«САПНА́» - это мечта
- 09 апреля 2019 15:09:29
- Отзывов: 0
- Просмотров: 1625
-
Говорят, индийский танец – одно из главных достопримечательностей Индии. Но мне думается, что с некоторых пор не только этой таинственной и дивной страны. Волшебство индийского танца давно привлекло внимание жителей Беларуси, он прижился на нашей земле, завоевал любовь белорусов. При этом я скажу лишь одно слово – «Сапна`», что в переводе с хинди – «Мечта».
«Сапна`» – один из самых ярких и необычных хореографических коллективов Республики Беларусь. Его создала в 2002 году и возглавила Елена Сипач: это была её мечта – вот и родилось такое название, но на хинди. Она несколько лет жила в городе Нью-Дели и училась в местном университете. Елена Петровна с любовью изучала культуру Индии, её обычаи, язык, йогу. Она была награждена дипломом I степени Государственного института классического танца Нью-Дели. Но мечтала, чтобы индийский танец смогли исполнять в Беларуси так же красиво, изящно, органично, как на его родине.
Её мечта сбылась. Почти 17 лет «Сапна`» посредством танца рассказывает истории любви, страсти, радости, грусти, знакомит публику с загадочной и удивительной Индией. Сегодня с исполнительницами работает художественный руководитель Анна Куринова. Елена Сипач недавно стала мамой и пока не может посвящать себя творчеству.
Коллектив «Сапна`» действует и развивается при поддержке посольства Индии в Республике Беларусь. Ансамбль участвует в мероприятиях, организованных дипломатическим корпусом.
Существует две группы – молодёжная и возрастная. В возрастной участницам – от 54 до 68 лет. Но, надо отметить, старшее поколение мало в чём уступает младшему.
Молодцы? Ещё бы!
В репертуаре ансамбля более полусотни танцев: индийских народных, эстрадных и классических в стиле «Катхак». «Сапна`» знакомит зрителей не только с хореографией Индии, но и с культурой её различных штатов, бытом людей. Ведь, как утверждает Анна Куринова, индийский танец это рассказ. Каждый жест, выражение глаз, движения передают историю, раскрывают тайны, показывают пути к счастью и любви.
– Перипетии судеб, радость победы, воля человека, боль утраты, романтическая история, яркий праздник – вот основные сюжеты индийского красочного танца, всегда чувственного и притягательного, завораживающего и предоставляющего простор для фантазии, – рассказала одна из участниц ансамбля Наталья Шупилова, которая некогда танцевала в народном ансамбле «Радуга».
Для каждого направления танцев в индийской культуре предназначен свой костюм. Связано это не только с древними традициями, но и с удобством для исполнителя. Красивые широкие движения не должны быть спрятаны в неудобной одежде. У тех, кто давно стал участником ансамбля, уже есть с десяток, а то и более нарядов. В чём исполнять тот или иной номер, в своё время танцовщиц обучила Елена Сипач.
Женщины вносят предложения, обсуждают детали костюмов, движений, музыку, но окончательное решение за руководителем – это закон. Это дисциплина, без которой невозможно создать ни единого группового действия.
В возрастной группе ансамбля есть представители разных профессий: педагоги, медики, финансисты, инженеры, кондитеры… Люди очень разные и по характеру, темпераменту, менталитету. Но танец, как и любой совместный труд, объединяет. Жаркие споры касаются только творчества и являются его стимулом, двигателем.
Репетиции проходят в Республиканском Дворце культуры профсоюзов дважды в неделю по часу. Пластичность и чувство ритма не зависят от возраста. А мастерство приходит через труд. И женщины вдохновенно ждут назначенного дня.
– Мне говорят: «Разве ты не устаёшь за день? Как ты доползёшь на эту репетицию?» Отвечаю: «Доползу? Да я полечу!», – призналась Маргарита Рунец.
Искусство индийского танца появилось 5000 лет назад. Население Индии считает его покровителем бога Шиву.
Все индийские танцовщики поклоняются ему за то, что он подарил человечеству средство, позволяющее ощутить, как душа наполняется святым духом. Благодаря танцу индийцы духовно совершенствуются, развивают эстетические чувства и ум. Кроме того, развивается гибкость тела и артистизм.
***
По технике все индуистские танцы сложнее, чем занятия хатха-йогой. Они оказывают значительное благотворное воздействие на тело и весь организм человека. Сложные танцевальные комбинации, выполняющиеся быстро и с предельной концентрацией, укрепляют тело и положительно влияют на психику.
Получается, таких позитивных средств воздействия в Индии два – традиционный индийский танец и йога, которые часто сравнивают друг с другом. И это неудивительно. Многие танцевальные позы (караны) повторяют асаны. Жестикуляционный код – хасты и мудры – знаки, образованные пальцами сложенными определенным образом – это своего рода алфавит.
Он состоит из 24 базовых единиц знаков.
Многие древние народы считают, что рука человека – своеобразный ключ к его душе и телу. На поверхности ладони находятся энергетические выходы от всех внутренних органов, а также рисунок из специфических линий. В танце используется определённый набор жестов пальцами рук, имеющий несколько смыслов и связанный не столько с врачеванием тела, сколько с глубоким философским осознанием собственного «я».
В целом мудры – это особые лечебные движения и комбинации положений пальцев, помогающие уравновешивать энергетический потенциал, спасать от физических и эмоциональных перегрузок, выравнивать характер. С их помощью можно справиться с различными болезнями, избавиться от состояния постоянного раздражения и хронической усталости, достичь желаемого и гармонизировать весь организм в целом. Имеется много руководств по использованию этой древней методики для лечения и оздоровления. Здесь нет никакой мистики.
На поверхности ладони находятся энергетические выходы от всех внутренних органов. Правильная практика способна очень помочь человеку, укрепив его тело и развив его дух.
Танец индусы называют бхакти-маргой, путём любви. Йога же считается у них путем познания, джняна-маргой. Теперь индийские танцы исполняются везде, а не только в храмах, как ранее, пока в Индию не влился Ислам. Тем не менее, они не утратили духовного значения.
***
Индийские танцы – это удовольствие, которое исполнительницы испытывают, когда доставляют удовольствие зрителям. А что они приносят наслаждение людям, сомнению не подлежит. «Сапна`» всегда на волне успеха у зрителей, на пике ровного позитивного настроения, которое является залогом физического и психологического здоровья. К этому ведёт коллектив не только отрепетированная хореография, но и удивительные костюмы, такие, будто вы в сказку попали.
Какие линии, какие цвета! Сари, шальва`р-камиз, лехенга-чоли (юбка – лехенга, короткая кофточка – чоли), дупатта` (шаль)… Браслеты, кольца, колье, серьги, кунда`н (украшение, свисающее на лоб) – всё яркое, но с изюминкой. Выразительный макияж в индийском стиле – тоже искусство. А би`нди? Это яркое пятнышко посредине лба и чуть повыше бровей, которое мы не раз имели возможность видеть у женщин (да и у мужчин!) в индийских фильмах. Какого цвета оно должно быть?
Сколько этих немаловажных деталей надо знать и уметь ими распоряжаться, чтобы воссоздать неподражаемый шарм индийского танца! Спросите у танцовщиц ансамбля «Сапна`». Ведь они долго изучали эти вопросы, в том числе в Индии. Это их стихия, любовь, важная часть их жизни…
Приходит время репетиции. Сначала разминка (тут, как в спорте), затем отработка синхронных движений. Ничего механического! Всё подчинено процессу творчества, которое немыслимо без души. В разминке чередуются упражнения йоги на дыхание, элементы гимнастики, танца с использованием мудр (особые комбинации пальцев, влияющие на физическое и эмоциональное состояние, с их помощью можно снять стресс, избавиться от чувства тревоги или усталости, обрести внутреннюю силу и душевное спокойствие).
***
«Сапна`» – это настоящий коллектив творческих людей. Кто-то из участниц пишет стихи, кто-то увлекается вокалом
или разведением прекрасных цветов. Другие создают шедевры кулинарного искусства. Эти женщины дополняют друг
друга. Они вместе путешествуют (в том числе по Индии), отмечают праздники и дни рождения, ходят в кино и театр, про-
сто пьют чай. Кроме танца. С танцем. А вместе это «Сапна`» – общая мечта замечательных людей и её не менее замечательное воплощение.
ИНТЕРЕСНО
Хаста прана, «жизнь рук» – это движения рук и пальцев, которые наполняют смыслом жесты:
– шевелящиеся пальцы показывают свет луны, любовную страсть, искры;
– покачивание рукой со сгибанием запястья – это ухо слона, полет птицы, река, окрик «с дороги!»;
– волнообразные колебания руки движением запястий – это волны, рыба;
– разжимание рук – давать, подношение цветов, цветение, цветочные стрелы Бога Любви;
– разжимание пальцев – разговор, эмфазис;
– встряхивание руками – полет пчелы, гнев, сияние, молния, развевающиеся волосы;
– круговое движение руки относительно запястья – лоза, обнаженное оружие, мир и др.
ИНТЕРЕСНО
Каждый из пальцев относится к определённой стихии и отвечает за работу одного или нескольких органов.
Большой – Ветер, связан с корневой чакрой и головным мозгом. Первая фаланга управляет желчным пузырём, вторая – печенью, а массаж всего большого пальца помогает улучшить работу головного мозга и отрегулировать функционирование лимфатической системы человека.
Указательный – Огонь, горловая чакра. Первая фаланга связана с тонким кишечником, а вторая – с сердцем. Массаж указательного пальца помогает наладить работу кишечника и других пищеварительных органов, а также функционирование нервной системы, мозга и позвоночника.
Средний – Земля, чакра солнечного сплетения. Воздействие на первую фалангу повлияет на работу желудка, селезёнки и поджелудочной железы. Массаж среднего пальца стимулирует правильную работу кишечника, кровеносной системы, мозга, убирает проявления аллергии, нервозность и беспокойство, внушает чувство спокойствия и безопасности.
Безымянный – Металл, лобная чакра. Первая фаланга отвечает за толстый кишечник, средняя – за работу лёгких.
Массаж безымянного пальца помогает наладить работу эндокринной системы и печени, забыть про тоску и депрессию.
Мизинец – Вода, сердечная чакра.
Первая фаланга связана с мочевым пузырём, вторая – с почками. Массаж помогает улучшить работу кишечника, 12-перстной кишки и сердца, а также влияет на психологическое равновесие, убирает страхи и фобии, снимает панические атаки.
Наша спрвка
Классический индийский танец помимо эстетического удовольствия способствует оздоровлению и омоложению тела и помогает исцелить душу не только самой танцовщицы, но и зрителей.
ПОЛЬЗА ДЛЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Совокупность физической нагрузки и сценического мастерства развивает одновременно оба мозговых полушария.
А необходимость запоминать большое количество движений и жестов тренирует память (например, в танце дашаватар их около двухсот).
ПОЛЬЗА ДЛЯ ДУШИ
Занятия индийскими танцами помогают снять эмоциональное напряжение, проработать разбалансированные состояния и даже улучшить отношения между людьми. Раскрывают внутренний потенциал, позволяют обрести силу и ощущение внутренней наполненности.
Испытываешь обиду или другое чувство, но не решаешься обсудить наболевшее? Попробуй сделать это в форме танца или станцуй своего обидчика. Переживания, пробуждаемые или передаваемые танцем, поднимают из глубин души бессознательное и дают выход накопленным комплексам и обидам. Все сдерживаемые эмоции высвобождаются, приходит облегчение.
ПОЛЬЗА ДЛЯ ТЕЛА
• Чередование быстрых движений и фазы полного покоя в индийском танце дает всестороннюю нагрузку на тело. Активные движения способствуют лучшему кровообращению и вентиляции легких. Статичные позы тренируют выносливость и развивают мышцы-стабилизаторы.
• Активные движения ногами и руками способствуют работе мышц и укреплению сухожилий, являются профилактикой варикозного расширения вен и артрита.
• Во время сохранения осанки танцовщицы укрепляют мышцы спины и таза.
• Индийский танец разгоняет метаболизм и способствует естественному похудению, а многочисленные изгибания тела уменьшают талию.
• Способствует концентрации внимания и координации движений.
• Движения босыми ногами позволяют массировать активные точки ступней и таким образом воздействуют на весь организм.
• Система движений глазами танцовщиц – своеобразная гимнастика, которая способствует улучшению зрения и помогает предотвратить некоторые глазные заболевания.
• Артистический элемент танца – активное включение мимики – тренирует мышцы лица, что продлевает молодость кожи. Именно поэтому у индийских танцовщиц так долго не появляются морщины и не оплывает овал лица.
• Для женщин очень полезна основная танцевальная позиция «чоук» – низкое плие, при котором пространство между ногами образует ромб. «Чуок» укрепляет мышцы живота и позвоночника, разрабатывает выворотность бедер, что эффективно помогает подготовить тело к родам, а также быстрее восстановить фигуру после них.
ЕЛЕНА РОМАНОВА
ФОТО: из архива ансамбля индийского танца «Сапна»
Пожалуйста зарегистрируйтесь