Олимпийское образование детей дошкольного возраста

  • 11 августа 2018 01:25:35
  • Отзывы :0
  • Просмотров: 330
  • 0

Олимпийское образование стало частью государственной политики в формировании приоритетов, направленных на сохранение здоровья нации, нравственное, гражданское становление личности, создание условий для её самореализации. Основные задачи олимпийского образования – охрана, защита и укрепление здоровья детей. Педагогическая деятельность направлена на обеспечение полноценного своевременного и всестороннего физического и психического развития, воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала, способностей, формирование гуманных взаимоотношений с близкими людьми, создание эмоционального благополучия каждого воспитанника, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям.

Изучение уровня сформированности представлений наших воспитанников об олимпийских видах спорта, белорусских олимпийцах, традициях, связанных с олимпийским движением, позволило нам сделать вывод об отсутствии системы работы учреждения по данному направлению. Представления воспитанников носили фрагментарный характер, а предметно-игровая развивающая среда учреждения и возрастных групп малообеспечена играми и игровыми пособиями по данной теме. Отсутствие партнёрских отношений и тесного взаимодействия с родителями по внедрению идей олимпизма в работу с воспитанников делали процесс односторонним, что не могло не сказаться на качестве образования.

И мы поставили задачу: повысить уровень профессиональной компетенции педагогических работников по аспектам воспитания у детей дошкольного возраста интереса к занятиям физической культурой и спортом посредством приобщения их к идеалам олимпийского движения.

Для создания системы работы по данному направлению мы определили срок в два года, поэтапно разграничив сроки его реализации:

I этап (подготовительный) – с сентября по май;

II этап (основной) – с августа по май.

III этап (заключительный) – с июня по сентябрь.

Задачи подготовительного этапа:

– изучить литературу по вопросу олимпийского образования у детей старшего дошкольного возраста;

– создать педагогические условия для формирования представлений у воспитанников об олимпийских играх.

Задачи основного этапа:

– внедрить элементы спортивных игр и спортивные упражнения, игры, эстафеты в систему физического воспитания;

провести сравнительный анализ уровня сформированности представлений воспитанников старших групп об олимпийском движении (данные начала работы и её окончания).

Задачи заключительного этапа:

– определить эффективность проведённой работы по критерию предпочтения воспитанниками спортивной секции после окончания учреждения дошкольного образования;

– транслировать опыт работы в рамках физкультурно-оздоровительных форм работы в учреждении дошкольного образования для воспитателей дошкольного образования и родителей воспитанников, а также на районных методических мероприятиях для руководителей физического воспитания, в СМИ, сайте представительства НОК Республики Беларусь по Витебской области.

На сегодняшний день одним из эффективных путей приобщения детей к спорту являются ознакомление их с Олимпийскими играми. Включение олимпийского образования в процесс обучения дошкольного учреждения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию.

В учебной программе дошкольного образования определена задача: приобщать детей к идеям олимпийского движения через развитие избирательного интереса к определённому виду упражнений и спортивных игр. Согласно данной задаче, руководители физического воспитания и воспитатели дошкольного образования имеют возможность использовать различные формы работы в рамках её реализации.

Среди форм работы с воспитанниками старшего дошкольного возраста следующие:

– информирование детей об Олимпийских играх как соревнованиях для совершенствования возможностей спортсменов;

беседы об олимпизме в контексте нравственности, патриотизма и эстетики;

–рассматривание иллюстративного материала об Олимпийских играх, чтение познавательной литературы для детей о спорте, использование интернет-ресурсов;

– анкетирование родителей: «Какое место занимает физическая культура в вашей семье?», «Спорт в жизни детей», «Оборудование и спортивный инвентарь дома»;

– разработка цикла бесед для детей старшего дошкольного возраста по теме олимпизма;

– разработка тематических консультаций для воспитателей дошкольного образования, специалистов учреждения и родителей воспитанников «Спорт и спортсмены», «Мифы и Боги Олимпии», «Олимпийские игры древности», «Символика Олимпийских игр», «Летние и зимние Олимпийские игры», «Знаменитые олимпийцы современности», «Олимпийцы Республики Беларусь», «Гордость Витебска»;

– изготовление дидактических игр и игровых пособий «Снаряди спортсмена», «Подбери пиктограмму», «Обведи по точкам», «Найди лишнее» и др.;

– пополнена картотека спортивных игр и упражнений;

–разработаны сценарии физкультурных праздников, досугов по олимпийской тематике;

– изготовлено и приобретено физкультурное и спортивное оборудование и инвентарь;

- проведены викторины для родителей «Олимпийские виды спорта», «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка», «Зачем заниматься утренней гимнастикой и физкультурой?», «Детский фитнес дома»;

– созданы фоторепортажи и оформлены фотовыставки, газеты о проведении массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий «Спорт глазами детей», «Наша спортивная семья» и др.

В работе по формированию системы работы по олимпийскому образованию важно взаимодействие всех педагогических работников учреждения. Воспитатель формирует основу знаний. Руководитель физического воспитания закрепляет с воспитанниками основные теоретические положения и учит применять их в ежедневной двигательной деятельности. Музыкальный руководитель разучивает с детьми песни о спорте, знакомит со спортивными маршами, обучает движениям под музыку.

Внедрение идей олимпийского образования в работу с воспитанниками отразилось и на их самостоятельной деятельности – дети стали активно использовать умения, приобретённые на занятиях и в других видах деятельности. Они вместе со своими сверстниками могли организовать игру в хоккей или волейбол, баскетбол, соревнования по бегу и прыжкам, провести подвижную игру во время прогулки с воспитанниками младших групп и др.

Активнее стали и родители: они интересовались спортивными успехами своих детей, обсуждали спортивную жизнь страны, вместе с детьми смотрели телепередачи о спорте, знакомились с видами спорта, участвовали в физкультурных досугах и праздниках, проводимых в детском саду.

Каких результатов мы достигли?

 Проанализировав на итоговом этапе состояние работы по внедрениею в образовательный процесс олимпийских знаний, уровень сформированности умений детей, уровень их представлений, мы отметили, что:

– повысился уровень научно-методического обеспечения образовательного процесса на олимпийскую тематику с 48 % до 85 %;

– оснащение игровыми пособиями в соответствии с Перечнем составило 72 %, что на 14 % больше исходного уровня за счёт включения в развивающую предметную среду сюжетно-ролевых игр;

– пополнена материальная база учреждения и приобретено физкультурное оборудование и инвентарь: мягкий модуль (12 предметов), конусы большие, конусы малые, рейки для конусов, гантели детские 10 шт., мячи средние, мячи футбольные, корзины для инвентаря, единая форма для детей (20 комплектов) и др.;

– создан банк спортивных игр и упражнений для использования как специалистами физического воспитания, так и воспитателями дошкольного образования, родителями;

– в ходе опроса, проведённого на заключительном этапе работы, мы определили повышение уровня сформированности представлений воспитанников старшей группы об олимпийском движении (сформировано понятие «Олимпиада», знают символику игр и значение цветов олимпийских колец, называют олимпийцев – уроженцев г. Витебска);

– воспитанники проявляют интерес к истории олимпийских игр, к современным событиям, что отражается в их ответах, продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, конструировании), сюжетно-ролевых играх;

– родители считают, что повысили уровень физической культуры в целом и в вопросах олимпийского образования детей в частности: 86 % стали активными участниками образовательного процесса по физическому воспитанию. Мы продолжаем активно работать над вовлечением в олимпийское образование пассивное меньшинство мам и пап;

– на заключительном этапе мы отметили также положительную динамику в поступлении наших воспитанников в различные спортивные секции города: из общего числа выпускников (71 дошкольник) 29 детей выбрали спортивные секции. На начало работы над внедрением системы олимпийского образования их было только 12.

Мы активно работаем над распространением своего опыта. Информация о проведении физкультурных праздников «Малые Олимпийские игры» (зимние виды спорта) и «Наши Олимпийские надежды» (летние виды спорта) публиковалась на сайте НОК Республики Беларусь по Витебской области, освещались в газете «Вечерний Витебск».

Работа по этой теме и популяризация Олимпийского движения среди дошкольников в нашем учреждении была отмечена НОК Республики Беларусь по Витебской области Дипломом за личный вклад в развитие олимпийского образования в Витебской области. На областном семинаре для руководителей отделов образования Витебского района, организованном НОК Республики Беларусь по Витебской области, была дана высокая оценка работе учреждения по организации Олимпийского образования.

Проделанная работа не позволяет останавливаться на достигнутом всему коллективу. Мы ищем новые формы работы с воспитанниками и их родителями.

 

Приложение

Наши олимпийские надежды

Сценарий физкультурного праздника с участием воспитанников старшей группы (от 5 до 6 лет)

Задачи:

·        создавать условия для укрепления здоровья детей;

·        закреплять основные виды движений и физические качества посредством разнообразной двигательной деятельности;

·        приобщать воспитанников к идеалам олимпийского движения через развитие избирательного интереса к определённому виду упражнений и спортивных игр;

·        воспитывать волевые качества детей.

Оборудование: музыкальное сопровождение мероприятие (по выбору музыкального руководителя); флажки с фото олимпийских чемпионов и известных спортсменов; султанчики – по 2 шт. для каждого ребёнка одной из групп; кольца – по 2 шт. для каждого ребёнка другой группы; мольберт с листом ватмана и карандашами – по количеству команд; обруч (диаметр 70-80 см) – 12 шт.; костюмы для Олимпишки и Спортика; стойка поворотная – 8 шт.; ворота футбольные для зала детские; мяч футбольный – по количеству команд; мяч (диаметр 20 см) – по количеству детей; скамейка гимнастическая и весло – по количеству команд; тканевый тоннель, наклонная доска, куб красного цвета, бубен – по количеству команд; дипломы, призы и медали – по количеству участников.

 

 

Место проведения: музыкальный зал учреждения дошкольного образования.

 

ХОД ПРАЗДНИКА

 

Звучат фанфары

Ведущий.

Во имя грядущих побед,

Во славу Белорусского спорта,

Да здравствует детская Олимпиада,

Ведущая к новым рекордам!

Олимпийские надежды

И мужают, и растут.

Олимпийские надежды

Скоро в школу все пойдут.

Наши ребята не только сильные, смелые, но и дружные, весёлые, умелые, справятся с любыми трудностями.

Встречайте, наши Олимпийские надежды!

 

Участники заходят в зал под олимпийский марш.

 

Ведущий. Внимание! Мы приветствуем участников, гостей и судей наших соревнований! Символ Олимпиады – пять сплетённых цветных колец, обозначающих обозначают дружбу между людьми пяти континентов: Европы, Азии, Африки, Австралии и Америки. На Олимпиаде поднимают флаг и зажигают олимпийский огонь.

Тот огонь в огромной чаше –

Для спортсменов, нет его краше!

Все его увидеть рады –

Началась Олимпиада.

Внести олимпийский флаг и огонь. А мы встречаем символ олимпийских игр – Мишку-олимпишку.

 

Звучит торжественная музыка, вносят олимпийский флаг. За ним выходит Олимпишка с факелом в руке.

 

Мишка.

Вот факел вам принес, мои друзья!

Пусть он ярко засияет,

Олимпиаду открывает!

 

Ведущий. Ребята, олимпийские игры бывают летние и зимние. Мы сегодня познакомимся с летними олимпийскими видами спорта.

 

1-й ребёнок.

Что такое Олимпиада?                                    

Это честный спортивный бой!

В ней участвовать – это награда!

Победить же может любой!

 

2-й ребёнок.

Будем мы на радость всем

С детства закалёнными!

Скоро вырастем и сами –

Станем чемпионами!

 

3-й ребёнок.

Добрый день, Олимпиада –

Повторяет стадион.

Победить в игре лишь надо,

Вот и станешь чемпион!

 

4-й ребёнок.

С песней – дружба прочней.

С песней – радость сильней,

Звонкой песни страшится беда,           

С песней надо дружить,

Без нее не прожить

Никому, ни за что, никогда!

 

Исполнение песни на спортивную тематику

(по выбору музыкального руководителя)

Ведущий. Чтоб олимпийские игры начать, должны ребята клятву дать.

(Дети вместе с ведущим произносят слова клятвы).

Нашим олимпийцам предстоят интересные испытания. И мы уверены, что они пройдут их достойно, с радостью и улыбкой. Позвольте представить наше жюри (представление членов жюри).

 

Звучит гимн Республики Беларусь

 

Ведущий. Считать олимпийские игры открытыми!

 

Приветствие команд «Олимпийцы» и «Чемпионы»

Дети читают стихи о белорусских олимпийских призёрах и чемпионах. В руках у детей флажки с их фотографиями.

Слово председателю жюри для приветствия участников праздника.

Ведущий.

Ну, команды смелые, дружные, умелые,

На площадку выходите, и разминку покажите!

 

Разминка «Мы – маленькие дети»

Команды выполняют вместе разминку с султанчиками и кольцами. Комплекс упражнений по выбору руководителя физического воспитания.

 

Ведущий.

Все мы в дружбу верим свято,

Каждый в дружбе молодец.

И рисуют все ребята

 
 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь