, правила, нормы? Разумеется, учитель может прочитать детям лекцию о социальных нормах. А может устроить дискуссию «Жить по закону или по понятиям?» – с формулированием собственной позиции, аргументами, примерами. В процессе обсуждения многое найдут и скажут сами дети (о себе говорить всегда интересно), а на что-то обратит их внимание учитель. Простой способ усилить мотивацию – возбудить начальный интерес к теме с помощью задания, которое требует несложных действий, оно приносит неожиданный результат. Это могут быть простые игры, примеры-демонстрации, опросники. На мотивационно-целевом этапе можно использовать притчи, которые помогают выйти на тему урока. 

Фрагмент урока «Взаимодействие с окружающими людьми» (9 кл.):

-Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Один мулла хвастался, что с любым человеком без слов найдет общий язык. Как-то в дороге ему представился случай продемонстрировать это своим спутникам. Встретившемуся на пути пастуху он показал указательный палец. Пастух показал ему два пальца. Далее мулла показал пастуху растопыренную ладонь с пятью пальцами. На что пастух в ответ показал ему кулак. 

-Вот видите, - воскликнул мулла, - мы прекрасно поняли друг друга. Я ему показал палец, спрашивая: «Признаешь ли Аллаха, единственного творца нашего?», он, показав два пальца, ответил: «И его, и Пророка его, Мухаммеда, тоже». Далее, показав пять пальцев, я спросил: «А соблюдаешь ли ты требование пять раз на дню читать намаз?» А он, показав кулак, ответил: «Я крепко придерживаюсь канонов ислама. Спутники решили узнать, так ли все понял пастух, и спросили его об этом. -Он мне показал палец, и я подумал, что он хочет выколоть мне глаз. На что я ему ответил, что выколю ему оба глаза. Потом он показал ладонь, видимо говоря, что ударит меня по лицу. А я ответил, что дам ему кулаком по голове. Я его прекрасно понял, - ответил пастух. Вопрос к классу: -Как вы поняли смысл этого рассказа? -Предположите, о чем мы будем говорить? -На какие вопросы нам предстоит ответить? 

Использование пословиц, афоризмов, высказываний великих людей  помогают ввести учащихся в новую тему урока.  Например, на уроках по теме «Человек и нравственность» цитата Ильи Шепелёва «Опасен не тот, кто вредит другим, а тот, кто вредит самому себе» ставит проблему перед учащимися, и в конце урока они должны либо согласиться, либо опровергнуть это высказывание. Частым явлением в школьной жизни является стрессовая ситуация, рождённая страхом опроса. Возникает дискомфорт, а у учащихся, для которых эта ситуация скорее норма, стресс перерастает в тихий протест. Как избежать такой ситуации, как сделать так, чтобы ситуацию страха опроса переломить. Использую карточки прямоугольной и треугольной формы, произвольно нарезанные из цветной бумаги. Эта форма оценки не допускает наказания – это всегда поощрение. Действует система накопления карточек без срока давности. У ребят должно быть право на ошибку, тогда они не будут бояться ошибиться.

Опрос может проводиться в разных формах: ораторствовать учимся отвечая у доски, тестовые задания дифференцированно, по степени сложности, проблемные вопросы - ребятам более подготовленным, задание по работе с терминами может превратиться в разгадывание кроссворда. Использование различных форм опроса и его дифференциация отвечают требованиям личностного подхода в обучении.Также в качестве одного из средств оживить общение детей на уроке, увлечь и заинтересовать весь класс и каждого ученика в отдельности может выступать использование системы познавательно-развивающих вопросов от самих учеников «Ты – мне, Я - тебе», это расслабляет и успокаивает учащихся. Практика показывает, что обыкновенный, «средний» ученик, услышав, что учитель собирается задать ему вопрос, по меньшей мере, настораживается. А после неправильного ответа, даже при доверительно-вежливой реакции педагога, может и вовсе замолчать, «закрыться» для дальнейшего общения. Именно после таких академически правильных вопросов, часто прерывается положительная обратная связь учитель-ученик, познавательная активность учащихся заметно снижается, повышается тревожность, ухудшается самочувствие.

На этапе объяснения  нового материала необходимо постоянно поддерживать возникший у учеников интерес. В этом помогут различные творческие задания. Примеры творческих заданий:

- Работа с отрывками из литературных произведений:

Задание по теме «Общественная сущность человека»: Читается отрывок из стихотворения В.С. Высоцкого «Я не люблю».

Я не люблю, когда я трушу,
И не терплю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены,
На них миллион меняют по рублю, -
Пусть впереди большие перемены,
Я этого никогда не полюблю.
Напиши, что любишь и не любишь ты.

-Проблемные вопросы: Задание по теме «Основы семейного права» (11 кл.)

На детской площадке играли дети. 7-летний Антон ударил палкой 5-летнего Игоря. Сидевшая неподалеку и видевшая эту сцену мать Игоря подошла к Антону и, легонько шлепнув его по мягкому месту, поставила мальчика около дерева, сказав, что он наказан. Через некоторое время подошел отец Антона и, выяснив в чем дело, посоветовал этой женщине не командовать чужими детьми, а заниматься своим ребенком.

Оцените действия указанных лиц с точки зрения закона.

-Кроссворды: Задание по теме «Государство» (10 кл.)


-Работа с иллюстрациями: Задание по теме «Межличностное общение» (9 кл.)

Перед вами иллюстрации, демонстрирующие различные виды общения. Соотнесите предложенные иллюстрации с известными вам видами общения.
 

Задание по теме «Человек как личность» (9 кл.)

Представьте, что все люди одинаковые и придумайте рассказ-сказку с таким началом: «В некотором царстве, в некотором государстве все люди стали одинаковыми…» Победит тот, кто творчески и точно выполнит задание.

С помощью приема «Облака мыслей» предположите, из каких общих черт складывается индивидуальность. Ответ оформите графически (Прием «Облака мыслей» заключается в том, что, произвольно записывая на листе бумаги все приходящие в голову идеи и мысли, в итоге мы получаем набор, из которого можно выбрать самые интересные идеи. Во время выполнения задания составляется логическая схема).

-Проблемное задание: Представьте, что мы оказались на заседании дискуссионного клуба, где обсуждается вопрос: «Индивидуальность-это хорошо или плохо?» Класс делится на две группы: первая группа готовит аргументы в защиту индивидуальности, вторая группа-против индивидуальности. При выполнении задания группы могут использовать текст учебника и дополнительный материал, затем группы должны ответить на вопросы, приведенные в тексте параграфа учебника.

-Исследовательская деятельность учащихся. В ходе ученического исследования используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, документы, ресурсы Интернета. Учащиеся по заданному алгоритму действий проводят исследование, оформляют его в виде письменной работы (можно и на электронных носителях) и готовятся к презентации своего проекта. Повышается интерес к изучаемому предмету, облегчается усвоение учебного материала.

Чтобы избежать монотонности на уроках и дать возможность учащимся творчески проявить себя, использую игровые технологии. Применение игр возможно для всех школьных возрастов. Элементы игры можно включать в любую часть урока, многие игры не требуют специальной подготовки и их применение не сложно. Нужными условиями являются знание особенностей детей, ясно поставленные цели и умение учителя руководить игрой так, чтобы не «заиграться».

Игра «Отсроченная отгадка» позволяет заинтересовать детей на весь урок, активизирует внимание. 1вариант игры. В начале урока учитель дает загадку (изумительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. 2 вариант игры. Загадку (изумительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Игра «Да-Нет» помогает в построении вопросов.

• Слово обществоведение состоит из двух слов: общество и ведать? (Да).
• Человек миллионы лет тому назад тоже был продуктом природы? (Да).
• В древности человек все делал в одиночку? (Нет).
• Совершенствование орудий труда и техники называют техническим прогрессом? (Да).
• Науки, которые изучают живую природу - это общественные науки? (Нет).
• Общество – это объединение людей для совместной деятельности? (Да).

