Ярмак А. В. Приставка как часть слова. Алгоритм нахождения приставки. Русский язык. III класс. № 11 2018

Скачать материал

Приставка как часть слова.

Алгоритм нахождения приставки

Русский язык. III класс

Взаимосвязь со знаниями, полученными ранее: ученики знают и умеют находить в слове окончание, корень, суффикс.

Цель урока: учащиеся смогут рассказать, что такое приставка, какова её словообразующая роль, научатся по заданному алгоритму находить и выделять приставки в словах и образовывать новые слова.

Цель урока на языке учеников и НаШтоБуЗУ:

  • 1) буду знать, какая часть слова называется приставкой;
  • 2) по алгоритму найду приставку в слове и правильно обозначу её;
  • 3) смогу придумать и записать не менее пяти слов с разными приставками.

Методы и приёмы достижения цели: беседа; дидактическая игра «Профессии»; наблюдение за местом приставки в слове; разбор слов по составу с помощью гексов.

Ключевой вопрос для учеников. Учитель показывает учащимся знак обозначения приставки (из проволоки) в различных положениях: «Что у меня в руках, для чего это нужно? Как и почему может изменяться?»

Image

Материалы и дидактические пособия: карточки красного, зелёного, жёлтого и белого цвета размером 16 × 12 (для каждого ученика); палочки с фамилиями учащихся класса; звёзды из бумаги с написанными профессиями; лист со словом перевозчик для каждой группы; гексы, маркеры на водной основе; знак «запрет поднятой руки»; песочные часы на 1 минуту; коробочки со схематическими обозначениями приставки, сделанными из проволоки; телевизор, видео: физкультминутка, взлёт ракеты, приземление ракеты.

Перед началом урока учитель готовит класс: расставляет парты для рассадки по группам (4–5 человек), крылья доски закрыты, на них размещены звёздочки разных цветов (цветов должно быть столько, сколько групп в классе, количество звёзд равно количеству учащихся). После звонка ребята заходят в класс и становятся возле доски.

1. Организационный этап.

С неба звёздочка упала,

В гости к детям забежала,

Остальные вслед за ней:

«Не забудь своих друзей!»

В нашем классе звёздный сад!

О чём нам звёзды говорят?

— Как вы думаете, ребята, о чём нам сегодня расскажут эти звёздочки?

— Эти звёзды раскроют нам много интересных тайн, окунут нас в мир космоса и помогут добиться поставленных на урок целей. Предлагаю каждому выбрать одну понравившуюся звёздочку, и пусть останется пока тайной то, что написано на ней с обратной стороны. (Дети снимают с доски звёзды.)

— Чтобы отправиться в космическое путешествие, нужно собраться в экипажи: сесть в ракеты (за столы) соответственно цвету выбранных звёзд.

— Экипажи готовы? Тогда в путь. Возьмитесь за руки. Начинаем обратный отсчёт.

Демонстрируется видео взлёта ракеты.

— Космическое путешествие начинается.

2. Актуализация знаний, целеполагание.

— Ещё недавно мечта о полётах в космос была неосуществима, а сегодня уже в космос летают туристы. Их так и называют «космические туристы».

Люди стали не просто смотреть на звёздное небо, а изучать его. Как называется профессия, представитель которой изучает звёзды? (Астроном.) А кто предсказывает будущее по звёздам? (Астролог.)

— На обратной стороне звёздочки у кого-то из вас написано пожелание на урок, а кто-то вытянул астрологическое предсказание своей будущей профессии. У кого на звёздочке написана профессия? Ваши звёздочки пригодятся вам для игры.

Дидактическая игра «Профессии». Учащиеся должны прочитать название профессии, выделить в ней корень и, если есть, суффикс. Класс сигнализирует с помощью карточек, правильно или нет определены части слова. (На звёздочках профессии: сапожник, танцор, вокалист, плотник, врач, лётчик.)

— Конечно же, это шуточный прогноз, но кто знает, а вдруг у кого-то это предсказание сбудется.

— Мы с вами повторили изученный ранее материал. Ещё раз проговорим:

  • Что такое корень?
  • Что такое суффикс?

— Теперь обратите внимание на лист со словом. Там тоже название профессии — перевозчик. Обсудите и выскажите мнение, что обозначает это слово. (Обсуждение в группе 30 сек., высказывание участников групп по желанию.)

— Попробуйте разобрать это слово по составу в своих экипажах. На это даётся 1 минута. Время пошло (песочные часы, 1 мин). (За время обсуждения экипажей учитель проверяет выполнение домашнего задания в тетради у одного учащегося из каждой группы.)

— Прошу представителя от каждого экипажа выйти к космическому табло (доска) и прикрепить свои варианты разбора.

— Какие затруднения возникли при выполнении задания?

Дети говорят о том, что не знают, что такое пере-.

— Давайте предположим, как называется эта часть слова. Что сделали с частью пере- относительно корня? (Добавили, соединили, приставили.) Учитель открывает доску, дети читают тему урока, цель-критерии и записывают их схематично на листах (один на экипаж).

— Чему должны научиться понятно? Ещё раз проговорите друг другу цель в парах и... вперёд к поставленной цели!

— На пути первая преграда — ключевой вопрос! Откройте бортовые коробочки и найдите там предмет (в коробочках лежат сделанные из проволоки схематические обозначения приставки).

— Что это? И для чего нужно? Как и почему это может изменяться? На обсуждение даю одну минуту. (Запуск песочных часов; версии каждого экипажа учитель выслушивает, но никак не комментирует.)

— К концу нашего путешествия мы посмотрим, кто был ближе всего в своих предположениях к правильному ответу.

3. Проверка домашнего задания.

— Дома вы разгадывали загадку и определяли в выделенных словах корень и суффикс. (с. 108, упр. 172). В своих экипажах проверьте выполнение задания, сверившись с эталоном тетрадей экспертов (проверенные учителем тетради). Если всё у всех правильно, возьмитесь за руки и поднимите их вверх. Если у кого-то есть ошибки, помогите исправить. На проверку даётся одна минута (песочные часы).

— Вижу, что все экипажи справились с заданием, а это значит, мы можем двигаться дальше.

4. Чистописание.

— Пора заполнять бортовой журнал. Открываем свои тетради, записываем дату полёта, а вместо слов «Классная работа», запишем «Космическая работа».

— Отгадайте загадку:

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите, это? (Космонавт.)

— Каждый космонавт должен уметь красиво и грамотно вести записи в бортовом журнале, чтобы на Земле его могли прочитать. Записываем:

первая строка сочетание: автавтавт;

вторая строка сочетание: монмонмон;

третья строка: космонавт, космос, космическая станция.

5. Словарная работа.

— Перед нашим полётом вы должны были дома выполнить ещё одно задание: найти в толковых словарях объяснение слова космонавт. Сверьте: одинаковые ли у вас получились определения слова? Сколько значений слова нашли в 1-й группе? 2-й? Сейчас мы послушаем, что обозначают данные слова. Каждый экипаж выбирает одно из определений и зачитывает, при этом следующий выступающий старается не повторяться.

— Особое внимание прошу обратить на написание слова космонавт.

— Слово для написания очень сложное и, чтобы лучше запомнить опасные места, предлагаю такие ассоциации (записываем в словари): кОсмОнаВт — летит в кОсмос, смОтрит в иллюминатор, Висит, так как невесомость.

— Ребята, мы приближаемся к неизвестной планете. Как вы думаете, на ней есть жизнь? Может, здесь живут инопланетяне? Внимание на экран.

Физкультминутка.

Демонстрируется видео.

— Пора попрощаться с инопланетянином Ирсиком. Наш полёт продолжается. Открываем космический навигатор — учебник — на с. 109.

6. Этап усвоения новых знаний.

Работа с учебником. Упр. 173.

— Чей портрет мы видим на с. 109? Что вы знаете про Юрия Гагарина?

— В группах прочитайте текст упр. 173, выпишите в бортовые журналы выделенные слова и обозначьте в них корень.

Учащиеся выписывают слова полетел, облетел, прилетел, выделяют в них корень. На выполнение задания — 3 минуты (песочные часы).

— Какой корень во всех этих словах? Ответьте хором. (-лет-.)

— Чем отличаются слова?

— Что мы делали с частями по-, об-, при-?

— Можем ли ответить на ключевой вопрос урока? (Попытка ответить на ключевой вопрос.)

— Придумайте свои слова с корнем -лет-.

— Мы с вами добавляли, присоединяли, приставляли часть слова, которая называется «приставка».

— Найдите на своих столах таблицу, в которой вам нужно, совещаясь в экипажах, выбрать правильный ответ. (На выполнение задания даётся 2 минуты, песочные часы.)

Приставка — это что?

а) часть предложения

б) часть слова

в) часть словосочетания

Где она стоит?

а) в середине слова перед суффиксом

б) в начале слова перед корнем

в) в конце слова после корня

Для чего служит?

а) для связи слов в предложении

б) для образования новых слов

— Вывешиваем на космическое табло свои таблицы. (Учитель проверяет правильность выполнения задания.)

— Кто из членов экипажей может сам сформулировать правило: «Что такое приставка?»

— Каким значком обозначается приставка в слове?

— Давайте перевернём страницу нашего космического навигатора и сверим результаты нашей командной работы с правилом, записанным в учебнике.

— Можем ли мы дать ответ на ключевой вопрос нашего урока (или на его часть)? Что это за предмет в коробочке? (Значок для выделения приставки.)

Первичное обобщение.

— Экипажи, узнали мы, что такое приставка?

— Можем об этом рассказать своим знакомымземляням? Проговорите правило в парах.

— Часть поставленной цели достигли?

— Отметьте, какой из критериев (НаШтоБуЗУ) уже выполнен. (Дети ставят плюс напротив 1-го критерия.)

— Впереди ещё много интересного. Продолжим наше путешествие?

Отработка навыка образования новых слов с помощью приставок.

— На пути нас ждёт метеоритный дождь. Во время него никто не сможет обсуждать в экипажах никаких вопросов. Отвечать будет только тот, чья фамилия написана на палочке. На космическое табло вывешиваются карточки с разными приставками. Вызванный ученик должен подойти, вытянуть слово и попробовать образовать при помощи приставки новое слово. Задание понятно? Приступаем!

На доске приставки вы-, до-, пере-, под-, от-, в-, за-.

Слова для игры: ехать, лететь, читать, брать, мыть, чистить, копать, красить.

— Здорово! Я вижу, что все смогли с помощью приставки образовать новые слова.

Алгоритм нахождения приставки в слове.

— Как же нам найти в слове приставку? Давайте порассуждаем и обсудим это в экипажах. На обсуждение даю одну минуту.

По истечении времени один ученик от экипажа выступает и озвучивает алгоритм нахождения приставки, а другой на доске фиксирует значками. Все остальные слушают и с помощью карточек соглашаются либо нет. Если нет, предлагают свой вариант.

  1. однокоренные слова
  2. корень
  3. приставка

Учитель выслушивает ответы и предлагает свериться с алгоритмом в учебнике на с. 111.

— Молодцы! Вы здорово работали в команде, правильно рассказали, как найти в слове приставку.

7. Этап закрепления нового материала.

Учитель с помощью именных палочек вызывает к доске учащихся, диктуя им по одному слову из упр. 176, в которых есть приставки. Дети должны, пользуясь алгоритмом, выделить в словах приставку.

Слова для записи под диктовку: список, насмешка, повязка, записка, закладка, оценка.

— Отметьте, с каким из критериев (НаШтоБуЗУ) мы справились. (Дети ставят знак возле 2-го критерия).

Самостоятельная работа. Упр. 175 на с. 110 учебника.

После выполнения упражнения взаимопроверка (по готовому шаблону на листах) в группах. Дети оценивают друг друга с помощью шкалы оценивания в тетради. Они сверяют правильность написания четверостишия (по учебнику) и проверяют нахождение приставки в двух выделенных словах.

8. Этап обобщения и систематизации.

— Придумайте и запишите в бортовых журналах (тетрадях) не меньше 4–5 слов с разными приставками. Записывайте только те слова, в правописании которых не сомневаетесь. Условие: приставки должны состоять из 1 буквы, 2 букв, 3 букв. Выделите эти приставки. На выполнение задания две минуты.

— Проверьте в группе, кто из членов экипажа правильно справился с заданием, отметьте их имена возле 3-го критерия.

— Вернёмся к ключевому вопросу урока — это ведь ключ к нашему космическому кораблю, без него путь домой невозможен. Что же такое лежало в коробочках и для чего оно необходимо, как может изменяться и почему? (Это графическое изображение приставки, может иметь разную длину — в зависимости от количества букв в приставке.) Чьи предположения подтвердились? Кто думал иначе?

9. Рефлексия.

— У каждого экипажа в коробочках приготовлены гексы. Они помогут нам ввести правильный код для возвращения домой. Ваша задача: разобрать написанное слово по составу, записав на каждом гексе часть данного слова: приставка, корень, суффикс, окончание.

Слова: побелка, посадка, наклейка, заморозка, перегрузка.

Image

— Молодцы, ребята. У вас сегодня всё получилось! Возвращаемся домой!

Демонстрируется видео приземления ракеты.

— Итак, наши дружные экипажи благополучно вернулись домой! Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

— Выберите и дополните фразу (на обратной стороне доски):

  • новым для меня на уроке было…
  • меня удивило…
  • самым лёгким заданием было…
  • мне было трудно…
  • больше всего запомнилось…
  • я могу рассказать родным о…

— Посмотрите на доску. Тут нарисованы три ступени победителей.

— Подумайте, оцените свою работу на уроке и прикрепите свои звёзды на ту ступеньку, которая соответствует вашей сегодняшней работе.

10. Этап информирования о домашнем задании.

С. 111, упр. 177.

 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь