Республиканский конкурс методических разработок
Номинация «Вместе с родителями»
(разработка родительского собрания)
Почему дети обманывают?
Родительское собрание в IV классе
Цель: изучение и обобщение материала по проблеме детской лжи, содействие развитию у родителей интереса к совместному общению и обсуждению проблем воспитания детей.
Оборудование: мультимедийная презентация; пословицы (на доске, плакатах): «Кто правдой живёт, тот добро наживёт», «В лукавом правды не сыщешь», «Правда в огне не горит и в воде не тонет».
1. Вступительное слово учителя.
— Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был счастлив. Пословица гласит: «Где правда — там и счастье» (слайд 1). Народная мудрость утверждает, что ложь не может быть основой счастья. Сегодня мы собрались, чтобы вместе ответить на главный вопрос нашего собрания: «Почему дети обманывают?»
Ложь — феномен общения, состоящий в искажении действительного положения вещей; чаще всего выражается в содержании речевых сообщений, немедленная проверка, которых затруднительна или невозможна (слайд 2). Проведём небольшое анкетирование: отвечайте на вопросы, поднимая руку.
2. Анкетирование.
1. Приходилось ли Вам «ловить» своего ребёнка на том, что он говорит неправду?
- а) да;
- б) нет;
- в) неоднократно;
- г) часто;
- д) систематически.
2. Признавался ли Ваш сын (дочь) во лжи?
- а) да;
- б) нет;
- в) по-разному.
3. Случалось ли Вам лукавить, обманывать по мелочам Вашего ребёнка?
- а) да;
- б) нет;
- в) затрудняюсь ответить.
— Все родители встречаются с этой проблемой. Как вы замечали, что ваш ребёнок говорит неправду?
— Ваши ответы свидетельствуют о том, что вы очень наблюдательные.
3. Сообщение учителя о признаках лжи.
— Умение определять, когда ребёнок лжёт, необходимо для того, чтобы выяснить, не нарушил ли ребёнок нормы приличия, обещание, запреты и принять своевременные меры.
Психологи утверждают, что до 7 лет малыши часто путают, что происходит на самом деле, а что — понарошку. Воображение — одно из ценных качеств личности, его надо не разрушать, а направлять в нужное русло. Однако к 10–12 годам взгляды ребёнка на правду и ложь коренным образом меняются. Например, в ходе одного исследования детям 5–11 лет был задан вопрос: «Лгать можно?» Из 5-летних детей 90 % ответили: «Нельзя никогда и ни за что». А вот когда тот же вопрос был задан 11-летним, 90 % ответили: «Да, иногда солгать можно». Разница, разумеется, в том, что к 11 годам ребёнок знает: ложь бывает разная. Например, можно увиливать и скрывать правду, но бывает и невинная ложь, и такая ложь «не считается» — например, если говоришь подруге, что тебе нравится её новая причёска, даже если на деле это не так.
Так как же узнать, обманывает ребёнок или нет? Учёные выделяют невербальные знаки лжи (слайд 3).
Классический признак — человек избегает зрительного контакта, т. е. не смотрит в глаза вообще или старается отвести взгляд. Однако если собеседник, наоборот, слишком старательно поддерживает зрительный контакт (смотрит не отрываясь), это тоже означает: что-то не так.
Человек, который лжёт, как правило, совершает меньше движений и меньше жестикулирует, чем обычно, или же, наоборот, чаще обычного дотрагивается до лица и рта. Движения лгущего кажутся скованными и неестественными.
Вспомните один из случаев, когда вы смотрели на ребёнка и не могли понять: врёт он или говорит правду. Какими были его жесты, мимика, речь?
4. Обсуждение причин детской лжи.
— Давайте обсудим причины детских обманов. Объединитесь в пары, тройки, группы, подумайте и приведите примеры ситуаций из жизни своих детей.
Ответы родителей с опорой на слайд 4.
— Давайте сравним ваше мнение с мнением психологов (слайд 5). Психологи утверждают, что причинами детской лжи могут быть:
- попытка избежать наказания;
- стремление привлечь к себе внимание;
- наличие проблем;
- защита от стрессовых ситуаций;
- дурной пример окружающих — как детей, так и взрослых.
— Так как же бороться с этим злом? Что делать, чтобы наши дети не врали? Как вы поступаете дома, если узнаёте, что ребёнок вас обманул?
— А вот несколько советов, которые помогут нам справиться с детской ложью (слайды 6, 7).
1. Если ребёнок соврал, разберите ситуацию и найдите способ выйти из неё без вранья.
2. Не называйте ребёнка вруном и обманщиком, особенно при свидетелях. Детям легче следовать навешанным на них взрослыми ярлыкам, чем поступать так, как требуют от них окружающие.
3. Мы, взрослые, очень часто обманываем наших детей для того, чтобы избежать скандала. Поэтому постарайтесь при ребёнке не прибегать к обману, даже если он кажется вам невинным.
4. Никогда не вступайте в заговор с ребёнком с целью кого-то обмануть. Например: «Ничего страшного не случится, если ты пропустишь недельку в школе».
5. Если вы случайно услышали, что ваш ребёнок лжёт, чтобы выставить себя в лучшем свете перед друзьями, — не кидайтесь его тут же разоблачать. Подождите подходящий момент и объясните, почему его ложь выглядит смешно. Ваш ребёнок обладает многими достоинствами, которые заслуживают восхищения.
6. Не устраивайте допросов, «выбивая» из ребёнка правду, не ругайте его за безобидную ложь. Агрессивная реакция на его враньё лишь усугубляет его желание дальше говорить неправду и изворачиваться.
7. Снижение самооценки, чувство никчёмности не излечивает от вранья, зато формирует комплекс неудачника. Если заметили, что ваш малыш солгал, тут же скажите ему: «Ты мне что, совсем не доверяешь? Боишься меня?» Объясните сложившуюся ситуацию ребёнку, расскажите, что вы сейчас чувствуете, что вам обидно из-за его недоверия, что всегда и во всём он может вам доверять и надеяться на вашу помощь, умение всегда справедливо разобраться в ситуации.
8. Не следует «запоминать» ложь. Помните историю про мальчика, который постоянно кричал: «Пожар! Пожар!» Все привыкли к его «шутке», и когда случился настоящий пожар, ему никто не поверил и дом сгорел. Эта история производит впечатление на всех без исключения детей.
— Воспитывайте в ребёнке любовь к истине. И чем больше вы знаете о причинах его вранья, тем больше шансов выполнить эту задачу. Объясняйте ребёнку, что во многих случаях ложь совершенно не нужна и поощряйте его за правду.
Помните! Ребёнок честен с вами только тогда, когда (слайд 8):
- доверяет вам;
- не боится гнева или осуждения;
- уверен: что бы ни случилось, его не унизят как личность;
- знает, что обсуждать будут не его, а поступок, который надо исправить;
- уверен в вашей помощи, поддержке, когда ему плохо;
- твёрдо знает: даже если накажут, то разумно и справедливо.
5. Подведение итогов родительского собрания.
— Приучить ребёнка к правде — вполне посильная задача. Во многих семьях это решают без всякого вмешательства детского психолога. Но если вы чувствуете, что правда и ваш ребёнок — это антонимы, обращайтесь за помощью к специалисту.
Согласитесь: решить проблему гораздо проще, пока она ещё невелика. Пусть ваш ребёнок привыкнет к мысли, что честность — самый достойный способ поведения. Тогда в старшем возрасте он будет гордиться своим воспитанием и передаст любовь к правде своим детям.
Наши дети — это повторение нас самих. И никогда нельзя забывать — от того, насколько честны и искренни мы сами, настолько ребёнок будет правдив с нами. Если вы будете это помнить, то вам никогда не придётся ломать голову над тем, как отучать ребёнка врать.
Надеюсь, что совместными усилиями мы сделаем наших детей добрее, честнее и порядочнее (слайд 9).
Список использованной литературы
- Баулина, М. Ложь или фантазия? / М. Баулина // Здоровье школьника. — 2008. — № 11. — С. 74–75.
- Селиванов, Ф. А. Ошибки. Заблуждения. Поведение / Ф. А. Селиванов. — Томск : Изд.-во Том. ун-та, 1987.
- Фрай, О. Ложь: три способа выявления / О. Фрай. — СПб. : Прайм-Еврознак, 2006.
- Экман П. Почему дети лгут? : хрестоматия «Подросток и семья»/ под. ред. Д. Я. Райгородского. — Самара, 2002.
Пожалуйста зарегистрируйтесь