Рекомендации по ведению классного журнала в I–IV классах общеобразовательной школы. Рекомендации по ведению журнала ГПД. Рекомендации по ведению журнала обучения на дому. Часть I. № 6 2009

Скачать материал

Рекомендации по ведению классного журнала в I–IV классах общеобразовательных учреждений

Общие требования

1. Классный журнал является государственным документом, систематическое ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя в соответствии с главой 7 Инструкции о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь (далее — Инструкция)*.

2. Классный журнал рассчитан на один учебный год. После окончания учебного года классный журнал хранится в школе в течение 5 лет, затем частично архивируется (сводные ведомости изымаются, сшиваются и хранятся 25 лет).

3. Классный журнал заполняется на том языке, на котором осуществляется обучение и воспитание в общеобразовательном учреждении (в общеобразовательном учреждении с белорусским языком обучения — на белорусском языке, в общеобразовательном учреждении с русским языком обучения — на русском языке). Страницы учебных предметов «Беларуская мова», «Літаратурнае чытанне» заполняются на белорусском языке, «Русский язык», «Литературное чтение» — на русском.

Страницы классных журналов, отведённые на учебный предмет «Иностранный язык», заполняются на том языке, на котором осуществляется обучение в общеобразовательном учреждении. В соответствии с п. 48 Инструкции* на иностранном языке можно записывать языковой материал, который прописан в учебных программах.

4. Для отличия классных журналов параллельных классов используются соответствующие буквы. Например: 1 «А» класс, 1 «Б» класс.

5. Название общеобразовательного учреждения на титульном листе классного журнала записывается в соответствии с Уставом учреждения образования и документами государственной регистрации. Например:

  • ГУО «Средняя общеобразовательная школа № 5»
  • ГОУ «Средняя школа № 5»
Image

6. На всех страницах классного журнала, в том числе при заполнении расписания уроков, названия всех учебных предметов пишутся с маленькой буквы в соответствии с п. 49 Инструкции*.

7. Названия учебных предметов оформляются в классном журнале без сокращения следующим образом:

Вучэбныя прадметы, якія вызначаны тыпавым вучэбным планам Запіс ў класным журнале
агульнаадукацыйных устаноў з беларускай мовай навучання агульнаадукацыйных устаноў з рускай мовай навучання
Уводзіны ў школьнае жыццё уводзіны ў школьнае жыццё введение в школьную жизнь
Беларуская мова I клас — беларуская мова (навучанне пісьму);
II–IV класы — беларуская мова
беларуская мова
Беларуская літаратура I клас — беларуская мова (навучанне чытанню);
II–IV класы — літаратурнае чытанне
літаратурнае чытанне
Руская мова русский язык I класс — русский язык (обучение письму);
II–IV классы — русский язык
Руская літаратура литературное чтение I класс — русский язык (обучение чтению);
II–IV классы — литературное чтение
Замежная мова англійская мова
нямецкая мова
французская мова
іспанская мова
кітайская мова
английский язык
немецкий язык
французский язык
испанский язык
китайский язык
Матэматыка матэматыка математика
Чалавек і свет чалавек і свет человек и мир
Выяўленчае мастацтва выяўленчае мастацтва изобразительное искусство
Музыка музыка музыка
Працоўнае навучанне працоўнае навучанне трудовое обучение
Фізічная культура і здароўе фізічная культура і здароўе физическая культура и здоровье

8. При заполнении страницы «Расписание уроков» классного журнала допускается сокращать названия учебных предметов в соответствии с принятыми нормами. Например: бел. мова, літар. чытанне, русск. язык, литер. чтение, англ. язык, матем., человек и мир, изобр. искусство, труд. обучение, физич. культура и здоровье, музыка.

Факультативные занятия, стимулирующие и поддерживающие занятия, классные часы в расписание уроков не вносятся.

9. Фамилия, имя и отчество классного руководителя и учителя, который преподаёт данный учебный предмет, пишутся полностью в соответствии с п. 50 Инструкции*.

10. Классный руководитель (учитель начальных классов) распределяет страницы классного журнала, которые отведены на текущий учёт успеваемости и посещаемости на год, в соответствии с количеством недельных часов, выделенных в учебном плане на каждый учебный предмет, записывает фамилии и имена учащихся в алфавитном порядке, заполняет страницы «Агульныя звесткі аб вучнях» в соответствии с п. 51 Инструкции*.

11. Все изменения в списочном составе учащихся (выбытие, прибытие ученика) в классном журнале производятся только классным руководителем после соответствующего приказа по общеобразовательному учреждению и фиксируются на странице «Зводная ведамасць уліку паспяховасці і паводзін вучняў» в графе «Рашэнне педсавета»: выбыл, приказ от 01.02.2009 № 3.

На левой странице каждого учебного предмета напротив фамилии выбывшего учащегося делается запись «выбыл».

12. На левой странице классного журнала учитель записывает дату проведения урока (01, 02, 03…). В специально отведённой строке указывает месяц. Буквой «н» отмечает отсутствующих на уроке учащихся.

13. Отсутствие учащегося на уроках по причине пребывания его на стационарном лечении в медицинском учреждении или в санатории отмечается на предметной странице буквой «н».

Отметки, полученные учащимся в период его нахождения в лечебном заведении (санатории), учитываются при выставлении отметок за учебную четверть (год), но в классный журнал не переносятся. Представленная ведомость успеваемости хранится в личном деле учащегося.

14. На странице классного журнала «Улік дзяцей, выязджаючых на аздараўленне на працягу навучальнага года» в список класса записываются только учащиеся, которые выезжают на оздоровление.

15. При обучении учащегося на дому соответствующая запись «обучение на дому» осуществляется на всех предметных страницах в начале каждой учебной четверти. Если обучение на дому осуществляется с середины четверти, то в классном журнале на страницах учебных предметов делается запись «Обучение на дому с 10.12.2009».

Оценивание учебной деятельности ученика и учёт его успеваемости осуществляются в соответствии с «Инструкцией о порядке обучения и воспитания учащегося общеобразовательного учреждения на дому» от 07.12.2006 № 116. В классный журнал вносятся только отметки за четверть и год.

16. На правой странице журнала учитель на одной строке записывает день и месяц (например: 01.09), тему урока, домашнее задание (каждая тема урока и домашнее задание записываются с большой буквы), строго соблюдая графы.

При записи в журнале темы урока и домашнего задания допускаются сокращения слов в соответствии с пп. 53–55 Инструкции*.

17. В графе «Дамашняе заданне» указываются содержание задания, характер его выполнения, страницы учебника, номера задач и упражнений. Например:

  • Практыкаванне 125 или Пр. 125
  • Упражнение 45 или Упр. 45
  • Задача № 1, стар. 18 или № 1, стар. 18
  • Верш «Дзіўныя чаравічкі» на памяць
  • Стихотв. «Я расту!» наизусть
  • Стр. 103–104, задание 4

В классный журнал записывается только обязательное (минимальное) домашнее задание, которое должно быть выполнено каждым учеником класса. Дифференцированное домашнее задание не записывается.

Если весь учебный материал усвоен учащимися на уроке, учитель имеет право не задавать домашнее задание. В этом случае в графе «Дамашняе заданне» запись не производится.

По тем учебным предметам, по которым не предусмотрено обязательное домашнее задание, запись в графе «Дамашняе заданне» не делается в соответствии с п. 61 Инструкции*.

18. Лист здоровья заполняется медицинским работником до 15 сентября согласно с п. 163 СанПиН 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений» с изменениями и дополнениями от 01.10.2008**. По мере поступления новых медицинских данных на учащихся в лист здоровья вносятся изменения.

Например:

I паўгоддзе
Група здароўя Група па фізічнай культуры Рэкамендацыі медыцынскага работніка
II,
с 10.12.2008 – III
подг.,
с 10.12.2008 — СМГ
1–2 парта,
с 10.12.2008 — 1–2 парта ср. ряд

19. Схема рассадки учащихся за партами заполняется классным руководителем в соответствии с медицинскими рекомендациями листа здоровья на I полугодие — не позднее 20 сентября, на II полугодие — не позднее 10 января. Например:

Першы ад акон рад
Прозвішча, імя Рост у см Прозвішча, імя Рост у см
2-я парта, размер № 3
Павлов Сергей 126 Иванова Ольга 127
Зрок 0,5/0,6
Слых N
Акуляры:
назначаны (так, не)
носіць (так, не)
Зрок 1,0
Слых N
Акуляры:
назначаны (так, не)
носіць (так, не)

Учащихся с пониженной остротой зрения и слуха рассаживают ближе к классной доске, с высоким ростом — в боковые ряды. При достаточной коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду.

Учащихся, пишущих левой рукой, следует рассаживать за партой парами или по одному, либо слева от «праворукого».

Учащихся с ревматическими заболеваниями, часто болеющих ангиной, острым воспалением верхних дыхательных путей, необходимо рассаживать дальше от окон.

Не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих в первом и третьем рядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели росту в соответствии с п. 77 СанПиН **.

Образец заполнения общей схемы рассадки:

У класе маецца:

  • Парт № 1 шт…, вучняў ростам да 115 см…
  • Парт № 2 — 3 шт., вучняў ростам звыш 115 см да 130 см — 6 чал.
  • Парт № 3 — 3 шт., вучняў ростам звыш 130 см да 145 см — 6 чал.
  • Парт № 4 — 4 шт., вучняў ростам звыш 145 см да 160 см — 8 чал.
  • Усяго можа сядзець за партай, адпаведнай росту, — 20 чал.
  • Сядзіць за партай, адпаведнай росту, — 20 чал.

20. Страницы «Паказчыкі фізічнай падрыхтаванасці вучняў» заполняет учитель, проводящий уроки по учебному предмету «Физическая культура и здоровье».

Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам, выполняют в первой и последней четвертях учебного года тестовые упражнения для определения уровня развития отдельных физических качеств. Первая страница должна быть заполнена не позднее конца сентября, вторая — не позднее последней недели мая.

К выполнению тестовых упражнений не привлекаются:

  • все учащиеся I класса в первой четверти;
  • учащиеся подготовительной медицинской группы, имеющие противопоказания к выполнению отдельных упражнений.

Итоговый уровень физической подготовленности учащихся начальных классов не определяется.

Результаты каждого из шести тестовых упражнений и соответствующий им уровень развития физического качества (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) заносятся в соответствующие графы таблицы.

Учащимся, освобождённым по состоянию здоровья от выполнения одного или нескольких тестовых упражнений, в графе «вынік» делается запись «осв.», а графа «ацэнка» остаётся незаполненной.

21. Все записи в журнале делаются разборчиво, аккуратно, чернилами или пастой определённого цвета (по решению педагогического совета).

22. Руководитель общеобразовательного учреждения и его заместители по учебной (учебно-воспитательной работе) обеспечивают сохранность классных журналов и регулярно осуществляют контроль за правильностью их ведения, выполнением учебных программ, объективностью оценивания результатов учебной деятельности учащихся.

Записи по итогам проверки заносятся на страницу «Кантроль за вядзеннем класнага журнала». Например:

Чысло і месяц Заўвагі і прапановы правяраючых Адзнака аб выкананні
04.09

Проверка правильности оформления классного журнала на начало учебного года:

  1. Не заполнена схема рассадки учащихся (стр.156–157);
  2. Отсутствуют сведения (частично) о месте работы родителей (стр. 132–139)

Ознакомлен
Дата. Подпись
Ф.И.О. учителя

Выполнено
Дата. Подпись
Ф.И.О. заместителя директора по учебной (учебно-воспитательной) работе

22.09 Проверка заполнения схемы рассадки учащихся за партами на I полугодие 2008/09 уч. г. Замечаний нет Ознакомлен
Дата. Подпись
Ф.И.О. учителя

Оценка результатов учебной деятельности учащихся

1. Учитель обязан систематически осуществлять контроль и оценку результатов учебной деятельности учащихся, выставлять отметки в соответствии с утверждёнными нормами по 10-балльной системе.

2. В I–II классах учитель осуществляет только качественную словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся. Отметки в баллах не выставляются.

3. Текущие отметки учащихся выставляются в классный журнал в день проведения урока. Точки и записи карандашом не допустимы.

4. Отметки за письменные работы выставляются в графе того дня, когда проводилась работа.

5. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем, отметки выставляются в классный журнал всем учащимся.

Отметка за выполнение обучающей письменной работы выставляется по усмотрению учителя и должна носить стимулирующий характер в соответствии с п. 65 Инструкции*.

Самостоятельные, проверочные и тестовые работы учащихся оцениваются, отметки в классный журнал могут выставляться по усмотрению учителя.

6. Отметки за каждую учебную четверть выставляются учителем после записи даты последнего урока без пропуска клеток, дата первого урока следующей четверти также записывается без пропуска клеток в соответствии с п. 58 Инструкции*.

7. Четвертные и годовые отметки классный руководитель с предметной страницы переносит на страницу «Зводная ведамасць уліку паспяховасці і паводзін вучняў».

8. Поведение учащегося оценивается с I класса как примерное, удовлетворительное и неудовлетворительное в соответствии с п. 20 Правил проведения аттестации учащихся общеобразовательных учреждений, утверждённых постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.12.2006 № 108 (с дополнениями и изменениями 2008 года). Соответствующая оценка поведения за четверть, год заносится в классный журнал на страницу «Зводная ведамасць улiку паспяховасцi i паводзiн вучняў».

9. При выставлении ошибочной отметки исправление проводится следующим образом. Неправильно выставленная отметка зачёркивается, рядом выставляется правильная отметка, внизу страницы делается запись: «Отметка ученику (указать фамилию) исправлена с (указать отметку, например: «6») на (указать отметку, например «7»)». Дальше ставится подпись учителя и дата в соответствии с п. 66 Инструкции.

Оформление перевода учащихся в следующий класс

1. На странице «Зводная ведамасць уліку паспяховасці і паводзін вучняў» указывается дата проведения и номер протокола заседания педагогического совета, принимавшего решение о переводе учащихся в следующий класс или получении учебного задания на лето.

Например:

Рашэнне педсавета (дата і нумар)
от «______» мая 20___ года
протокол №
переведен(а) в четвёртый класс
получил учебное задание на лето по русскому языку)

Оформление страниц по учебным предметам
Введение в школьную жизнь

1. Для учебного предмета «Введение в школьную жизнь» в I классе отводятся первые страницы классного журнала.

2. Каждый урок одного учебного дня оформляется отдельно. Количество записей должно соответствовать нагрузке учителя и расписанию.

3. Темы уроков определяются учебной программой «Введение в школьную жизнь». На протяжении 20 учебных дней учитель проводит с детьми по 3 урока в соответствии с учебной программой «Введение в школьную жизнь» (всего 60 ч).

4. Образец оформления записей в классном журнале:

сентябрь
№ п/п 1 1 1 ... Чысло і месяц Што пройдзена на ўроку Дамашняе заданне Заўвагі настаўніка
1 01.09 Знакомство
2 01.09 Моделирование схемы класса
... 01.09 Введение понятия «режим дня»

Русский язык.
Беларуская мова

1. В I классе при проведении отдельных уроков чтения и письма в период обучения грамоте страницы разделяются. Например:

  • русский язык (обучение письму)
  • русский язык (обучение чтению)

При комбинированном проведении уроков обучения грамоте в классном журнале название учебного предмета записывается следующим образом:

  • русский язык (обучение грамоте)
  • беларуская мова (навучанне грамаце)

2. В графе «Што пройдзена на ўроку» учитель записывает название раздела (один раз) и тему урока. Например:

  • Раздел «Части речи». Общее представление о частях речи

3. Темы уроков повторения и обобщения записываются с указанием конкретной темы или раздела, по которым данная работа проводилась. Например:

  • Повторение. Звуки и буквы
  • Обобщение изученного материала по теме «Имя существительное»

4. При проведении контрольного словарного диктанта после записи темы урока делается соответствующая запись. Например:

  • Роль суффиксов в слове. Контрольный словарный диктант

5. При проведении диктантов, контрольных работ указывается учебная тема. Например:

  • Контрольный диктант по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»
  • Контрольная работа по теме «Текст. Предложение»
  • Контрольный диктант с грамматическим заданием

6. При написании изложения, сочинения указывается вид работы в соответствии с учебной программой. Например:

  • Сочинение-повествование с элементами описания «Зимнее утро»
  • Сочинение по коллективно составленному плану «Наш класс»
  • Изложение по вопросному плану «Случай в лесу»
  • Изложение по самостоятельно составленному плану «Помощники»

7. При проведении проверочных работ в классном журнале делается соответствующая запись. Например:

  • Способы проверки безударных гласных. Проверочная работа по теме «Безударные гласные в корне слова»

Отметки за данный вид работы выставляются в классный журнал по усмотрению учителя.

8. За обучающие сочинения и изложения по учебным предметам «Беларуская мова», «Русский язык» в III–IV классах выставляются две отметки (за содержание / за грамотность) через косую черту в одну графу с указанием даты проведения работы. Например: 9/7

Отметки за сочинения и изложения выставляются в классный журнал по усмотрению учителя.

9. За контрольный диктант с грамматическим заданием выставляются две отметки (за диктант / за грамматическое задание) через косую черту в одну графу с указанием даты проведения работы. Например: 8/10

10. После каждой контрольной работы или контрольного диктанта, обучающих сочинений и изложений проводится работа над ошибками. В классном журнале делается соответствующая запись. Например:

  • Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

Если работа классом над ошибками занимала часть урока, это фиксируется в классном журнале записью учебной темы, по которой проводилась последующая работа. Например:

  • Работа над ошибками. Изменение прилагательных по числам и родам

Отметки за работу над ошибками учитель может выставить в классный журнал по своему усмотрению в зависимости от степени самостоятельности выполнения данной работы учащимся и её объёма.

11. Учитель имеет право выставлять в классный журнал отметки, полученные учащимися за наиболее значимые классные и домашние работы.

Литературное чтение.
Літаратурнае чытанне

1. В графе «Што пройдзена на ўроку» учитель записывает название раздела (один раз) и тему урока. Например:

  • Раздел «Страна детства». Я. Аким «Моя родня»

2. При записи темы урока указывается автор, название произведения. Например:

  • А. Барто «Я расту!»

3. Тема внеклассного чтения записывается обязательно в соответствии с учебной программой. Например:

  • Внеклассное чтение. Рассказы о детях

Домашнее задание даётся по теме следующего урока внеклассного чтения.

4. В I классе в период обучения грамоте, когда внеклассное чтение занимает вторую часть урока, в классный журнал записывается тема урока и тема внеклассного чтения. Например:

  • Согласные звуки [с], [с`] и буква С.
  • Вн. чтение. Стихи А. Л. Барто

5. Отметки за проверку навыка чтения выставляются в одну колонку классного журнала с указанием даты.

В графе «Тэма ўрока» делается соответствующая запись. Например:

  • Проверка навыка чтения по тексту … (указывается автор и название произведения, если таковые имеются)

Математика

1. В графе «Што пройдзена на ўроку» учитель записывает название раздела (один раз) и тему урока. Например:

  • Раздел «Повторение за I класс». Нумерация однозначных чисел

3. При проведении контрольных работ по математике в классный журнал записывается тема, по которой осуществляется контроль. Например:

  • Контрольная работа по теме «Табличное сложение и соответствующие случаи вычитания»

4. При проведении самостоятельных работ, проверочных работ, математических диктантов, контрольного устного счёта делается соответствующая запись в классном журнале после темы урока. Например:

  • Сложение и вычитание круглых чисел. Самостоятельная работа
  • Проверочная работа по теме «Нумерация многозначных чисел»

5. При проведении работы по закреплению, обобщению учебного материала производится запись с указанием конкретной темы урока. Например:

  • Закрепление знаний по теме «Умножение и деление»
  • Обобщение по теме «Табличное умножение»

6. Отметки за самостоятельные, проверочные работы в классный журнал выставляются по усмотрению учителя.

Человек и мир

1. В графе «Што пройдзена на ўроку» указывается название раздела (один раз) и тема каждого урока. Последующие записи содержания уроков производятся без указания разделов. Например:

  • Раздел «Введение». Наша Родина — Беларусь

2. В IV классе при изучении содержательного блока «Мая Радзіма — Беларусь» темы уроков и домашнее задание записываются на белорусском языке в соответствии с учебной программой.

3. При проведении экскурсий указывается их тема. Например:

  • Экскурсия в парк «Золотая осень в природе»

4. При проведении практической работы в классном журнале делается соответствующая запись. Например:

  • Растения как часть живой природы. Практ. работа «Части растений (рассматривание комнатных растений, гербарных образцов)»

Иностранный язык

1. Страницы классного журнала, отведенные на учебный предмет «Иностранный язык», заполняются на том языке, на котором осуществляется обучение и воспитание в общеобразовательном учреждении в соответствии с п. 48 Инструкции*.

2. На иностранном языке можно записывать языковой материал, который прописан в учебных программах.

3. При заполнении графы «Што пройдзена на ўроку» записывается конкретное название устной темы в соответствии с учебной программой и календарно-тематическим планированием. В рамках конкретной устной темы поэтапно обозначается деятельность учащихся по изучению языковых аспектов (лексика, грамматика, фонетика) и овладению видами речевой деятельности (говорение, чтение, восприятие речи на слух, письмо / письменная речь) в соответствии с п. 54 Инструкции*.

Например:

  • Домашние животные. Говорение
  • Школа. Восприятие речи вслух
  • Семья. Письмо
  • Любимая книга. Чтение
  • Употребление глаголов to be и to have в Present Simple
4. Контрольные работы по учебному предмету «Иностранный язык» проводятся во II полугодии IV класса (2 работы). В классном журнале делается соответствующая запись в соответствии с п. 54 Инструкции*. Например:

  • Контроль говорения
  • Контроль понимания прочитанного
  • Контроль восприятия и понимания речи на слух
  • Контроль владения активной лексикой и грамматикой

Вид контроля определяется учителем.

5. В графе «Дамашняе заданне» записываются номера упражнений и страниц, характер задания (читать, переводить, рассказывать, написать письмо, ответить на вопросы, придумать рассказ, выучить слова, повторить тему и т.д.).

* Здесь и далее — ссылка на Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 13.08.2008 № 65 «Інструкцыя аб парадку фарміравання культуры вуснай і пісьмовай мовы ў агульнаадукацыйных установах Рэспублікі Беларусь».

** Здесь и далее — ссылка на СанПиН 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений» с изменениями и дополнениями 2008 г.