«Продолжи рассказ». В этой игре двое учеников должны по одному предложению рассказать материал изучаемой темы. Один начинает, другой продолжает. Выигрывает тот, чье предложение было последним, в то время другой уже не сможет больше ничего вспомнить.

Игра «Лови ошибку» позволяет держать внимание включенным, способствует развитию способности анализировать полученную информацию, применять знания в нестандартной ситуации, критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально. Пример рассказа с ошибками по теме «Деньги, их функции». Необразованный человек написал рассказ на тему «Деньги вчера, сегодня, завтра». Следовательно, он многое придумал. Помогите ис-править рассказ.

Деньги существуют с незапамятных времен. С тех пор как на Земле появились люди, они торговали, покупали вещи в кредит, копили для этого сокровища. Особенно часто они зарывали клады, чтобы деньги не потерялись или чтобы их не украли чужие люди. Клады - это древние вклады. У разных народов в качестве денег использовались одни и те же предметы. Народы, которые занимались скотоводством, в качестве денег использовали шкуры животных. Шкуры никому не нужны, поэтому их легко меняли на что-то необходимое. Металлические деньги появились у тех народов, которые жили по¬близости от залежей золота и серебра. В старину золото находили в боль-ших слитках, эти слитки разрубали на маленькие кусочки — так появи¬лись рубли. Рубли стали менять на наконечники для копья— так появились копейки. Чтобы денег становилось больше, их стали рисовать на бумаге. Бумажные деньги можно складывать, а металлические деньги не со¬гнешь. На бумажных деньгах можно что-нибудь записать для памяти, а на монете не напишешь. В будущем деньги станут компьютерными или виртуальными. Например, захочется пирожков с повид¬лом, стоит включить компьютер, выйти в интернет и передать по элек¬тронной почте в магазин свою чековую книжку. В магазине из этой книжки переписывают номера денег и зачеркивают эти номера как в карточке лото. А потом отсылают чековую книжку назад. Наличные деньги не нужны, потому что есть кредитная карточка. Когда деньги на ней закончатся, нужно в магазине купить но¬вую карточку.

Пример использования игр по теме «Основы гражданского права» (11кл.):

Игра «Необязательный человек». Творческое задание. Разделитесь на группы по три человека. Придумайте и инсценируйте известные вам ситуации, когда чело¬век не выполнял обязанности, но получал или надеялся получить права и свободы. Ответьте на вопрос: «К чему приводит невыполнение конкретной обязанности?»

Игра «Нет прав без обязанностей». Творческое задание. Разделитесь на две группы. Члены первой группы получают карточки с названиями прав человека и гражданина, второй - с обязанностями граждан РБ. Свободно перемещаясь по аудитории, найдите свою пару в соответствии с принципом «единство прав и обязанностей». (Проверка выполнения задания.) 

-Трудно ли было найти свою пару?
- Что нового вы узнали для себя?
- Подтвердился ли тезис о том, что не бывает прав без обя¬занностей?
Пример использования игр по теме «Основы трудового права» (11кл.):

Деловая игра «Я - предприниматель»

Задание №1
1. Придумайте название фирмы.
2. Какой товар она будет производить?
3. Изобразите рекламный ролик, рекламирующий ваш товар.

  Задание №2
1. Что нужно сделать, чтобы организовать фирму?
2. Опишите ваши действия.

Задание №3
1. Представьте себе потенциального потребителя вашего товара.
2. Опишите его.   

Например: ролевая игра «Бюджет семьи» (тема «Семья в современном обществе» 10 класс), игра «Политические партии»- создать свою политическую партию и определить ее цели на ближайшие 10 лет. Обсуждение- в какую партию вступили бы вы? Почему? (10 класс), игра «Избирательная компания» (тема «Избирательный процесс в Республике Беларусь» 11 класс); ролевая игра «Политические дебаты» - (класс делится на группы)-это члены парламента одной страны, избранные от своих партий и разделяющие соответствующие идейные позиции (либералы, консерваторы, националисты, социал-демократы и др.) Предлагаются вопросы и представители каждого идейного течения заявляют свою позицию и готовы вступить в полемику с идейным противником.

Повестка дня (обсуждаемые вопросы):

-О введении цензуры в СМИ с целью пресечения нападок на правительство, взявшего курс на наведение порядка в стране.
- Об усилении государственной поддержки малоимущих слоев населения и о введении с этой целью новых налогов на крупный и средний бизнес.
- Об укреплении института семьи: введении запрета на разводы. 
- О строительстве новой атомной станции на юге страны для решения проблемы энергетической зависимости от других стран и оживление экономики региона. (После обсуждения вопросов все голосуют и принимают или отклоняют внесенное предложение). Итоги игры: выделяются наиболее активные участники, выступление которых решающим образом повлияло на исход голосования. Опыт показал, что самым трудным для школьников является отождествление себя с представителями того или иного идейного течения и умение с этих позиций вести дискуссию, а не со своих собственных. Очень хорошо с позиции здоровьесбережения, когда на уроке ученики фантазируют, воображают, придумывают мысленно какой-то эксперимент - это помогает не только развивать творчество ребят, но и преодолевать усталость, уныние, неудовлетворенность, ведь ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно.
С учащимися 9-11 классов на уроках обществознания применяю методику диспута, «круглого стола», на которых обсуждаем, анализируем и делаем выводы о проблемах человечества. Рассматривая тему «Молодежь в современном обществе» (10 кл.), акцентирую внимание на последствиях, к которым приводит небрежное отношение к себе и своему здоровью (табакокурение, употребление спиртных напитков, небрежное отношение к своему здоровью беременных женщин и кормящих матерей, бездумная абортизация в юности). Многие темы обществоведческого курса пропагандируют здоровый образ жизни. Они учат понимать и контролировать свое поведение, приобщают к культуре здоровья содержанием учебного материала. Ведь здоровье - это самое главное для человека.

Возможности использования здоровьесберегаюших технологий на уроках обществознания велики. Всегда можно найти время для снятия усталости, можно просто пошутить и дать посмеяться ребятам на уроке и этим можно добиться  гораздо большего успеха. Перед нами человек с его особенным миром, с особым взглядом на мир, с характером, темпераментом. Нужно помнить, что интересы формируются в ходе процесса социализации, в котором особая роль отводится школе, которая должна не только научить чему-то, но и научить бережно относиться к своему и чужому здоровью. Результатом станет то, что и учёба будет более успешной.

Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д. Вспоминается высказывание К.Д. Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов».
В уроке важно все: и как начат урок, и как проведен, и как закончен.

Необходимо, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели бы возможность задать учителю вопросы, учитель мог бы прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками. Школьная оценка также является одной из важнейших технологий здоровьесбережения. Необходимо большое внимание уделять системе оценивания результатов обучения, учитывая наличие такого явления, как субъективизм при оценке ученических работ, что может крайне негативно повлиять на успешность обучения и здоровье учащихся. Во-избежание этого можно использовать следующую систему оценивания:

1.    самооценка (даю небольшую самостоятельную работу, а затем или открываю доску, или вывожу с помощью проектора на экран, или проговариваем правильный ответ, а ученик должен сам проверить свою работу и поставить себе оценку);
2.    оценка друга, соседа по парте (то же самое, только ребята меняются работами или при устном ответе прошу кого-то проанализировать ответ товарища и оценить его);
3.    окончательная оценка (оценка в конце изучения темы).
4.    Таким образом, исключается эмоциональная стрессовая нагрузка у учащихся при оценивании его результатов и учитываются различные психофизические особенности детей. Ученые утверждают, что эмоциональная нагрузка у обучающихся в ситуации оценивания результатов адекватна нагрузке летчика-испытателя перед взлетом на новой машине.
Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя -предметника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. То есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся. В арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сберечь нервную систему ребенка.  (приложение 2)

А здоровье ученика в норме, если:
1. в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
2. в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
3. в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
4. в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
5. в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Еще Сократ сказал: «Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто».

Из опыта работы Енза Ларисы Ивановны, учителя обществоведения  Минойтовской СШ  Лидского района

 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь