В школах Украины могут сократить русскую литературу

Фото: intellect-school.kiev.ua

Министерство образования Украины готовится к пересмотру содержания школьного курса мировой литературы за счет уменьшения количества произведений русских писателей. 

Пока решили вернуть название предмета «Зарубежная литература» (в 2010 году предмет был переименован в «Мировую литературу»), а над списком авторов и произведений еще подумать.

По словам заместителя министра образования Максима Стриха, предыдущее руководство переформатировало курс литературы таким образом, что 60–75% его занимает изучение русских писателей. Впрочем, педагоги уверяют: цифры преувеличены.

«Курс литературы нужно пересмотреть, — считает экс-министр образования и член Коллегии МОН Василий Кремень. — Причем это касается не только русских писателей. Некоторые украинские живые классики пытаются лоббировать свои произведения, а это недопустимо. В целом, я считаю, что изучаться должны только писатели первого эшелона да и то, если 60% всего курса занимают русские писатели, — это неправильно. Есть же еще европейская, американская литература». Другой член Коллегии, директор Ассоциации руководителей школ Киева Юрий Шукевич приводит примеры. «Есть писатели, признанные во всем мире, — Толстой, Достоевский. Творчество других писателей, например, Шолохова или Булгакова, стоит проанализировать с точки зрения патриотизма и национальной идеи и понять, какие произведения неуместно изучать».

Руководитель авторского коллектива по созданию новой программы по мировой литературе Ольга Николенко не согласна с позицией Коллегии МОН: «Цифра, которая там называлась (60–75%), сильно преувеличена. На самом деле, русская литература — это 10–13% курса. Например, в пятом классе дети проходят только двух русских авторов — Пушкина и Цветаеву. Думаю, что Цветаеву могут убрать из обязательной литературы и отправить в список рекомендованной. В шестом классе — тоже два условно русских автора — Гоголь и Короленко. Но их вряд ли уберут, потому что оба они связаны с Украиной», — рассуждает Николенко. Экс-директор департамента общего среднего и дошкольного образования МОН Олег Ересько уверен: детям нужны только классики, такие как Пушкин. «Во всем мире курс литературы изучается только в высшей школе и только в постсоветских странах — в средней. Учитель должен выбирать: например, из четырех зарубежных писателей выбрать одного для класса. Кого именно он выберет — зависит от детей, а не от принадлежности писателя к какой-то стране», — говорит Ересько.

Мнения учителей по поводу возможного нововведения разделились. Учительница из Днепропетровска Наталья Стаховская предлагает из программы 10-го класса исключить Некрасова. «Вместо него можно изучать, например, «Мадам Бовари» Флобера или «Над пропастью во ржи» Селлинджера — это хотя бы близко и понятно подросткам. В 11-м классе можно переместить в раздел факультативного чтения стихи Блока, а вместо них изучать новеллы Цвейга». Ее коллегу из Киева все устраивает и в программе. «Каждая новая власть спекулирует на вопросах языка и литературы. Но дети не должны зависеть от политики», — считает учительница литературы Лариса Демьянченко.

http://vesti-ukr.com

 
Написать комментарий  ↓