Проект СНИЛ БГПУ «Путь к психологическому здоровью» в учреждении дошкольного образования

  • 13 августа 2018 18:14:30
  • Отзывы :0
  • Просмотров: 71
  • 0

Важнейшей заботой взрослых, воспитывающих детей, является охрана и укрепление их здоровья. Сегодня все более широкое признание получают взгляды на здоровье как источник повседневной жизни, заключающий в себе как социальные и личностные ресурсы, так и физические возможности (ВОЗ). Значимой характеристикой здоровья в настоящее время выступают его психологические аспекты, исследованные пока еще недостаточно. Проблема психологического здоровья детей, факторов его формирования и путей укрепления приобретает все большую актуальность сегодня. Как свидетельствуют результаты психологических и медицинских исследований, современные дошкольники испытывают выраженную потребность в укреплении их здоровья, в том числе психологического.

В статье представлен опыт работы студенческой научно–исследовательской лаборатории (СНИЛ) кафедры общей и детской психологии «Психолого-педагогическое просвещение родителей детей дошкольного возраста в контексте развития партнерских отношений», которая функционирует в составе межкафедральной СНИЛ факультета дошкольного образования БГПУ «Ребенок в современном обществе: воспитание, образование, развитие». Важным направлением деятельности студенческой научно–исследовательской лаборатории является реализация проекта «Путь к психологическому здоровью». Цель проекта: исследовать психологическое здоровье детей дошкольного возраста и факторы его формирования, содействовать сохранению и укреплению психологического здоровья субъектов педагогического взаимодействия, повышению уровня их психологической культуры.

В исследовании разработан подход к определению понятия «психологическое здоровье ребенка» и выделению его структурных компонентов. Психологическое здоровье ребенка старшего дошкольного возраста рассматривается как динамическая характеристика, целостное состояние его личности, складывающееся из следующих взаимосвязанных структурных компонентов:

1.       когнитивного (образа «Я», позитивного самовосприятия и самопринятия, позитивного восприятия и принятия других, предпосылок рефлексии);

2.       аффективного (защищенности и доверия к миру, жизненного оптимизма, доминирования положительных эмоций над отрицательными, адекватности характера и интенсивности эмоционального реагирования ребенка, эмоциональной саморегуляции (ее предпосылок), эмпатии);

3.       деятельностного (социальной активности, творчества (преимущественно в «детских» видах деятельности)).

Проект СНИЛ «Путь к психологическому здоровью» представляет собой систему психолого-педагогической деятельности, которая реализуется в учреждениях образования г. Минска. Проект реализуется в сотрудничестве с ГУО «Ясли-сад № 35 г. Минска» в следующих направлениях:

1.  Исследование психологического здоровья детей дошкольного возраста и факторов его формирования. В исследовании используются следующие методы и методики: анализ продуктов детского творчества (рисуночные методики «Автопортрет», «Мы с воспитателем на прогулке»); тестирование (методика изучения динамической самооценки «Лесенка» В.Щур, С.Якобсон; проективный тест (рисуночные методики «Дом-Дерево-Человек» (Дж. Бак), «Несуществующее животное» и «Кинетический рисунок семьи», тесты Люшера, Розенцвейга, методика «Незавершенные ситуации»); социометрия (методики «Выбор в действии» (Я.Л.Коломинский) и «Краски в подарок на День рождения» (Е.А.Панько и М.Кашляк)) и аутосоциометрия (методика «Домики» (Я.Л.Коломинский)); наблюдение; опрос.

В результате исследования было выявлено преобладание среднего уровня психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста. В некоторых случаях обнаружены нарушения психологического здоровья детей. Так, в результате использования методики «Дом-Дерево-Человек» были выявлены нарушения психологического здоровья у 22% дошкольников. Наиболее выраженными оказались такие симптомокомплексы теста, как тревожность (33% испытуемых характерна средняя степень повышения личностной тревожности, 5,5% - высокая степень повышения тревожности) и трудности общения (56% детей). Кроме того, 16% дошкольников имеют повышенную враждебность, 11% - конфликтность, 11% - чувство неполноценности. В рисунках 5,5% испытуемых присутствуют признаки незащищенности. С наибольшей частотой в продуктах творчества детей встречались следующие признаки эмоционального неблагополучия: интенсивная штриховка, многократные стирания, затянутое тучами небо, подчеркнутая линия основания – тревожность; отсутствие окон, двери или очень маленькая дверь в доме, отсутствие основных деталей лица, кистей рук у человека - трудности общения. Полученные результаты значительно совпадают с данными диссертационного исследования Е.Л. Гутковской, изучавшей влияние педагогического взаимодействия на эмоциональное состояние старших дошкольников и учащихся 1 класса. В работе Е.Л. Гутковской наибольшая интенсивность выраженности обнаружилась у таких симптомокомплексов, как тревожность и трудности общения, наименее выражены недоверие к себе и депрессивность (в группах старших дошкольников). Таким образом, можно сделать вывод о том, что старшим дошкольникам более характерно переживание тревоги и трудностей общения (во многих случаях наличие трудностей в общении провоцирует возникновение у ребенка повышенной тревожности). Повышенную тревожность и переживание трудностей в общении старших дошкольников мы объяснили преимущественно спецификой социальной ситуации развития данного возрастного периода (начинается подготовка к принятию позиции школьника и, соответственно, переходу в новую социальную ситуацию развития, что может вызывать у ребенка состояние тревоги). Наименее характерны воспитанникам детского сада проявления недоверия к себе, что мы объяснили еще пока низким уровнем рефлексивной деятельности детей данного возраста, значительным преобладанием аффективного компонента над когнитивным в их оценочной деятельности.

         2. Деятельность СНИЛ, нацеленная на сохранение и укрепление психологического здоровья субъектов педагогического взаимодействия. Деятельность данного направления носит системный и систематичный характер и реализуется в сотрудничестве с педагогами и родителями воспитанников.

В ходе данной деятельности реализуются следующие задачи:

·     предупреждение отклонений в эмоционально-личностном развитии детей; коррекция имеющихся нарушений;

·     формирование чувства защищенности у дошкольников;

·     насыщение жизни детей позитивными эмоциями;

·     содействие формированию жизненного оптимизма;

·     повышение представления ребенка о собственном «Я», формирование уверенности в своих силах, позитивного самопринятия;

·     развитие рефлексивной деятельности старших дошкольников;

·     приобщение дошкольников к творчеству (преимущественно в «специфически детских» видах деятельности), формирование потребности в творческом самовыражении;

·     приобщение воспитанников, педагогов и родителей к основам психологической культуры.

Психолого-педагогическая деятельность по укреплению психологического здоровья детей строится с опорой на следующие принципы:

-         принцип субъектности, опоры на внутренние ресурсы ребенка;

-          принцип индивидуализации и дифференциации;

-          принцип природосообразности и амплификации развития;

-          принцип системности и целостности;

-         принцип жизненного оптимизма;

-         принцип оптимального педагогического взаимодействия;

-         принцип сотрудничества педагога – психолога с педагогами дошкольного учреждения и родителями воспитанников;

-         принцип приоритетности психопрофилактической деятельности;

-         принцип недирективности.

Деятельность СНИЛ, нацеленная на укрепление психологического здоровья субъектов педагогического взаимодействия, включает в себя:

1.       Систему занятий с элементами игро- и арттерапии с воспитанниками учреждения дошкольного образования «Ребенок в обществе: как укрепить его психологическое здоровье». Занятия нацелены на формирование когнитивного, аффективного и деятельностного компонентов психологического здоровья, оптимизацию взаимоотношений в детской группе, создание условий, необходимых для реализации потребности каждого ребенка в принятии и признании сверстниками.

2.       Систему семинаров-практикумов для родителей «Психологическое здоровье ребенка: о путях и способах его укрепления в семье». В ходе семинара обсуждаются основные проблемы психологического здоровья современных детей, факторов его формирования и путей укрепления в семье. Особое внимание уделяется вопросам формирования чувства защищенности, позитивного самопринятия, развития творчества и социальной активности ребенка в условиях семейного воспитания. Родители знакомятся с возможностями использования игры и художественной деятельности как эффективных средств укрепления психологического здоровья дошкольников. Традиционно мероприятия базируются на рефлексивно-деятельностном подходе и носят ярко выраженный интерактивный характер.

3.       Систему семинаров-практикумов для педагогов учреждений дошкольного образования «Психологическое здоровье ребенка: о путях и способах его укрепления в учреждении дошкольного образования», «Профессиональное здоровье педагога и пути его укрепления», «Развитие педагогического творчества как путь профилактики профессионального выгорания и повышения эффективности педагогической деятельности» и др. В ходе семинаров-практикумов студенты-члены СНИЛ представляют результаты своих исследований, внедряют разработанную ими систему игр и упражнений, нацеленных на развитие педагогического творчества, коммуникативных и рефлексивных умений, играющих важную роль в формировании профессиональной психологической культуры и психологического здоровья педагога.

Елена Набойкина,

заведующий ГУО «Ясли-сад № 35 г. Минска»;

Елена Чеснокова,

старший преподаватель кафедры общей и детской психологии БГПУ.

 

 
 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь