Волшебный мир звуков и слов

  • 19 апреля 2021 09:41:56
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 99
  • 0

В результате использования театрализованной деятельности у детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) облегчается осуществление процесса коммуникации и взаимодействия, стимулируется речевая, двигательная и творческая активность.

Коррекционные занятия с использованием театрализованной деятельности становятся интересными, занимательными, наполненными эмоциями, то есть монотонный процесс обучения превращается в яркое и запоминающееся действо. Работа с персонажами литературных произведений предоставляет возможность «увидеть» результат, когда ребёнок начинает говорить, вживаясь в образ героя, используя его речевые обороты, становится более раскрепощённым.


Успешное взаимодействие в школе




У детей с ОПФР (вне зависимости от имеющихся особенностей развития: нарушения речи, интеллектуальная недостаточность, нарушения зрения и др.) трудности возникают в общении, которые выражаются в возникновении внутренних препятствий при установлении контактов с окружающими, в возникновении неуверенности в себе, ощущения беспокойства. В этой связи особую значимость приобретает вопрос формирования у обучающихся в учреждениях образования, создавших условия для организации инклюзивного образования, коммуникативной компетенции, обеспечивающей качественное взаимодействие школьников, педагогов и родителей, профилактику и преодоление неуверенности, разногласий, конфликтных ситуаций.

 

Коммуникативная компетенция — это способность решать языковыми средствами коммуникативные задачи, целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению.

 Коммуникативные способности ребёнка — это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность.

 

Учащиеся с ОПФР не могут выразить свои мысли, ощущения, что является преградой для установления полноценного контакта со сверстниками и взрослыми. Поэтому зачастую они находятся в условиях сегрегации, то есть изолированы от нормально развивающихся учащихся в течение значительного периода времени. Оставшегося времени, которое они проводят вместе со всеми, недостаточно, чтобы можно было говорить о полноценном формировании коммуникативной компетенции как инструменте эффективного социального взаимодействия. Использование театрализованной деятельности, предполагающей привлечение всех учащихся, других педагогов и родителей, сможет обеспечить полноценное формирование коммуникативной компетенции у учащихся с ОПФР, что будет выражаться в умении высказывать собственные идеи, участвовать в распределении обязанностей и ролей, участвовать в репетициях, презентовать спектакли на широкую аудиторию, исполняя свою роль.




Применение картотек игр, упражнений, сценарных разработок позволяет учащимся с ОПФР преодолевать психологический барьер в общении: испуг, страх, агрессию, тревожность, неуверенность. Повышается и уровень речевого развития. Учащиеся проявляют желание отвечать устно: пересказывать сказки, рассказы, отвечать на вопросы более полным предложением. Через театральную деятельность учащимся легче налаживать межличностное отношение, демонстрировать творческие способности, научиться адекватно себя оценивать. У детей развивается умение общаться в различных жизненных ситуациях.




Коррекционная направленность театрализованной деятельности заключается в преодолении страхов, неуверенности; развитии монолога, диалога, связной речи, двигательной активности.


Творчество — активный учебный и воспитательный процесс




Театральная деятельность эффективнее способствует развитию коммуникативных и психических процессов, поэтому опора на творческую деятельность — это важнейший путь включения учащихся в учебный процесс.

Подачу материала, его усвоение следует подкреплять наглядным и практическим методом. При реализации театрализованной деятельности учащиеся с ОПФР пользуются наглядными пособиями (различными видами театра), воплощают игру в жизнь, демонстрируя свои способности, добавляя своему персонажу индивидуальные особенности мимикой, жестами. Таким образом, учащийся, выполняя роль персонажа, не только расширяет свой опыт, проигрывая жизненную ситуацию, но и делится собственными идеями, необходимыми для проигрывания этюда.

Вместо обычных словесных инструкций театрализованная игра позволяет взрослому и ребёнку общаться в более свободном стиле. В итоге пропадает комплекс «я не умею», учащийся испытывает чувство гордости, занятия становятся более интересными, занимательными и оживлёнными.

Также вырабатываются социально-эмоциональные навыки: понимать и проявлять сочувствие к другим, положительные черты характера: желание помочь слабому, ответственность, вежливость, активность.

Использование театрализованной деятельности положительно влияет и на воспитательный процесс, как целостная динамическая система, взаимодействия педагога и учащегося. Для эффективности необходимо создать воспитательную среду, цель которой — создание условий для становления личности детей с ОПФР. Участвуя в совместных праздниках, дети стараются проявить себя с лучшей стороны, театр помогает им преодолеть страх перед публикой, выполнять правила культурного поведения.

Формированию коммуникативной компетенции способствуют следующие виды театра:

  • настольный театр;
  • театр картинок;
  • пальчиковый театр;
  • театр настроения;
  • кукольный театр;
  • театр масок;
  • театр теней;
  • платочный театр;
  • театр «Топотушки»;
  • «шумовой театр».

Театр и развитие речи




Театрализованная деятельность — это продуманная педагогическая модель с обеспечением комфортных условий для учащихся. Это увлекательная форма работы направлена на формирование монологической и диалогической речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей, развития личности ребёнка в условиях инклюзивного образования.

 

Основные задачи по формированию коммуникативной компетенции следующие:

  • развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях;
  • формировать навыки практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами);
  • выработать у детей социально-эмоциональные навыки, положительные черты характера, способствующие наиболее эффективной адаптации и интеграции в обществе;
  • развивать чувство понимания себя и других людей, потребность в общении.

 

Важнейшей упор в организации театрализованной деятельности необходимо делать не на результат в форме внешней демонстрации театрализованного действия, а на формирование коммуникативной компетенции учащихся с ОПФР.

В связи с этим учителю-дефектологу необходимо продумать структуру обучения, находить и применять педагогические технологии, нетрадиционные формы.

Для достижения результатов театрализованную деятельность нужно использовать как на коррекционных занятиях, уроках, так и во внеурочное время. Задействовать следующие элементы театрализованной деятельности: упражнения, задания с элементами драматизации, инсценировки, мини-спектакли, игры, разыгрывание персонажей, коммуникативные игры.

При планировании коррекционной работы следует опираться на общие дидактические принципы: регулярность, наглядность, доступность.

В коррекционное занятие включаются упражнения (задания с элементами драматизации), инсценировки, игры, театральные этюды и др.

В 2018/19 учебном году в школе создан инклюзивный театр «АднолькавыЯ». Дети с удовольствием посещают занятия, охотно принимают участие в общешкольных мероприятиях, праздниках, конкурсах.




За время функционирования театрального кружка учениками с ОПФР поставлены несколько инсценировок: «Три поросёнка на новый лад», «Колобок на новый лад», «Красная шапочка», «Дюймовочка». Каждая роль подбирается исходя из возможностей ребёнка. С целью сплочения детского и взрослого коллектива в шестой школьный день проводятся мероприятия с элементами театральной деятельности, где участие в спектакле принимают дети как первой, так и второй ступени обучения, учителя-дефектологи.




Поставлены также мини-спектакли с использованием танцев, песен, небольшие инсценировки, театральные этюды. Любая постановка должна объединить детский коллектив, сплотить его, развивать коммуникативные умения, воспитывать терпение, уважение друг к другу. Интересными получились спектакли «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о Винни Пухе и Пчеле», «Новогодняя путаница».


Нестандартные подходы в обучении

Нестандартные подходы в организации учебного процесса в специальном образовании — составная часть педагогических технологий, которые благоприятно влияют на формирование коммуникативной компетентности учащихся с ОПФР. Представленная деятельность привлекает тем, что школьная повседневность превращается в праздник, формируются коллективные умения, у ребят появляется вера в себя.

Цель игр, упражнений направлена на развитие, формирование коммуникативных умений и навыков учащихся с ОПФР посредством театрализованной деятельности. Такие задания позволяют формировать умение слушать и слышать друг друга, развивать умение конструктивного общения, эмоциональной сферы, получать радость от общения, устанавливать доброжелательные отношения, строить общение с учётом ситуации, легко входить в контакт, развивать диалогическую и монологическую речь, регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Игры и упражнение делятся на четыре группы:

  • коммуникативные;
  • направленные на развитие психических процессов;
  • направленные на развитие эмоциональной сферы;
  • с элементами театрализации.

Для более эффективной работы сучащимися с ОПФР разработаны сценарии мероприятий (на материале сказок для театральных представлений).


Коммуникативные игры и упражнения

Поиграем в прятки

Цель: формирование способности коллективного сотрудничества.

Педагог спрашивает: «Ребята, любите игру прятки? Сегодня поиграем в эту игру, но для начала нужно разобраться, как вы будете прятаться. Я буду читать стихотворение. Когда услышите своё имя, нужно закрыть ладошками лицо. Если своё имя услышат несколько ребят, то тогда все они закрывают лицо».

Играли все ребятки в прятки,

Маша, Петя…

Прятались все, а вот Саша не успел спрятаться.

А Коля спрятался за ветку,

Маша за лавку, а Саша не успел спрятаться.

Играли все ребятки в прятки,

Маша, Петя…

 

Ответственность

Цель: формирование единства, сплочённости детского коллектива.

В класс дети заходят парами: один ребёнок «поводырь», второй — «слепой». «Поводырь» берёт «слепого» за руку, и они молча идут к указанному месту. Это упражнение позволяет пережить собственную беспомощность, доверие и недоверие к «поводырю», ответственность за безопасность другого.

 

Насмешите речку!

Цель: снятие усталости, напряжения.

Дети придумывают смешные названия, из чего будет их речка и её берега, домик и т. п. Например, ученик говорит: «Моя речка будет из кефира, значит, она кефирная, из сметаны — сметанная, а берега из сыра — сырные. Мой домик из пряников, значит, он пряничный, а крыша из мармелада, значит, мармеладная» и т. д. Педагог может предложить слова: творог, масло, мука, мясо, сливки и др.


Игры и упражнения, направленные на развитие психических процессов

Вспоминаем и считаем

Цель: развитие памяти, закрепление знаний по сказкам.

Педагог говорит: «Ребята, у меня в руках картинки из сказок (например, Волк и семеро Козлят). Ваша задача вспомнить, сколько героев было в этой сказке». Затем предлагается вспомнить и рассказать понравившуюся сказку с помощью театра теней. Упражнение можно проводить как индивидуально, так и фронтально.

Можно предложить другой вариант. На карточки наклеить картинки сказок, соотнести число с количеством сказочных героев: «Репка» — 6, «Теремок» — … и т. д.


Что перепутал Колобок?

 Цель: развитие связной речи, умения проводить сравнительный звукобуквенный анализ.

Педагог рассказывает о том, что Колобок, попав в лес, встретил много зверей. Ему захотелось нарисовать всех, кого он встретил, а также написать их имена. Колобок рисовал хорошо, а вот грамотно писать не научился.

Учащимся предлагается определить, какую букву в каждом слове перепутал Колобок. Для этого берутся карточки со словами, например:

заец — заяц, полк — волк, медветь — медведь, леса — лиса.

Учащиеся читают слова, указывают ошибку. Когда все слова исправлены, ребята расставляют карточки с героями в правильной последовательности по сказке. Также можно предложить рассказать сказку «Колобок» с использованием театра картинок «Топотушки». Задание можно проводить индивидуально или фронтально.


Игры и упражнения, направленные на развитие эмоциональной сферы

Цветик-семицветик

Цель: снятие эмоционального напряжения, расслабление мышечного тонуса.

Учащимся предлагается выбрать по своему вкусу лепесток. После этого по очереди ребята подбрасывают его вверх. Пока лепесток летит, другие ученики ему хлопают. Потом обсуждается, какой лепесток пролетел дольше всех и почему. Затем педагог переводит обсуждение на чувства, которые ребята испытывают, пока летел лепесток.


Цветок настроения

Упражнение проводится в начале и в конце занятия. Педагог предлагает выбрать прищепку любого цвета и разместить на «цветке настроения» (каждый лепесток обозначает определённую эмоцию). Учащемуся необходимо объяснить, почему он выбрал именно этот цвет и данную эмоцию. Когда все ребята выберут своё настроение, театр прячется.

В конце занятия ребята выбирают карточку, соответствующую их настроению в данный момент. Сравнивается настроение в начале и в конце занятия. Можно спросить, почему настроение не изменилось или наоборот.

 

Мы за чистую планету

Цель: формирование сопереживания к животным, положительных качеств личности.

Педагог говорит: «Ребята, вот какая случилась ситуация в лесу: зайчики поранили лапки о разбитое стекло. Как вы думаете, кто мог оставить это стекло? А правильно поступают люди, когда оставляют после себя мусор в лесу? (Ответы детей). Предлагаю разыграть эту сценку и показать другим ребятам».

Трое учащихся берут на себя роль двух зайчиков и лесовика.

Лесовик: «Ах, люди, люди, набросали мусора. А мои зайчата себе лапки поранили о разбитое стеклышко».

Зайчик: «А ещё запутались в проволоке, наступили на гвоздь».

Все вместе: «Мы за чистую планету!»


Игры и упражнения с элементами театрализации

Инсценировка сказки "Дюймовочка" с использованием театра картинок

Цель: развитие связной речи, умения инсценировать сказку, вырабатывание умения устанавливать последовательность событий с опорой на картинки.

Предварительная работа

Чтение учителем сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», рассматривание иллюстраций. Чтение дома детьми сказки «Дюймовочка».

Инсценировка сказки

Ребятам предлагается с помощью настольного театра расставить события в правильной последовательности, а затем разыграть сказку.

 

Инсценировка сказки «Колобок» с использованием театра масок

Цель: развитие воображения, конструктивного диалога, выразительности.

Педагог говорит: «Ребята, а давайте не расскажем сказку, а покажем. (Ученики подходят к маскам.) Как выдумаете, какую сказку можно рассказать с этими героями?» (Учащиеся выбирают себе роли.)

Инсценировка сказки

Во время инсценировки сказки дети говорят за героев, пытаются передать их характерные черты (движениями рук, изменением голоса, выразительностью, сами строят диалог.

В результате театрализованная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности увеличивает у учащихся с ОПФР уровень коммуникативного развития. Учащиеся активно участвуют в конкурсах, мероприятиях, у них исчезает страх выступления перед публикой.

 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь