Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»

  • 05 марта 2019 11:51:23
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 99
  • 0

Недавно факультативный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» стал отдельным предметом. Учебник, предназначенный для проведения факультативных занятий, только частично соответствует программе и календарно-тематическому планированию. В связи с этим учителю приходится искать и подбирать материал, выстраивать урок так, чтобы учащиеся были скорее не слушателями, а активными участниками учебного процесса. Урок, построенный только на учебном диалоге и фронтальном опросе, – это скучно. Поэтому я применяю такие формы, приёмы, методы и технологии или их элементы, которые не столько разнообразят урок, сколько заставят в ненавязчивой, но интересной  форме учащихся думать, систематизировать, делать выводы, обобщать, критически мыслить.

На своих уроках я использую приёмы технологии критического мышления. Почему я отдаю предпочтение именно этой технологии? Потому что аргументированность высказываний, процесс дискуссии, разумность задаваемых вопросов развивают мышление учащихся. Все мы знаем, что знания могут со временем позабыться, а вот умения действовать в определённых ситуациях останутся надолго.

Итак. Рассмотрим некоторые приёмы ТРКМ, которые можно применить на уроках ОБЖ.

1. Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал» – приём графической организации материала. До изучения нового материала учащиеся коллективно, самостоятельно или в парах заполняют первый и второй столбики таблицы – «Знаю» и «Хочу узнать». Последний столбик «Узнал» учащиеся могут заполнять по ходу урока или в устной форме в конце урока на этапе «Подведение итогов». Кроме того на этом же этапе возвращаются и ко второй колонке таблицы. Выясняется, получили ли ребята ответы на свои вопросы.

2. Таблица «Толстые» и «тонкие» вопросы. «Тонкие» вопросы требуют односложного ответа, «толстые» – развёрнутого. Данный приём можно использовать после этапа «Целеполагание». Учащиеся задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы на уроке. Учитель выслушивает все вопросы, но фиксирует на доске самые интересные. Затем к этим вопросам возвращаются на этапе «Подведение итогов».  Этот же приём можно использовать и на этапе «Закрепление изученного материала», когда учащимся предлагается самим подготовить «тонкие» или «толстые» вопросы (учитель определяет их количество) по изученной теме и задать их либо друг другу в паре, либо группе, если работали в группах.

Материал к уроку «Средства бытовой химии как источник опасности», 4 класс.

«Тонкий» вопрос:
•    Что подразумеваем под понятием «бытовая химия»?
•    Какие средства относятся к бытовой химии?

«Толстые» вопросы:
•    Почему вы считаете, что средства бытовой химии являются источником опасности?
•    Дайте три  объяснения, почему нужно соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии.

3. Приём «ИНСЕРТ». Очень любят ребята данный приём. Во время чтения текста учащиеся делают его маркировку (чтение с пометками), используя значки: «V» – уже знал, «+» – новое, « – » – думал иначе, «?» – не понял, есть вопрос. Можно использовать два, три или все значки. Учитель предлагает ребятам  побыть в роли следопытов и просит при чтении текста оставлять на полях значки, например, «V» - это я знал, «+» - это для меня ново. После чтения текста работа может вестись следующим образом. Вариант 1. Учитель просит поделиться в парах информацией о том, что они уже знали по данной теме и что узнали только теперь. Вариант 2. Учитель ведёт фронтальный опрос. 

4. Приём «Кластер». Кластер – модель Солнечной системы, т.е. в центре главное слово –  вокруг него крупные смысловые единицы (планеты), у каждой планеты свои спутники. Самим составлять или заполнять кластер можно индивидуально, в парах, группах или коллективно на этапах «Актуализация знаний», «Изучение нового материала», «Закрепление изученного материала».

Материал к уроку «Употребление воды в природных условиях», 3 класс.

Этап «Изучение нового материала».

Учитель. Где же взять в природе воду, если у вас она закончилась? Давайте вместе подумаем над этим вопросом и составим кластер с ключевым словосочетанием: природные источники воды. (Учитель прикрепляет к доске карточку с ключевым словосочетанием. Дальше кластер заполняется по мере ответов учащихся, наводящих вопросов учителя: «В каких открытых водоёмах содержится вода?», «Какие вы знаете влагосодержащие растения?» и т.д. В результате на доске должен получиться такой кластер.)




5. Приём «Верные и неверные утверждения». Учащиеся, опираясь на свои знания, должны определить какие утверждения верные, а какие нет, при этом обосновать свой ответ. Данный приём можно применить на этапах урока «Закрепление изученного материала», «Подведение итогов» или на этапе «Повторение изученного материала» следующего урока.
Материал к уроку «Предупреждение пожаров и травм в быту. Возникновение пожаров от электроприборов»,  2 класс.

Этап «Повторение изученного материала».

Учитель. Повторим тему прошлого урока с помощью приёма  «Верные и неверные утверждения». Если вы считаете верным, прозвучавшее утверждение, просигнальте карточкой зелёного цвета, если неверным – карточкой красного цвета, но при этом будьте готовы объяснить, почему вы не согласны.

1.    Переходить дорогу нужно по пешеходному переходу.
2.    Красный сигнал светофора – можно переходить дорогу.
3.    Прежде, чем начать переходить дорогу, нужно убедиться, что нет вблизи  транспортных средств.
4.    Мигает зелёный свет светофора – ещё можно успеть перейти дорогу.
5.    Нужно быстро бежать при переходе дороги вне населённого пункта.
6.    Посмотри влево, вправо, нет автомобилей – начинай переход дороги.

Материал к уроку «Природа и человек», 3 класс.
Этап «Подведение итогов».
1.    Природное окружение безопасно для людей.   (Н.)
2.    Животные – часть живой природы.   (В.)
3.    Если возле вас кружат осы или шершни, обязательно нужно от них  отмахиваться.  (Н.)
4.    Если змея ползёт вам навстречу, сойди с её пути.  (В.)
5.    Если обнаружили клеща на теле, оторвите его руками.  (Н.)
6.    От комаров и клещей можно защититься специальными средствами,  приобретёнными в аптеке.   (В.)
7.    Идя в лес, обязательно закрывай одеждой руки и ноги.  (В.)
8.    От животных в лесу спасайтесь бегством.  (Н.)
9.    Если потерялся в лесу, не паникуй, а позвони родителям или по номеру  112.  (В.)
10.     Находясь в лесу можно вырывать черничник, но нельзя трогать  муравейники. (Н.)

6. Игра «Верите ли вы, что…». Данный игровой приём можно использовать на разных этапах урока. Вопросы могут предлагаться как для фронтального опроса, так и для обсуждения в парах или группах. Если использовать игру в начале урока, вопросы должны быть записаны на доске. Учащиеся высказываются по каждому вопросу, доказывая свою позицию. Учитель выслушивает ответы, но не подтверждает и не опровергает их на предмет верно/не верно.  После знакомства с данной информацией, класс возвращается к данным вопросам на этапе «Закрепление изученного материала». Учитель просит вспомнить, как учащиеся отвечали на данные вопросы, хотят ли они изменить свои ответы, используя полученную на уроке информацию. 

Материал к уроку «Первая помощь при получении солнечных ожогов, солнечных и тепловых ударов»,  3 класс.
Этап «Изучение нового материала».
Учитель. А теперь ответьте на вопросы игры «Верите ли вы, что…». Отвечая,
дайте обоснованный ответ. Итак, верите ли вы, что …

  •  тепловой удар и солнечный ― это одно и то же;
  • солнечные ожоги опасны;
  •  люди не могут себя обезопасить от солнечных лучей в жаркую погоду;
  • младшие школьники тоже могут оказать первую помощь при солнечном ударе?

Материал к уроку «Опасный газ»,  3 класс.

Этап «Повторение изученного материала».
Учитель. Давайте вспомним тему прошлого урока с помощью игры «Верите ли вы, что…». Отвечая на вопрос, дайте обоснованный ответ. Верите ли вы, что …

  •  во время грозы опасен не дождь и гром, а молния;
  •  тёплая ночь – предвестник тумана;
  •  во время снегопада тяжело идти;
  •  градины бывают разного размера – этим они и опасны;
  • во время тумана хорошая видимость?

7. Приём «Ромашка (кубик) Блума». Шесть лепестков – шесть типов вопросов по уровням познавательной деятельности: простые (знание), уточняющие (понимание), интерпретационные или объясняющие (анализ), творческие (синтез), оценочные (оценка), практические (применение). На лепестках написаны вопросы, на которые  ответ даёт учащийся, пара или группа.
Вариант 2. Учитель, учащийся или представитель от группы бросает кубик, на гранях которого написаны слова: назови (скажи, расскажи), почему, придумай,  предложи (как мы можем …), объясни, оцени, соответствующие шести типам вопросов. Тот, кто бросал кубик, формулирует вопрос (задание) по теме урока по той грани, на которую выпадет кубик. Вопрос может быть адресован группе учащихся или конкретно учащемуся.

Данный приём можно использовать на этапах «Повторение изученного материала» и «Закрепление изученного материала».

Материал к уроку «Полезные и вредные привычки», 4 класс.

Простой вопрос.
•    Дай(те) 1-2 возможных определения слова «привычка».
•    Из каких источников можно узнать значение слова «привычка»?

Уточняющий вопрос.
•    Правильно ли я поняла, что от вредных привычек нужно избавляться?
•    Верно ли я поняла, что переедание не относится к вредной привычке?

Интерпретационные вопросы.
•    Каждый день мы слышим, что вредные привычки отрицательно сказываются на нашем здоровье, тогда почему люди, имеющие эти привычки, не избавляются от них?
•    Курящие люди знают, что курение отрицательно влияет на дыхательную систему, может стать причиной рака лёгких, тогда почему они не перестают курить?

Творческие вопросы.
•    Если бы во всём мире одновременно у всех людей исчезли вредные привычки, чтобы изменилось в мире, как это отразилось бы на человеке?

Оценочные вопросы.
•    Оцени(те) свои привычки с точки зрения вредные/полезные.

Практические вопросы.
•    Как ты (вы) можешь(те) справиться с вредной привычкой?

8. Синквейн – это стихотворение из пяти строк:
- в первой строке называется понятие или предмет одним словом – существительным;
- во второй строке даётся описание понятия или предмета двумя словами – прилагательными;
- в третьей строке даётся описание действия понятия тремя словами – глаголами;
- в четвёртой строке – фраза из четырёх слов, выражающая отношение к понятию;
- в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл понятия
одним словом.

Синквейн можно использовать при организации индивидуальной, парной или группой работы на этапах «Закрепление изученного материала», «Подведение итогов урока». Данный приём позволяет в нескольких словах подытожить изученный материал на уроке.  Алгоритм составления синквейна лучше всего оформить в виде памяток, которые в дальнейшем можно использовать и на других учебных занятиях.

Материал к уроку «Погода, время года и дорога. Влияние зимней погоды на безопасность дорожного движения». 2 класс.
Этап «Подведение итого урока».

Учитель. Давайте вместе составим синквейн о том, как вы будете вести себя зимой.
Дети.
Послушные, дисциплинированные.
Не нарушаем, играем, катаемся.
Аккуратно ходим, имеем фликер.
Пешеходы.

Материал к уроку «Правила поведения в случае обнаружения бесхозных или подозрительных предметов», 2 класс.

Этап «Закрепление изученного материала».

Учитель. Составьте в парах (группах) синквейн по теме сегодняшнего урока.
Находка.
Бесхозная, подозрительная.
Лежит, спрятана, тикает.
Не трогай чужие вещи.
Предмет.

9. Приём «Шесть шляп мышления».
Эдвард де Боно связал шесть типов мышления с шестью цветами, которые отразил в шляпах. Ученик или группа, выбирает определённого цвета шляпу, т.е. выбирает тот тип мышления, который с ней ассоциируется. Шляпы могут быть настоящими, а можно их заменить цветными карточками и не обязательно использовать все на учебном занятии. Работа может вестись следующим образом: индивидуальный опрос – шесть учащихся выбирают себе по шляпе и отвечают на вопрос учителя; работа в парах – учащиеся выбирают шляпу, готовят вопрос, а затем ведут опрос друг друга; работа в группах – каждая группах либо готовит ответ на поставленный вопрос-задание учителем, в зависимости от выбранного ими цвета шляпы, либо задают свой вопрос-задание  всем группам или определенной, а остальные дополняют её ответ; все учащиеся или группы одновременно «надевают шляпы» одного цвета, а затем учитель сам определяет какую «надевать» им следующую. Данный приём используется на этапе «Подведение итогов урока».

Белая шляпа – информация: факты и цифры (исследовательское мышление).
Чёрная шляпа – критика, проблема (критическое мышление).
Жёлтая шляпа –  логический позитив (позитивное мышление).
Красная шляпа – эмоции (интуитивное мышление).
Зелёная шляпа – творчество, креативность (творческое мышление).
Синяя шляпа – рефлексия (рефлексивное мышление).
Материал к уроку «Безопасность работы в Интернете», 4 класс.
Белая шляпа. – Назовите правила безопасного пользования Интернетом.
Чёрная шляпа. – Назовите недостатки Интернета.
Жёлтая шляпа. – Какие видите плюсы от пользования Интернетом?
Красная шляпа. – Какие эмоции, чувства испытываете, когда работаете в сети Интернет?
Зелёная шляпа. – Что вы можете сделать для того, чтобы обезопасить себя в Интернете?
Синяя шляпа. – Выслушать всех, если надо дополнить их ответы и сделать вывод: безопасность работы в Интернете зависит от кого и почему.

ТАТЬЯНА КАЗАК, заместитель директора по учебной работе гимназии №1 г.Островца

 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь