Почему дети разные? Часть 2
Искусство воспитания — это умение подлаживаться под шаг ребёнка, под ту скорость движения (развития), которая комфортна именно для него.
Заряна и Нина Некрасовы.
! Специальные приёмы работы с инертными и подвижными учениками
При работе с инертными учениками учителю необходимо:
- 1) не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;
- 2) постепенно предлагать разные задания, не торопить с их выполнением, поскольку они не могут активно работать с разнообразными заданиями, а некоторые вообще отказываются выполнять их;
- 3) не торопить с изменением неудачных формулировок при устных ответах; инертным ученикам необходимо время на обдумывание, поскольку они чаще следуют принятым стандартам в ответах, домашним заготовкам, избегают импровизаций;
- 4) не спрашивать в начале урока, поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущих ситуаций (например, от дел, которыми они были заняты на перемене);
- 5) избегать ситуаций, когда от инертного нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; необходимо предоставить ему время на обдумывание и подготовку;
- 6) в момент выполнения заданий не надо отвлекать такого ученика, переключать его внимание на что-либо другое;
- 7) не следует заставлять инертного отвечать новый, только что пройденный материал, лучше отложить его опрос до следующего раза, дав возможность позаниматься дома.
Поскольку определённые трудности в учебной деятельности у подвижных детей обусловлены быстрым угасанием активности, утратой интереса к выполняемой деятельности (особенно если она однообразна), частым отвлечением от работы, они в большей степени, чем инертные, нуждаются в постоянном руководстве и контроле со стороны учителя. Полезно специально тренировать учащихся с подвижной нервной системой быть сдержанными, приучать перед началом работы выслушивать до конца указания учителя.
Нередко подвижные дети, особенно младшего возраста, будучи предоставленными сами себе, никак не могут собраться и приняться за работу (как дома, так и в классе). Как помочь таким детям включиться в работу? Одним из действенных способов может быть такой: на первых порах ребёнку сокращают объём работы. Например, как рекомендует психолог Л. С. Славина, учитель предлагает первокласснику написать вместо 3–4 строчек только полстрочки или прочесть не весь материал, а только незначительную его часть. Ребёнок, не желавший приниматься за работу, когда надо было выполнить всё задание, охотно начинал писать или читать. После того как намеченная часть выполнялась и учитель оценивал работу, он либо предлагал ученику следующую часть задания, либо ограничивался сделанным. Это зависело от отношения ребёнка к работе. Иногда дети сами предлагали продолжить работу, но если ребёнок не хотел этого, то учитель не настаивал. Постепенно увеличивая объём работы, он через некоторое время (через несколько дней, неделю) приучал ребёнка выполнять всё задание.
Как уже говорилось, самую большую трудность учащиеся с подвижной нервной системой испытывают при однообразной, монотонной работе. Если учитель не предпримет каких-либо специальных мер, то такие дети начинают отвлекаться или перестают работать. Ребёнок начинает разговаривать с соседями, задавать вопросы им и учителю, заглядывать в чужие тетради и т.д. Естественно, это не способствует повышению эффективности учебной деятельности, однако улучшает их психическое состояние, настроение. Учитель должен направлять учащихся на поиск иных форм оживления деятельности, например на анализ других путей выполнения задания, иных способов решения задачи, отличных от обычно используемых. Разнообразное содержание заданий, частые переходы от одного вида к другому — вот те ситуации, которые наиболее благоприятны для учащихся с подвижной нервной системой.
Итак, мы познакомились с тем, как проявляются некоторые природные динамические особенности в учебной деятельности, с какими трудностями сталкиваются представители противоположных полюсов основных свойств нервной системы и как данные трудности учитель может сгладить, используя эти знания при организации индивидуального подхода. Однако многочисленную группу составляют школьники, чьи природные динамические особенности не вступают в резкие противоречия с требованиями учебной деятельности. Приспособление к учебным ситуациям у них происходит относительно гладко. Это связано с тем, что при промежуточной выраженности свойств нервной системы возможны их разнообразные психологические проявления, определяемые внешними условиями.
Список использованных источников
- Гуревич, К. М. Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды / К. М. Гуревич. — СПб. : Питер, 2008. — 336 с. — С. 65–78.
- Лейтес, Н. С. Опыт психологической характеристики темпераментов / Н. С. Лейтес // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. — М., 1956.
- Кольцова, М. М. Медлительные дети / М. М. Кольцова [электронный ресурс]. — Режим доступа: magazine.mospsy.ru/nomer9/s06.shtml. — Дата доступа: 21.04.2008.
Пожалуйста зарегистрируйтесь