IQ подростков может меняться

В университетском колледже Лондона провели исследование на тему того, как изменяется IQ подростков и молодежи в возрасте от 12 до 20 лет. Как оказалось, в это время у некоторых подростков значительно повышаются интеллектуальные способности, — делится результатами BBC со ссылкой на журнал Nature.

Ученые провели комплексное сравнительное тестирование небольшой группы тинейджеров из 33 человек (19 юношей и 14 девушек). Исследования одной и той же группы проводились дважды — в 2004-м и 2008 годах. В первой серии тестов возраст подростков составлял 12–16 лет, а во второй соответственно 16–20. В обеих сериях помимо тестирования на IQ британские нейробиологи делали сканирование активности различных участков мозга при помощи магнитно-резонансной томографии.

Сначала ребят тестировали на уровень интеллекта в 14 лет. При этом у них снимали показания электрической активности различных областей мозга. Второй раз аналогичную процедуру провели через четыре года. Выяснилось, что за это время 39% тинейджеров значительно повысили свой вербальный IQ, а у 21% улучшилось пространственное воображение. У некоторых ребят показатели поднялись более чем на 20 пунктов (средний уровень коэффициента интеллекта условно приравнивается к 100 баллам).

Сравнительные томограммы довольно четко зафиксировали динамику изменений плотности серого вещества в некоторых участках мозга, соответствующих определенным изменениям IQ. Так, у подростков, резко поднявших уровень вербального IQ, зафиксирована повышенная плотность вещества в регионе, активируемом речью (схожая картина, только со знаком минус, обнаружилась и у «поглупевших» тинейджеров). В то же время у тех, кто увеличил невербальные показатели, эта плотность увеличилась в зоне мозга, отвечающей за регуляцию моторики, в частности двигательной активности рук.

Этим британские исследователи поставили под сомнение традиционную точку зрения, согласно которой интеллектуальные способности человека ceteris paribus (то есть при отсутствии каких-либо травматических повреждений и т. п.) сохраняются на достаточно стабильном уровне с раннего детства и до глубокой старости.

Один из выводов ученых гласит, что не стоит слишком рано ставить крест на интеллектуальных способностях подростка, если он не успел рано проявить себя в чём-либо. Возможно, ему просто необходимо время для созревания этих способностей.

Другой вариант объяснения «феномена британских подростков» сводится к тому, что динамика уровня IQ отчасти зависит от интенсивности общей ментальной активности: то есть у склонных к повышенной любознательности людей он может со временем повышаться, а у ленивых умом — постепенно падать.


По материалам http://www.medikforum.ru, http://www.pravmir.ru

 
Написать комментарий  ↓