Перевёрнутое обучение как средство развития познавательной активности учащихся
Современное общество стремительно становится мобильным: доступ к информации и услугам обеспечивается пользователям постоянно, независимо от времени и места нахождения. Обеспечивают мобильность новые классы компьютерных устройств (смартфоны, планшеты и т. п.), а также новые технологии работы с информационными ресурсами и услугами («облачные» технологии). Для системы образования актуальным становится лозунг: «Современный обучающийся — мобильный обучающийся!» Мобильность каждого участника образовательного процесса (учащихся, педагогов и родителей) является важным условием получения образования в новом информационном обществе.
Современная информационная среда, созданная в гимназии г. Сморгони, позволяет учащимся изучать учебный материал в формате «перевёрнутого» класса с использованием всего многообразия средств ИКТ.
Модель перевёрнутого обучения — достаточно новое явление в образовании, специфика которого отражена в многочисленных работах зарубежных педагогов, а также в публикациях белорусского исследователя Н. И. Запрудского.
Идея «перевёрнутого» класса возникла несколько десятилетий назад как разновидность смешанного обучения. Суть этой модели обучения заключается в следующем: с целью привлечения учеников к реальной деятельности на учебном занятии изменяется содержание домашней работы и работы на уроке. Учащимся предлагается самостоятельно освоить учебный материал посредством интернет-ресурсов, а в классе организуется активное обсуждение учебной темы, уточняются ключевые вопросы, организуется практическая работа по отработке навыков применения учебного материала.
Перевёрнутое обучение предполагает изменение роли не только учащегося, но и учителя. Его роль по-прежнему важна и является главной, но она становится «невидимой».
Изучение работ Н. И. Запрудского, участие в его авторском семинаре, общение с педагогами Мариной и Юрием Курвитс позволили мне выработать определённые правила, способствующие организации эффективной работы на перевёрнутом уроке [1, 2].
1. Предварительная работа с родителями.
Сначала следует познакомить родителей с сущностью перевёрнутого обучения, узнать, есть ли дома у ребёнка возможность выхода в интернет, объяснить, какие гаджеты и как будут использоваться в процессе работы. С этой целью я провела диагностику готовности учащихся и их родителей к сетевому взаимодействию в процессе обучения (приложение 1).
2. Создание образовательного ресурса.
Созданный ресурс будет одновременно и средством взаимодействия педагога, детей, родителей. У меня есть блог, на котором создана страничка «Домашнее задание» (https://tanyasmorgon.blogspot.com.by/p/blog-page_46.html). На этой странице я размещаю учебное видео, анкеты, тренажёры, задания к перевёрнутому уроку. У учеников и родителей есть возможность задать мне вопрос и незамедлительно получить ответ.
3. Подготовительная работа учителя.
Просматриваю учебную программу, ресурсы интернета, учебник и выбираю то, что можно предложить в качестве домашнего задания; записываю соответствующие ссылки на источники или размещаю в блоге нужную информацию. Чаще всего использую готовое видео из интернет-источников:
а) Шишкина школа (география, математика, музыка, природоведение, русский язык, рисование, рукоделие) — адрес доступа:
http://www.radostmoya.ru/project/shishkina_shkola_russkii_yazyk/video/
б) Интерурок (алгебра, геометрия, математика, информатика, обществоведение, ОБЖ, география, природоведение, окружающий мир, русский язык, литература, всемирная история, английский язык, чтение) — адрес доступа:
в) видеоуроки в интернете — адрес доступа:
г) YouTube — адрес доступа:
Для создания своего видеоряда использую специальные сервисы, например Edpuzzl.com. Делаю видео интерактивным, добавляя мини-тесты, комментарии, опросники. Только при правильном ответе учащийся сможет продолжить просмотр, таким образом происходит оценка результатов его деятельности. Готовый видеоролик встраиваю в блог или отправляю ссылку на адрес электронной почты учащегося. Как вариант, ссылку на видеоролик можно разместить на специальной страничке школьного сайта, в закрытой группе в социальных сетях, в приложении Viber, на флеш-карте, диске. Из своего опыта могу сказать, что больше всего детям нравится получать ссылку в виде картинки с QR-кодом.
Продумываю домашнее задание учащимся, которое зависит от цели следующего урока. Возможные варианты домашнего задания:
- составь памятку;
- заполни маршрутный лист;
- придумай три вопроса к викторине;
- найди три интересных факта;
- составь умную карту или логико-смысловую модель;
- проведи опыты, аналогичные показанным в ролике (приложение 2);
- создай буктрейлер (https://www.youtube.com/watch?time_continue=8&v=bN-ioGeDTRE, https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=l0QJulw-kHA).
По визуализации основного содержания и вопросам, которые возникли при просмотре ролика в интернете, определяю критерии оценки.
4. Проведение перевёрнутого урока.
Начинаю с опроса, который можно провести в форме викторины, теста, фронтального опроса, флеш-карточек, встроенных в блог (приложение 3). Выясняю, с какими трудностями учащиеся столкнулись во время выполнения домашнего задания. Далее происходит постановка целей урока на языке учащихся. Объясняю, как будет оцениваться работа. Для отработки нового учебного материала использую различные формы работы, среди которых наиболее востребованными являются парная, групповая; работа в онлайн-среде, индивидуальная работа учащегося с учителем. Заканчиваю урок итоговым тестом, который помогает увидеть степень усвоения учащимися нового учебного материала, а также спланировать последующую коррекционную работу.
Приложение 1



Приложение 2

Приложение 3


Список использованных источников
- Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии-3 / Н. И. Запрудский. — Минск : Сэр-Вит, 2017. — 165 с.
- Курвитс, М. Что такое перевёрнутый класс и в чём его задача [Электронный ресурс] / М. Курвитс. — Режим доступа: http://marinakurvits.com. /перевёрнутый-класс/. — Дата доступа: 18.04.2018.
Пожалуйста зарегистрируйтесь