Публикации в научно-методическом журнале «Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа»
2021/2022 учебный год
Нормативные правовые документы и инструктивнометодические материалы, регулирующие деятельность I ступени общего среднего образования
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году». – 2021, № 8.
Метадычныя рэкамендацыі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізацуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі. – 2020, № 9.
Образовательный стандарт начального образования. – 2019, № 2.
Перечень документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками учреждений общего среднего образования. – 2018, № 1.
Учебные программы:
Навучанне грамаце. I клас. – 2021, № 4.
Программы факультативных занятий:
У краіне знаёмых незнаёмцаў. III–IV класы. – 2019, № 1. Будущее начинается сегодня. III (IV) класс. – 2020, № 7.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Введение в школьную жизнь
Францевич И.П. Аспекты готовности ребенка к обучению в I классе. – 2020, № 8.
Тихончук Т.А. Здоровье первоклассников в режиме дня. – 2021, № 8.
Обучение грамоте
Тиринова О.И. Образцы написания элементов, букв и их соединений по новым прописям (I класс). Демонстрационный материал. – 2018, № 5–12; 2019, № 1–4 (цветная вклейка).
Кунцевич А.С. Использование логопедических пятиминуток на уроках обучения грамоте в I классе. – 2019, № 9 (приложение «Школа педагогического мастерства»).
Косякова Н.В. Обучение письму. I класс. Строчная буква п. – 2019, № 9.
Навучанне грамаце
Свірыдзенка В.І, Цірынава В.І. Навучанне грамаце. I клас. Навучанне чытанню. Навучанне пісьму. – 2021, № 4–6, 8–12; 2022, № 1–4.
Тиринова О.И., Свириденко О.И. Весёлые буквы. Дидактический материал к урокам «Обучение грамоте», «Навучанне грамаце». – 2020, 2021, № 1–12.
Беларуская азбука: цикл анимационных фильмов Национальной киностудии «Беларусьфильм». – 2017–2021.
Якімовіч А. Вучым азбуку. – 2020, № 12 (ШПМ).
Математика
Урбан М.А., Муравьева Г.Л., Гадзаова С.В., Копылова С.А. Новый УМК по математике для I класса (2019 г.). Методические рекомендации к урокам. – 2019, № 7–12; 2020, № 1–4.
Урбан М.А., Муравьева Г.Л., Гадзаова С.В. Новый УМК по математике для II класса (2020 г.). Методические рекомендации к урокам. – 2020, № 8–12; 2021, № 1–3.
Урбан М.А., Муравьева Г.Л., Гадзаова С.В. Новый УМК по математике для III класса (2021 г.). Методические рекомендации к урокам. – 2021, № 8–12; 2022, № 1–4.
Урбан М.А., Брановец Т.В. Уравнения и неравенства с переменной в содержании начального математического образования. – 2019, № 4.
Головач Е.В. Математика. I класс. Число и цифра 9. – 2020, № 11.
Орлова Е.В. Математика. I класс. Закрепление. Решение задач изученных видов. – 2020, № 11.
Косякова Н.В. Математика. II класс. Периметр прямоугольника (квадрата). – 2021, № 2.
Валуева И.Н. Математика. II класс. Табличное сложение и вычитание с числом 4 с переходом через десяток. – 2021, № 7.
Побудей Л.А. Математика. II класс. Табличное сложение и вычитание с числом 5 с переходом через десяток. – 2021, № 7.
Иванюшина С.А. Математика. II класс. Табличное сложение и вычитание с числом 5 с переходом через десяток. – 2021, № 7.
Бугайчук Т.А. Математика. III класс. Решение уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий умножения и деления. – 2020, № 12.
Домаш В.М. Матэматыка. III клас. Пісьмовае множанне з пераходам праз разрад двухзначных і трохзначных лікаў на адназначны лік. – 2021, № 3.
Лизунова Н.А. Математика. III класс. Простые задачи на увеличение числа в несколько раз. – 2021, № 7.
Беларуская мова
Свірыдзенка В.І. Беларуская мова. II клас (для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з рускай мовай навучання). Новы вучэбны дапаможнік (2020 г.). Урокі па новай вучэбнай праграме. – 2020, № 8–12; 2021, № 2021, № 1–4, 9.
Мурашка Н.У., Шылава А.С. Тэхналогія навучання ў супрацоўніцтве на ўроках беларускай мовы ў I класе як сродак фармiравання маўленча-камунікатыўнай кампетэнцыi малодшых школьнiкаў (2020, № 9). Выкарыстанне інтэнсіўных адукацыйных тэхналогій пры вывучэннi скарагаворак на ўроках беларускай мовы ў I класе (2021, № 8).
Арыновіч А.А. Праца па засваенні слоўнікавых слоў: актывізуем зацікаўленасць вучняў. – 2021, № 1.
Меша С.Л., Судакова В.Г. Выкарыстанне камп’ютарнай гульні на ўроках беларускай мовы ў пачатковых класах. – 2021, № 2.
Кавалеўская Н.І. Практыкаванні са слоўнікавымі словамі (для школ з рускай мовай навучання). – 2021, № 4.
Валуева І.М. Беларуская мова. III класс. Тэма тэксту. – 2021, № 7.
Копыл А.Л. Беларуская мова. IV класс. Тэкст-разважанне. – 2021, № 7.
Якімовіч А. Вывучаем буларускі правапіс. IV клас. Дзеяслоў. – 2021, № 6 (ШПМ).
Русский язык
Антипова М.Б. Русский язык. II класс (для учреждений общего среднего образования с белорусским языком обучения). Новый УМК (2020 г.). Методические рекомендации к урокам. – 2020, № 8–12; 2021, № 1–3.
Тиринова О.И. Каллиграфическое письмо. II–IV классы. Образцы написания букв русск. и бел. алфавита, соединений букв (разлиновка в широкую линейку). Демонстрационный материал. – 2019, № 5–12; 2020, № 1–12; 2021, № 1–8 (цветная вклейка).
Тиринова О.И. Интерактивная демонстрация написания букв русского и белорусского алфавитов для II–IV классов (письмо в широкую линейку тетради) – 2019, № 5–12; 2020; 2021 (электронное приложение).
Голованова И.Б. Словарные диктанты на каждый урок. – 2018. – № 12.
Носикова Н.А. Уроки развития речи с мультимедийной поддержкой. – 2020, № 1–2.
Губарь Н.А., Сташелевская В.Э. Русский язык. III класс. Непроизносимые согласные в корне слова. – 2020, № 11.
Тетерук Н.И. Русский язык. III класс. Фразеологизмы. – 2020, № 11.
Беляк Н.А. Русский язык. III класс. Приставка как часть слова. Алгоритм нахождения приставки. – 2020, № 12.
Бугайчук Т.А. Русский язык. III класс. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. – 2021, № 12.
Авсюк Л.А. Русский язык. III класс. Второстепенные члены предложения. – 2021, № 7.
Литературное чтение
Стремок И.М., Куцанова Т.С., Воропаева В.С. Литературное чтение. IV класс. Уроки по новому учебному пособию. – 2020, № 6, 8–12; 2021, № 1–4.
Ковалевич С.В. Литературное чтение. III класс. Обобщающий урок по разделу «Красива птица пером, а человек – делом». – 2020, № 4.
Трацевская Е.В., Тишалович С.И. Компетентностно-ориентированные задания на уроках литературного чтения в III классе. – 2020, № 4.
Сягло И.В. Литературное чтение. II класс. Е. Чарушин «Страшный рассказ». – 2021, № 4.
Иванова И.В. Литературное чтение. II класс. Два жадных медвежонка. – 2021, № 7.
Побудей Л.А. Литературное чтение. III класс. Лиса и журавль. – 2021, № 7. Копыл Е.Л. Литературное чтение. IV класс. Былина «Вольга и Микула». – 2021, № 7. Корсикова С.В. По страницам сказок Х.К. Андерсена. Урок внеклассного чтения. IV класс. – 2021, № 4.
Лазарева О.Ю., Фролова Т.В. С Незнайкой в ХХІ век. Путешествие по страницам книг Н. Носова. – 2021, № 6.
Помяловская Н.Л. Проверочные тесты по внеклассному чтению. – 2021, № 3.
Літаратурнае чытанне
Жуковіч М.В. Літаратурнае чытанне. IV клас. Новы вучэбны дапаможнік. Метадычныя каментарыі да ўрокаў. – 2018, № 7–12; 2019, № 1–4.
Жуковіч М.В. Пазакласнае чытанне. II–IV класы. – 2019, № 8–12; 2020, № 1–4.p
Кучык А.А. Літаратурнае чытанне. III клас. Беларуская народная казка «Лёгкі хлеб». Прыказкі пра адносіны да працы. – 2020, № 2.
Васілеўская А.С., Яскевіч К.М. «Чытанка для ласункаў». Урок пазакласнага чытання ў IV класе. – 2020, № 11.
Санюк А.М. Любі, шануй і ведай беларускую казку. Літаратурная гульня для III–IV класаў. – 2021, № 1.
Мурашка Н.У., Шылава А.С. Тэхналогія навучання ў супрацоўніцтве як сродак фармiравання маўленча-камунікатыўнай кампетэнцыi малодшых школьнiкаў: урокі літаратурнага чытання ў II класе. – 2021, № 4.
Человек и мир
Цитович И.Н. Человек и мир. I класс. Изменения в жизни домашних животных весной. Труд людей весной. – 2020, № 2.
Жук М.И. Человек и мир. II класс. Птицы. – 2020, № 1.
Лизунова Н.А. Человек и мир. II класс. Вода и её свойства. – 2021, № 7.
Авсюк Л.А. Человек и мир. II класс. Вода и её свойства. – 2021, № 7.
Захар А.Т. Человек и мир. III класс. Забота о своём здоровье. – 2020, № 3.
Иванова И.В. Человек и мир. III класс. Ориентирование по Солнцу и местным природным признакам. – 2021, № 7.
Иванюшина С.А. Человек и мир. III класс. Ориентирование по компасу. – 2021, № 7.
Марысаева М.І. Мая Радзіма – Беларусь. IV клас. Усяслаў Чарадзей. – 2020, № 10.
Русак І.П. Мая Радзіма – Беларусь. IV клас. Урокі па новаму вучэбнаму дапаможніку. – 2019, № 1–4, 7–9, 11, 12; 2020, № 1–4.
Музыка
Ковалив В.В. Музыка. I–II классы. Ноты для голоса в сопровождении фортепиано; фонограммы «плюс» и «минус»; методические рекомендации по разучиванию песен: «Гусанькі», «Мама моя милая» (2019, № 9); «Начавала ночка», «Ёлка-вясёлка» (2019, № 10); «Песня о дирижёре» (2019, № 12); «Вясенняя раніца» (2020, № 3), «Песенка о гномиках» (2020, № 5), «Где живёт музыка» (2020, № 6), «Первоклассник» (2020, № 8).
Ковалив В.В., Никитенко С.М. Элементарное музицирование: творчество и самовыражение. – 2020, № 6.
Ковалив В.В. Методические рекомендации по проведению уроков музыки II во классе. – 2020, № 9 (электронное приложение).
Трудовое обучение
Зенченко С.Б. Трудовое обучение. IV класс. Художественное вырезание из бумаги. Вытинанка «Дерево жизни». – 2020, № 2.
Факультативные занятия
Петрушенко С.А., Максюк О.В. Основы православной культуры. I класс. Факультативные занятия. Почитание родителей. Сергий Радонежский – любящий сын, почитающий своих родителей. – 2021, № 5.
Петрушенко С.А., Максюк О.В. Основы православной культуры. II класс. Отношение к семье. Уклад православной семьи. – 2021, № 2.
Петрушенко С.А., Максюк О.В. Основы православной культуры. III класс. Факультативные занятия. Ты и твои родители. Человек в кругу семьи. – 2021, № 6.
Петрушенко С.А., Максюк О.В. Основы православной культуры. IV класс. Факультативные занятия. Православная семья. Святые Пётр и Феврония – образеци супружеской любви и верности. – 2021, № 6.
Попова Т.Е. Основы православной культуры. IV класс. Факультативные занятия. Рождество Христово. – 2020, № 12.
Консультации специалистов, учителей-методистов
Дистанционное обучение. Информационные технологии
Васильева И.Н., Тихоновецкая И.П. Дистанционное обучение школьников. – 2020, № 11.
Рыбак Л.А. Stepik – платформа для организации дистанционного обучения. – 2020, № 6.
Тихоновецкая И.П. Электронная платформа ClassDojo – 2021, № 7.
Тихоновецкая И.П. Соre – конструктор интерактивных уроков. – 2020, № 7.
Пчельник Е.В. Использование чат-бота в образовании. – 2020, № 9.
Информационные технологии в образовательном процессе. – 2019–2021 (ежемесячный вкладыш «Университет педагогического самообразования»).
Организация образовательного процесса
Тиринова, О.И., Кузнецова Л.Ф. Домашние задания: работаем без перегрузки учащихся. – 2019, № 1.
Шилова Е.С. Повышение эффективности организации и выполнения домашних заданий младшими школьниками. – 2019, № 1.
Лукашенко С.Э. Разноуровневая цель как основа объективного оценивания. – 2020, № 1.
Яцкевич М.В. Тайм-менеджмент в I классе: как за 35 минут урока всё успеть? – 2021, № 8.
Ведение документации
Лочмелис М.В. Образцы оформления заданий на уроках математики. – 2021, № 8.
Одновол Л.А. Образцы оформления заданий на уроках русского (белорусского) языка. – 2021, № 8.
Организация исследовательской деятельности учащихся
Горбунова М.Б. Реализация принципа доступности при организации исследовательской деятельности учащихся. – 2019, № 5.
Методика преподавания учебных предметов
Русский язык. Беларуская мова
Трофимович Т.Г. Сопоставительный курс русского и белорусского языков – учителю начальных классов. Белорусско-русские соответствия (2020, № 3). Звуковые системы русского и белорусского языков в сравнительносопоставительном аспекте (2020, № 5). Графические системы русского и белорусского языков (2020, № 6). Фразеологические составы русского и белорусского языков в сопоставительном рассмотрении (2020, № 9). Нормы ударения в русском и белорусском языках: сравнительно-сопоставительный аспект (2020, № 10).
Трофимович Т.Г., Король К.В. Типичные произносительные ошибки в русской речи белорусов и возможности их предупреждения и коррекции. – 2021, № 2.
Качан В.Г. Да праблем кадыфікацыі сінтаксічных варыянтаў: падабны да ці падобны на. – 2020, № 11.
Жданович Н.В. Изучение состава слова в начальных классах: трудности морфемного разбора и словообразовательного анализа. – 2020, № 8.
Антонович Н.М., Лапкина Я.И. Формирование универсальных учебных действий у учащихся в процессе закрепления навыка правописания словарных слов во II–IV классах. – 2020, № 9.
Марукевич Л.С. Формирование грамматических понятий на уроках русского языка через проблемное обучение. – 2021, № 4.
Литературное чтение. Літаратурнае чытанне
Трофимовч Т.Г. Выразительное чтение в системе начального филологического образования. – 2020, № 4.
Жуковіч М.В. Арганізацыя ўрокаў пазакласнага чытання ў ІІ–ІV класах. – 2020, № 9.
Угляница О.Н. Учить стихи? Легко! Мнемотаблицы спешат на помощь. – 2021, № 4.
Человек и мир. Мая Радзіма – Беларусь
Угляница О.Н. Как сделать процесс наблюдения за объектами природы увелекательным и познавательным. – 2020, № 12.
Контроль и оценка результатов учебной деятельности учащихся
Примерные контрольные работы:
по итогам первого полугодия. – 2020–2021, № 10.
по итогам обучения за год. – 2020–2022, № 3.
Тиринова О.И. Обучение грамоте. Комплексные проверочные работы. Диагностические материалы по обучению грамоте для оценки сформированности личностных и метапредметных компетенций учащихся. – 2020, № 4. Комбинированная проверочная работа по обучению грамоте (чтение и письмо). – 2021, № 3.
Новые технологии обучения
Базыльчик И.М., Свистунова О.В., Гаврилюк М.Н. Активные методы и приёмы организации учебного взаимодействия (шестиугольное обучение, кроссенс): деловая игра. – 2020, № 1.
Тихончук Т.А. Квесты как средство формирования информационной грамотности учащихся: мастер-класс. – 2020, № 2.
Авсюк Л.А. Использование приёма «Гексы» для формирования универсальных учебных действий. – 2020, № 7.
Локис С.И. и др. Интерактивные «шестиугольники». – 2020, № 10.
Яковчик Е.М. «Пчелиная» технология или технология шестиугольного обучения как эффективное средство визуализации учебного материала. – 2020, № 10.
Недбас А.Н. Кроссенс как метод развития логического и творческого мышления. – 2020, № 12.
Шилова Е.С. Обучение в команде: реализация технологии обучения в сотрудничестве. Закрепление изученного материала на уроках математики в III классе (2020, № 11). Турниры на уроках математики в III классе (2021, № 2). Технологии «Пила» и «Пила-2» на уроках математики в ІV классе (2021, № 3).
Шилова Е.С. Интерактивные методы обучения. «Волшебные станции» на уроках русского языка в III классе (2020, № 12). «Творческие перекрёстные команды» на уроках литературного чтения в III классе (2021, № 4). «Аквариум» на уроках «Человек и мир» в III классе (2021, № 5). «30 секунд говорения» на уроках математики в III классе (2021, № 5). «Спроси команду знатоков» на уроках русского языка в III классе (2021, № 6).
Работа с родителями
Шилова Е.С. Учитель – родители: официальные (деловые) отношения. – 2018, № 1–3, 6.
Гудач С.В. Формирование у детей интереса к чтению. – 2018, № 10.
Ковальчук Н.Н. Как помочь детям стать внимательнее. – 2019, № 5.
Анисечкова Н.Л. Родительское собрание с использованием элементов активной оценки. – 2019, № 10.
Пустошило Е.В. и др. Портфель первоклассника (2020, № 9). Личная готовность детей к школе (2020, № 11).
Баранова Л.И. Вырастить мужчину! Особенности воспитания мальчиков. – 2020, № 11.
Шихель Т.А. Игра – дело важное. – 2020, № 11.
Пустошило Е.В. Школа домовитых родителей. – 2021, № 4.
Долотова В.С. Как научить ребёнка экономить воду? – 2021, № 5.
Чепелова Т.В. Папа, мама, я – бережливая семья. – 2021, № 5.
Шилова Е.С. Кризис 7 лет. Родительское собрание в форме мирового кафе. – 2021, № 9.
Пожалуйста зарегистрируйтесь