Первые шаги дошкольников в мир экспериментирования

  • 05 августа 2018 23:43:49
  • Отзывы :0
  • Просмотров: 118
  • 0

В настоящее время одной из приоритетных задач дошкольного образования является организация образовательного процесса, направленная на максимальную реализацию возможностей и интересов ребёнка, что позволяет ему познавать картину мира со всеми его противоречиями, овладевать разнообразными знаниями и способами деятельности экспериментирования. 

Отдельные аспекты деятельности экспериментирования детей дошкольного возраста изучались Н.Н. Поддьяковым, А.Н. Поддьяковым, И.Э. Куликовской, А.И. Савенковым, О.В. Афанасьевой, С.И. Гин и др. Данная деятельность даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях, средой обитания. В процессе детского экспериментирования ребёнок выступает как субъект – он самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает. При этом экспериментирование проходит все сферы детской деятельности, обогащая память ребёнка, активизируя его мыслительные процессы, стимулируя развитие речи, способствуя личностному развитию.

Дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи, делают выводы и умозаключения. В результате чего, с одной стороны, расширяются и углубляются уже имеющиеся представления об окружающем мире, с другой – возникают не совсем ясные, незавершённые гипотетичные представления, проявляющиеся в форме вопросов. Экспериментирование способствует также становлению основ культурного познания ребёнком окружающего мира и безопасного поведения.

Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни, а начинать её необходимо уже с дошкольного возраста. Взрослые не могут требовать от дошкольников, чтобы они самостоятельно находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение детям нужно подсказывать. Поэтому экспериментирование может стать тем видом деятельности, в котором дети смогут не только полноценно познавать окружающий мир, но и приобретать бесценный опыт принятия оптимальных решений в различных ситуациях.

Для организации самостоятельной экспериментальной деятельности необходимо:

– познакомить ребёнка с алгоритмом проведения опыта, правилами безопасности;

– продемонстрировать проведение опыта педагогом или провести опыт вместе с ребёнком;

– дать возможность ребёнку произвести опыт самостоятельно (если это безопасно для его здоровья).

 

В учреждении дошкольного образования можно предложить следующее содержание детского экспериментирования.

 

Экспериментирование с объектами живой и неживой природы

(работа с детьми от 5 до 6 лет)

Исчезающая вода

Цель: познакомить детей с процессом испарения.

Материал: два одинаковых стеклянных стакана; фольга; фломастер.

Ход опыта. Заполните оба стакана наполовину водой. Проверьте, чтобы уровень воды в них был одинаковым, и отметьте фломастером. Один стакан плотно накройте фольгой. Оставьте оба стакана в тёплом месте на несколько дней. Снова проверьте уровень воды.

Результат: в стакане, накрытом фольгой, уровень воды выше, чем в стакане без крышки.

Объяснение: тепло заставляет испаряться воде в обоих стаканах, но крышка из фольги не даёт водяному пару из одного стакана улетучиться в воздух, поэтому в нём уровень воды выше.

 

Высушим мокрые вещи

Цель: выяснить, какие условия являются лучшими для сушки вещей.

Материал: 6 одинаковых лоскутков ткани; вода.

Ход опыта. Разрежьте кусок ткани на 6 одинаковых лоскутков, намочите их. Положите первый лоскуток на солнце, второй – в тени. Повесьте третий в хорошо продуваемом ветром месте, а четвёртый – в месте, недоступном ветру. Оставьте пятый лоскуток сложенным в несколько слоёв, а шестой в расправленном виде.

Результат: высохнут быстрее лоскутки, положенные на солнце, обдуваемые ветром и в расправленном виде.

Объяснение: вода испаряется быстрее всего в тёплом солнечном месте. Ветер уносит водяной пар с поверхности ткани, что помогает сушке. Разложенные вещи сохнут быстрее, потому что вода испаряется одновременно со всей поверхности. Таким образом, наилучшее время сушить бельё – это тёплая ветреная погода. Оно высохнет быстрее не в сложенном, а в развёрнутом виде.

 

Кубики сока

Цель: уточнить представления детей об отличиях замерзшей воды и замерзшего свежевыжатого апельсинового сока.

Материал: формочка для заморозки, одна половина ячеек которой наполнена соком, а другая половина – водой.

Ход опыта. Дети заполняют одну половину пустых формочек соком, а другую половину – водой. Ёмкость на ночь ставится в морозильник. Затем из формочки достаются ледяные кубики. Педагог предлагает детям осторожно раскусить сначала кубики замёрзшего сока, а затем кубики воды. Обращает внимание детей на то, что это делается только в экспериментальных целях. В повседневной жизни раскусывать ледяные кубики вредно для здоровья – можно повредить зубную эмаль или простудить горло. Педагог также напоминает, что свежевыжатый апельсиновый сок рекомендуется пить через трубочку, так как высокий уровень кислоты в таком соке может повредить эмаль зубов.

Результат: и сок, и вода замерзли, но кубик замёрзшей воды твёрже кубика замёрзшего сока.

Объяснение: кубик из сока легко разгрызается, потому что замёрзший апельсиновый сок – это смесь замёрзшей воды и незамёрзших волокон фрукта (сок свежевыжат, а не восстановлен из концентрата).

 

Наши носики

Цель: узнать о роли носа (обоняния) при определении вкуса.

Материал: измельчённые (каждый продукт отдельно) в миксере до состояния пюре и разложенные по трём стаканам: сырое яблоко, клубень отварного очищенного картофеля и отварная морковь; повязка для глаз.

Ход опыта. Каждому ребёнку предлагается последовательно попробовать на вкус три вида пюре и отгадать, что он пробует. Педагог завязывает детям глаза повязкой и предлагает зажать нос пальцами.

Результат: ребёнок определит с трудом или вообще не определит предложенные образцы пюре.

Объяснение: нос помогает определить вкус продукта. Но когда нос заложен по причине простуды, например, тогда любая еда кажется нам безвкусной и очень однообразной. Человек отличает сладкое и солёное, кислое и горькое, однако с трудом определяет вкус приготовленного блюда.

 

Живой кусочек

Цель: прорастить морковь из срезанных верхушек.

Материал: песок; мелкая ёмкость; срезанные верхушки моркови.

Ход опыта. Наполните ёмкость песком. Обильно полейте ь песок водой. Посадите верхушки моркови в песок срезом вниз и поставьте в хорошо освещённое место (на подоконник). Поливайте песок водой в течение недели. Посмотрите, что изменилось.

Подводя итог, педагог уточняет у детей, что морковь – это овощ, который очень полезен для организма, так как в нём содержится много витаминов, а также предлагает вспомнить, какие ещё овощи полезны для здоровья человека.

Результат: на верхушках моркови появляются зелёные отростки ботвы.

Объяснение: в морковной верхушке есть основание стебля и часть корня. Имеется также запас питания для растения. Растение снабжается водой, и вскоре появляются зелёные отростки ботвы.

 

Добываем питьевую воду

Цель: показать способ получения чистой питьевой воды.

Материал: широкая миска; полиэтиленовая плёнка; камешек.

Ход опыта. Этот опыт проводится на участке учреждения дошкольного образования во время первой прогулки. Выкопайте ямку в земле (глубина 25 см, диаметр 50 см). Поставьте в её центр широкую миску, а вокруг неё положите свежей зелёной травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой плёнкой и присыпьте её края землей так, чтобы из ямки не выходил воздух. В центре плёнки положите камешек – он слегка придавит плёнку над пустой ёмкостью. Приспособление для сбора воды готово. Оставьте эту конструкцию до вечера.

Результат: осторожно стряхните землю с плёнки, чтобы она не попала в миску, и вы увидите, что в ней находится чистая вода.

Объяснение: под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Тёплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной плёнке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в ёмкость.

 

Волшебство магнита

Цель: формировать представление о свойствах магнита.

Материал: магниты (прямоугольный, круглый, в форме подковы); железные опилки; бумажный стаканчик; лист бумаги формата А4.

Ход опыта. Насыпьте железные опилки в бумажный стаканчик. Положите магниты на стол, накройте их листом бумаги. Насыпьте на бумагу из стаканчика тонкий слой опилок. Рассмотрите полученные узоры.

Результат: железные опилки притянулись к магнитам.

Объяснение: пространство вокруг магнита – это магнитное поле, в котором магнитное притяжение влияет на движение металлических предметов. Попадая туда, железные опилки притягиваются к магниту – чем ближе, тем сильнее. У круглого магнита поле одинаково со всех сторон, а на концах прямоугольных магнитов оно всегда сильнее, чем посередине.

 

Непромокаемая бумага

Цель: показать, что воздух занимает определённый объём.

Материал: бумажное полотенце; стакан; пластиковая миска или ведёрко, в которое можно налить достаточное количество воды, чтобы она полностью покрыла стакан.

Ход опыта. Сомните бумажное полотенце и положите его на дно стакана так, чтобы он не выпал при перевороте стакана кверху дном. Медленно опустите перевёрнутый стакан в миску с водой, стараясь держать его как можно ровнее, пока тот не скроется под водой полностью. Достаньте стакан из воды и стряхните с него воду, выньте из него бумагу.

Результат: смятое бумажное полотенце осталось сухим.

Объяснение: находящийся в стакане воздух не даёт воде его заполнить, поэтому бумажное полотенце на дне остаётся сухим. Если стакан под водой перевернуть набок, воздух в виде пузырьков будет выходить из него, тогда вода сможет попасть в стакан.

 

Экспериментирование с объектами живой и неживой природы

(работа с детьми от 6 до 7 лет)

Создаем радугу

Цели: уточнить представление детей о причинах появления радуги; показать разделение света на цвета.

Материал: миска с водой (объём 1 л); бутылочка светлого лака для ногтей.

Ход опыта. Воспитатель предлагает детям вспомнить о радуге и создать свою. На стол ставится миска с водой, чтобы на неё не падали прямые лучи света. В воду капают лак с кисточки. Затем наблюдают за поверхностью воды с разных точек.

Результат: на растёкшемся по воде тонком слое лака видны радужные переливы.

Объяснение: лак образует тонкую плёнку на поверхности воды. Когда на поверхность плёнки попадает свет, каждый его луч частично отражается от неё. Другая часть луча достигает нижней поверхности плёнки и тоже отражается от неё. Отражения лучей складываются друг с другом, и мы можем видеть переливы радужных тонов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Но видим мы их только при определённой толщине плёнки. Если толщина плёнки будет слишком велика или мала, то время, необходимое лучу, чтобы пройти её насквозь и вернуться обратно, будет либо больше, либо меньше нужного, и радуга не получится.

 

Гасим огонь

Цель: узнать, каким образом можно погасить огонь свечи.

Материал: три одинаковые зажжённые свечи в прозрачных ёмкостях; стакан с водой; пипетка; столовая ложка и чашка.

Ход опыта. Педагог предлагает ребёнку одну из свечей задуть самому. Другую свечу педагог сам заливает водой, а с третьей ничего делать не нужно. Дети объясняют увиденное: удалось (не удалось) погасить огонь свечи.

Можно предложить другой вариант этого опыта. Педагог зажигает три свечи и рядом ставит стакан с водой, чашку с водой со столовой ложкой, пипетку с водой. Детям предлагается ответить на вопрос: «С помощью какого объёма воды (чашка, ложка или пипетка) которую из свечей мы сможем погасить раньше других? Почему?»

По окончании опыта педагог вместе с детьми вспоминают правила поведения в случае пожара.

Результат: дети убеждаются, что огонь свечи можно задуть, а также залить водой; чем больше воды налить на свечу, тем быстрее она погаснет.

Объяснение: вода – это жидкость, с помощью которой можно погасить огонь.

 

Заплесневелый хлеб

Цель: вырастить плесень на хлебе.

Материал: пипетка; ломтик хлеба; целлофановый пакет.

Ход опыта. Положите хлеб в целлофановый пакет. Капните в пакет 10 капель воды. Закройте пакет, положите в тёмное теплое место на 3–5 дней. Затем рассмотрите с детьми хлеб через целлофан.

Педагог обращает внимание на то, что и детям, и взрослым нужно заботиться о своём здоровье. Хлеб, на котором появилась плесень принимать в пищу нельзя, потому что можно отравиться. Если вы съели такой хлеб, то через совсем короткое время у вас может подняться температура, появятся боли в животе, рвота и расстройство желудка.

Результат: на хлебе растет чёрная плесень.

Объяснение: плесень – вид грибка. Она быстро растёт и распространяется на продуктах при оптимальных для этого условиях. Плесень производит микроскопические клетки, которые называются спорами. Споры гораздо меньше частичек пыли и могут переноситься воздухом на большие расстояния

 
 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь