Результат труда педагога — личность ученика
- 26 марта 2021 11:32:18
- Отзывов: 0
- Просмотров: 387
-
На коллегии комитета по образованию Мингорисполкома подведены итоги работы городской системы образования за 2020 год и обозначены направления работы на текущий год. В коллегии приняли участие заместитель председателя Мингорисполкома Артём Цуран, директор Департамента контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь Михаил Мирончик, председатель Минского городского Совета депутатов Андрей Бугров, председатель Минской городской организации Белорусского профсоюза работников образования и науки Лариса Волкова.
С основным докладом, ряд тезисов которого представляются вниманию читателей, выступила председатель комитета по образованию Мингорисполкома Наталья Проскурова.
— Цели, поставленные на 2020 год, достигнуты. Основные принципы системы столичного образования будут оставаться неизменными, — резюмировала Наталья Варленовна. — Вместе с тем есть немало задач, требующих решения.
По словам председателя комитета, августовские события показали, насколько важно не допустить влияния деструктивных сил на неокрепшие молодые умы. Сложившаяся система воспитания учащихся, реализуемая в рамках образовательного процесса, является его важной составляющей. Каждый школьный предмет должен воздействовать на мировоззрение детей. Эффективность решения воспитательных задач во многом зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности и духовности, гражданственности и патриотизма, от профессионализма педагога (социальные и личностные компетенции учащихся формируются прежде всего личным примером учителя и воспитателя).
- • Наряду с традиционными следует внедрять новые подходы в воспитательной работе. В Год народного единства нужно объединить школу, семью и общественность в вопросах воспитания, сделать акцент на формирование патриотических ценностей.
- • Одно из приоритетных направлений — сохранение семьи как одного из эффективных институтов позитивной социализации детей. Необходимо повысить качество работы по исполнению Декрета № 18: обеспечить необходимый уровень и результативность деятельности учреждений образования по раннему выявлению семейного неблагополучия. Каждый ребёнок и его семья должны быть под пристальным вниманием учреждения образования.
- • Система дополнительного образования должна быть нацелена на полную занятость ребёнка в соответствии с его потребностями и возможностями. Прежде всего следует обратить внимание на детей, находящихся в социально опасном положении, на детей сиротской категории.
- • Требуется систематизировать работу социально-педагогической и психологической служб всех учреждений образования. Она должна быть направлена на упреждение на основе диагностики и системного анализа (координатором данного направления деятельности призван стать городской социально-психологический центр, над созданием которого сейчас работает комитет).
Докладчик констатировал, что в Минске созданы все условия для повышения квалификации педагогов, и это один из ключевых факторов, влияющих на качество образования и воспитания. Повышение квалификации педагогов, оказание им методической помощи по широкому спектру вопросов — основная функция Минского городского института развития образования.
- • Необходима помощь института не только в расширении знаний в рамках своего предмета, но и в психологической поддержке, в овладении особыми методиками общения с детьми и их законными представителями.
- • Следует учитывать, что руководитель учреждения образования сегодня — это менеджер, руководящий различными процессами в разных сферах, и что одного педагогического образования уже недостаточно.
- • Не все педагоги владеют опытом работы в соцсетях. Сегодня нужно иметь такой опыт, чтобы знать и видеть, чем интересуются дети. Институт может обучить и педагогов, и родителей, которым тоже нужна квалифицированная помощь не только в воспитании, но и в общении с детьми.
За пять лет в Минске введено в эксплуатацию 21 детское дошкольное учреждение (шесть из них — в 2020 году). При этом созданы 259 групп кратковременного пребывания, которые посещают более 3000 воспитанников, функционируют 8 учреждений частной формы собственности. До 2023 года планируется возвести 20 учреждений дошкольного образования. Председатель комитета по образованию Мингорисполкома обратила внимание участников на проблемы, существующие в дошкольном образовании.
- • В отдельных микрорайонах, где идёт активное строительство жилья, обеспечение доступности дошкольного образования решается за счёт переукомплектованности групп (в Минске 441 учреждение дошкольного образования, половина работает с перегрузкой). Столица активно разрастается новыми жилыми кварталами, по этой причине остаётся и проблема обеспечения местами в детских садах шаговой доступности.
- • Повышение качества дошкольного образования невозможно без оснащения образовательного процесса средствами обучения, оборудованием, а также учебными изданиями как для педагогов, так и для воспитанников. Несмотря на то, что данный показатель ежегодно увеличивается (в настоящее время он составляет 84,8 %), это всего лишь шестое место среди регионов республики. Необходимо обеспечить разработку плана мероприятий по модернизации и оснащению современным оборудованием учреждений дошкольного образования.
- • Педагогов, работающих по направлению «педагогика детства», лишь 37, 6 %.
В Минске функционируют 243 учреждения общего среднего образования, в которых обучаются более 213 тысяч учащихся. Кроме того, комитетом и управлениями по образованию координируется работа 17 частных школ и гимназий.
- • Создана серьёзная база для профильного обучения. В 2020/21 учебном году открыто 400 десятых классов, из них 250 профильных. Для повышения качества их работы аудитории школ и гимназий оборудованы современными средствами обучения. В столице работают классы педагогической и военно-патриотической направленности. Вместе с тем в 2020 году из 347 выпускников профильных педклассов только 88 поступили в учреждения высшего образования на педагогические специальности.
- • Значительный шаг сделан в развитии допрофессиональной подготовки и профессионального обучения. Когда в прошлом году по предмету «Трудовое обучение» было организовано профессиональное обучение для учащихся X–XI классов 173 учреждений образования на базе 7-ми учреждений ПТО и ССО, более 30 % учащихся отказались от сдачи квалификационного экзамена или не были к нему допущены. Свидетельства установленного образца получили только 68,7 % учащихся. Наталья Проскурова предложила организовать знакомство учащихся с рабочими профессиями уже с первой ступени образования и улучшить качество профориентационной работы с учащимися VIII–IX классов.
- • Развитие олимпиадного движения среди учащихся — одно из основных направлений выявления и становления одарённых и высокомотивированных детей. Среди значимых достижений следует отметить золотую медаль на ІХ Европейской математической олимпиаде для девушек, две бронзовые медали на Международной математической олимпиаде. В целом в городе создана система работы с одарёнными и талантливыми учащимися. Но без поиска новых эффективных путей работы прогресс в данном направлении невозможен. Здесь также должен сыграть свою роль МГИРО, а учреждения дополнительного образования — активизировать свою деятельность по созданию и развитию профильной работы, которая соответствует перспективным направлениям в развитии науки и техники.
- • Продолжится работа по укреплению материально-технической базы учреждений образования, созданию в них современной образовательной среды, учитывающей потребности и особенности каждого учащегося (для того чтобы оживить урок, помочь учителю сделать его и информативным, и интересным для каждого ученика).
В столице продолжается работа по развитию инклюзивных подходов в образовании. Более 92 % детей с ОПФР обучаются в условиях интегрированного обучения и воспитания. В прошлом году первое рабочее место предоставлено всем выпускникам из числа лиц с ОПФР, подлежащим распределению.
- • Основной задачей по развитию специального образования в 2021 году должны стать ресурсное обеспечение, качество и доступность получения образования лицами с ОПФР с учётом их образовательных потребностей. Для этого необходимо создание адаптивной образовательной и безбарьерной среды в учреждениях, увеличение охвата дополнительным образованием особенных детей.
Прошедший год был знаковым для системы ПТО: отмечалось 80-летие со дня его основания.
- • В текущем году при участии организаций — заказчиков кадров предстоит поработать вопрос открытия новых специальностей и квалификаций с учётом потребностей рынка труда, усилить профориентационные мероприятия, продолжить работу по обеспечению широкого использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, по повышению компетентности педагогических кадров и созданию механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы.
Непростым был прошедший год в плане международного сотрудничества. Взаимодействие с партнёрами, несмотря на обстоятельства, удалось обеспечить с помощью дистанционных технологий.
- • Хотя в целом по городу показатель экспорта образовательных услуг не выполнен, есть учреждения, в которых он составил 150 %. Комитетом и дальше будет проводиться целенаправленная работа в этом направлении.
По мнению председателя комитета по образованию Мингорисполкома, какие бы изменения ни происходили в системе образования и в обществе, педагоги останутся элитой общества, на них по-прежнему будет лежать ответственность за юные души, за то, как сложится жизнь каждого воспитанника.
— В настоящее время, столь непростое, уважаемые руководители, вложите всё своё умение, всю душу в личность педагога! — обратилась в завершение доклада Наталья Проскурова к участникам коллегии. — Каждый педагог должен быть заинтересован в результате своего труда. А результат — это личность ученика, готового и способного действовать, реализовывать себя в современном противоречивом мире, применяя полученные знания и умения в школе и за её пределами на благо своей семьи и нашей Родины.
По итогам работы в 2020 году были названы лучшие учреждения образования и управления по образованию столицы, а также лучшие районные профсоюзные организации отраслевого профсоюза.
Учреждения дошкольного образования:
- • ясли-сад № 239 Партизанского района (1-е место); ясли-сад № 302 Советского района (2-е место); ясли-сад № 56 Ленинского района (3-е место).
Учреждения общего среднего образования:
- • гимназия № 41 Московского района (1-е место); гимназия № 13 Фрунзенского района (2-е место); гимназия № 38 Первомайского района (3-е место).
Учреждения дополнительного образования детей и молодёжи:
- • ЦДОДиМ «Арт» Первомайского района (1-е место); ЦДОДиМ «Светоч» Советского района (2-е место); ЦДОДиМ «Ветразь» Октябрьского района (3-е место).
Учреждения профессионально-технического образования:
- • Минский государственный профессиональный лицей № 5 транспортного строительства (1-е место); Минский государственный профессиональный лицей № 9 автомобилестроения (2-е место); Минский государственный профессиональный лицей № 10 строительства имени И. М. Жижеля (3-е место).
Учреждения среднего специального образования:
- • Минский городской педагогический колледж (1-е место); Минский государственный колледж сферы обслуживания (2-е место); Минский государственный профессионально-технический колледж железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича и Минский государственный механико-технологический профессионально-технический колледж (3-е место).
Управления по образованию администраций районов г. Минска:
- • Управление по образованию администрации Московского района (1-е место); управление по образованию администрации Партизанского района (2-е место); управление по образованию администрации Ленинского района (3-е место).
Профсоюзные организации отраслевого профсоюза районов г. Минска:
- • Заводская районная организация (1-е место); Ленинская районная организация (2-е место); Московская районная организация (3-е место).
Первичная профсоюзная организация учреждения образования г. Минска:
- • Минский государственный профессионально-технический колледж строительства и коммунального хозяйства.
Пожалуйста зарегистрируйтесь