Радуга звуков

  • 02 января 2019 16:37:33
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 255
  • 0

Постоянный рост количества детей с отклоняющимся развитием требует выдвижения коррекционно-развивающих и профилактических направлений деятельности яслей и детских садов в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Формы работы

В нашем дошкольном учреждении дети с отклонениями в речевом развитии составляют самую многочисленную группу – до 80 %. И мы знаем, что полноценное развитие всех средств речи и её основных функций в дошкольном возрасте служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности и адаптации к школьному обучению.

Опыт работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи показывает необходимость использования в специальной группе традиционных и нетрадиционных форм физкультурно-оздоровительной работы, а это:

– организация рациональной двигательной активности: оздоровительные прогулки, бег и гимнастика (утренняя, перед дневным сном, после него), походы, дыхательная, звуковая и пальчиковые гимнастики, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж, физкультминутки, виброгимнастика, физкультурные занятия разных видов, досуги и праздники, занятия ритмикой, дни здоровья и другое;

– реализация системы эффективного закаливания в повседневной жизни: ходьба по «дорожкам здоровья», щёточный массаж, массаж сухой варежкой, обширное умывание, полоскание горла отварами трав, обливание, контрастный душ, арома- и фитотерапия (ароматизация помещения, чай, отвары, аромамедальоны, аромаподушки и др.);

– применение психологических и психопрофилактических средств и методов: аутотренинг, психогимнастика, игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, тренинги подавления отрицательных эмоций и снятия невротических состояний, музыкотерапия (музыкальное сопровождение учебного процесса, сон под музыку, пение), релаксационные упражнения и этюды, беседы с родителями и детьми, сюжетно-ролевые игры, создание благоприятного психологического климата, обучение детей приёмам мышечного расслабления.

Развиваем мелкую моторику

Недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти. Именно поэтому упражнения на развитие «ручной умелости» должны занимать значительное место в процессе физического совершенствования дошкольников. Ряд исследователей предлагают упражнения для рук и пальцев, языка и мышц челюсти. Они развивают умение концентрации внимания и сосредоточенности, обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, навыков волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать поведение, дают возможность ребёнку сбросить накопившуюся энергию, снять излишнюю двигательную активность, способствуют мускульному расслаблению, улучшают самочувствие.

Помощь детям с нарушением речи состоит и из физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление нервной системы. Поэтому важно на коррекционных занятиях создавать положительный эмоциональный фон, использую упражнения на развитие мимики и пантомимики, коммуникативности, снятие усталости и расслабление. Использование музыки, звуковых эффектов (шум леса (лексические темы «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»), моря, ветра, пение птиц) позволяет создать эмоциональный и творческий настрой, снять мышечное напряжение.

Двигательная деятельность игрового характера (игры-физкультминутки, игровые имитационные упражнения, игровые упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают положительные эмоции, усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъём (радость, удовольствие, воодушевление) создаёт у детей повышенный тонус всего организма, состояние психологического комфорта. Радостное настроение и мышечная нагрузка дают возможность свободно выражать эмоции.

Для детей с недоразвитием речи полезны динамические паузы с использованием таких упражнений, как «кивки», «качание головой», «шея-подбородок». Они синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.

Использование динамичных игр с речевым сопровождением позволяет добиться эффективных результатов и избежать переутомления при соблюдении здоровьесберегающих принципов работы.

Самомассаж

Ряд исследователей рекомендует использовать некоторые виды самомассажа: общий, точечный, ушных раковин, лица, кистей рук и стоп. Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров, механизмы терморегуляции, улучшает тканевый и общий обмен веществ. 

Систематическое проведение массажа улучшает функцию рецепторов, проводящих путей, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами, сосудами, внутренними органами, способствует более согласованному функционированию основных систем организма.

Самомассаж, который активизирует движение лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица и всего тела, можно проводить одновременно с несколькими детьми в любое время дня. Длительность одного сеанса 5–10 минут. Каждое упражнение выполняется 4–6 раз. Дети могут сидеть или лежать (после сна). 

Работаем с мышцами головы и шеи

«Я хороший» – поставить ладони обеих рук на голову ближе ко лбу, соединить пальцы в центре, провести ладонями по волосам, опускаться вниз через уши и боковую поверхность или к плечам (движения медленные).

«Наденем шапочку» – исходное положение рук то же, двигать ладони вниз к ушам, затем по передней боковой части к подбородку.

«Рисуем дорожки» – двигать пальцами от середины лба к вискам.

«Рисуем ёлочки» – двигать пальцами ото лба к вискам.

«Пальцевой душ» – легко постукивать пальцами по лбу.

«Глазки спят» – закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки, удерживать 3–5 секунд.

«Нарисуем усы» – двигать указательным и средним пальцами от середины верхней губы к углам рта.

«Весёлый клоун» – двигать указательным и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, затем вверх к скуловой кости.

«Испечём блинчики» – похлопать ладошками по щекам.

«Умыли личико» – лёгкие поглаживающие движения ладонями обеих рук от середины лба вниз по щекам к подбородку.

«Непослушный язычок» – пошлёпать губами язык, произнося «пя-пя-пя».

«Покусывание» – легко покусывать язык, высовывая и убирая его назад.

«Поглаживание языка губами» – просунуть язык как можно дальше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.

Самомассаж кистей и пальцев рук

– надавливать сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев – другой руки, затем положение рук изменить;

– растирать ладонями шестигранный карандаш с постепенным увеличением усилий;

– растирать ладони движениями вверх-вниз;

– разминать, затем растирать каждый палец вдоль, затем поперёк;

– делать круговые движения положенным между ладонями грецким орехом, постепенно увеличивать нажим и темп;

– надавливать незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращать карандаш вправо-влево;

– разминать кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередно их растирать.

В ходе изучения лексических тем «Зима», «Зимние забавы» с детьми с тяжёлыми нарушениями речи проводится массаж биологически активных зон.

«Наступили холода»

Приговариваем и выполняем движения:

– Да-да-да, наступили холода (потереть ладонями друг о друга).

– Да-да-да, превратилась в лёд вода (провести большими пальцами рук по шее сверху вниз).

– Ду-ду-ду, поскользнулась я на льду (указательными пальцами помассировать крылья носа).

– Ду-ду-ду, я на лыжах иду (растереть ладонями уши).

– Ды-ды-ды, на снегу есть следы (растереть лоб движениями в стороны от середины лба.)

Массаж «Кисонька»

Осуществляется в ходе изучения лексической темы «Домашние животные и их детёныши». Приговариваем и выполняем движения:

– Са-са-са, кисонька – краса (погладить ладонями шею).

– Сы-сы-сы, есть у кисоньки усы (кулачками провести по крыльям носа 7 раз).

– Исы-исы-исы, молоко для кисы (провести пальцами по лбу от середины к вискам 7 раз).

– Иса-иса-иса, бантиком играет киса (ладонями растереть уши)… 

Дыхательные упражнения

Дети с речевыми нарушениями при выполнении даже сравнительно лёгких упражнений нередко задерживают дыхание, поэтому их нужно специально учить правильному дыханию. На коррекционных занятиях предлагаются дыхательные упражнения без музыки в образном оформлении, чтобы детям были более понятны их действия при вдохе и выдохе. Вот, как это происходит. 

Учитель-дефектолог:

– Представим, что живот – воздушный шарик, заполняем его воздухом через нос. Выпускаем воздух медленно и долго через нос, живот втягиваем. Левая рука на животе, правая на груди, при вдохе живот надувается, грудная клетка и плечи не поднимаются…

Это диафрагмальное дыхание, то есть дыхание животом – самое правильное и полезное. Оно способствует насыщению и увеличению скорости кровотока, доставляющего кислород и питательные вещества центральной нервной системе. Используя этот тип дыхания, мы тренируем важные функции организма: сердечную, нервную, иммунные системы. Это снимает психическое напряжение, поднимает настроение, укрепляет здоровье, увеличивает внимание, мышление. При таком благополучном состоянии все коррекционные процессы пойдут быстрее.

Для углубленного вдоха детям предлагают понюхать цветок, узнать с закрытыми глазами по запаху фрукт или овощ. Во время вдоха нужно следить, чтобы голова была приподнята, шея выпрямлена, плечи не поднимались.

Взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса – учителя-дефектолога, воспитателя, психолога, инструктора по физической культуре – позволит более эффективно решать оздоровительные, воспитательно-образовательные и коррекционные задачи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Ольга Шершень, учитель-дефектолог первой категории яслей-сада № 3 г. Лиды
 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь