Гудач С. В. Формирование у детей интереса к чтению. Родительское собрание с участием детей. № 10 2018

Скачать материал

Формирование у детей интереса к чтению

Родительское собрание с участием детей

I. Подготовительная работа.

1-й блок. Работа с учащимися.

1. Изготовление приглашений: сказочный герой, который держит в руках листок-приглашение; в нём указана тема собрания, дата, время, место проведения и повестка проведения собрания.

2. Анкетирование.

  • Что ты больше любишь: читать или слушать чтение взрослых?
  • Какие книги ты читаешь?
  • Как часто ты читаешь?
  • Тебя заставляют читать или ты читаешь по собственному желанию?
  • Читаешь ли ты для своей семьи вслух по вечерам?

3. Выполнение рисунков «Моя любимая книга».

4. Лепка героев белорусских народных сказок.

5. Подготовка команд к участию в КВН «Русские сказки».

6. Аудиозапись чтения учащимися незнакомого текста.

7. Подготовка плакатов:

  • Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг (А. П. Чехов).
  • Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге (Ричард Бах).
  • Чтение — вот лучшее учение (А. С. Пушкин).

2-й блок. Работа с родителями.

1. Анкетирование.

  • Любит ли ваш ребёнок читать?
  • Читаете ли вы своему ребёнку?
  • Как часто читает ваш ребёнок?
  • Что предпочитает читать ваш ребёнок?
  • Ребёнок чаще читает по вашему указанию или со собственному желанию?
  • Принято ли в вашей семье читать книги вслух?
  • Обсуждаете ли вы с ребёнком прочитанную книгу?

2. Подготовка выставки книг, которые родители любили в детстве.

3. Обобщение опыта работы одной семьи по формированию интереса к чтению у ребёнка.

Оборудование: любимые книги детства пап и мам; набор сказочных вещей; эмблемы с названием команд; детские рисунки «Моя любимая книга»; сказочные герои из пластилина; аудиозапись чтения учащихся; плакат «Как вызвать у детей интерес к чтению»; памятки «Как обсуждать прочитанное»; педагогические ситуации, которые могут быть проинсценированны отдельными семьями; высказывания знаменитых людей о роли чтения.

II. План проведения.

Клас празднично украшен. Столы подготовлены для работы в группах.

Беседа «О воспитании у детей интереса к чтению».

Тихо звучит музыка «Чему учат в школе».

Учитель. Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Не только в школе, но и дома, в семье мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение» (А. П. Чехов). «День без книги — потерянный день» — гласит народная мудрость. Чтение — лучшее учение в любом возрасте.

Интересы современных детей направлены на телевизор, электронные игрушки, компьютерные игры. Так книги уходят на задний план. Когда вокруг столько соблазнов, как воспитать интерес к чтению?

После обследования 100 тысяч 15-летних подростков в 32 европейских странах немецкие учёные пришли к выводу, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем хуже их результат в изучении языков и математики. В то же время наличие дома у учащихся большой библиотеки положительно влияет на успехи в школе. Компьютеры очень часто отвлекают детей от чтения, домашнего задания.

Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Иногда ребёнок не может решить задачу только потому, что не может правильно её прочесть. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, не будет посещать библиотеки, так как читать книги при низкой технике чтения — это не удовольствие, а мука. По оценкам психологов, на успеваемость влияет около 200 факторов. Скорость чтения — фактор номер один. Зачем же необходимо оптимальное чтение?

Очень часто дети отказываются читать дома, дело доходит до слёз. Как этого избежать? Этот вопрос волнует и родителей, и учителей. Сколько времени должен читать ребёнок? Как увлечь его чтением? Что нужно делать родителям, чтобы ребёнок хотел читать? Как привить любовь к чтению? На эти вопросы мы сегодня с вами и постараемся ответить.

Для начала я предлагаю вам прослушать аудиозапись с чтением отдельных учащихся нашего класса (не озвучивая имена детей).

Работа в группах. Защита проектов.

Учитель. Вы смогли услышать разные варианты чтения учащихся одного класса. Сейчас я предлагаю вам поработать сообща: составить список причин низкого темпа чтения у учащихся и определить пути решения данной проблемы.

Родители работают в течение 15 минут, оформляют на ватманах. По истечении времени спикеры от каждой команды защищают свои проекты.

Далее вниманию родителей предлагается плакат «Как вызвать у детей интерес к чтению».

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса.

1. Терпеливо помогайте ребёнку, если у него недостаточно сформирован навык чтения. Не жалейте похвал за каждый, даже незначительный, успех.

2. Обязательно запишите ребёнка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.

3. Обучая ребёнка чтению, опирайтесь на его интересы: попробуйте найти жанр, который ему понравится. Ребёнок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим умением.

4. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Заинтересовать ребёнка чтением можно и с помощью необычного вида книга.

5. Сделайте книги доступными для ребёнка: пусть они лежат везде! Ребёнок сможет к ним обратиться, когда ему нечем себя занять.

6. Устраивайте семейные чтения. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой. Даже когда ребёнок научился читать сам, необходимо продолжать иногда читать ему вслух. Читатель начинается с собеседника и слушателя.

7. Обсуждайте прочитанную детскую книгу с членами семьи, устраивайте дискуссии.

8. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

9. Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы — посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.

10. Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

11. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребёнку авторов, собирайте его личную библиотеку.

12. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

13. Попробуйте увлечь ребёнка ведением читательского дневника. Ему понравится собирать свою коллекцию прочитанных книг. Дневник можно наполнять понравившимися фразами из книги, собственными рисунками, распечатанными картинками или наклейками. Такой дневник можно будет, например, показать одноклассникам и друзьям.

Маленькие секреты.

  • Читая ребёнку вслух, остановитесь на самом интересном месте, а на следующий день спросите: «И что было дальше?»
  • Оставьте книгу, которая (как вы предполагаете) заинтересует ребёнка, на видном месте. Пусть ему кажется, что он стал читать её по собственному желанию, без подсказки (отчасти так и будет).
  • Разрешите читать в постели, хоть это и не приветствуется. Скажите ребёнку, что он должен ложиться в определённое время. Однако он может либо спать, либо читать. Обычно дети выбирают чтение.
  • Не заставляйте ребёнка дочитывать книгу до конца, если она ему неинтересна: у него должно быть ощущение свободы, которую даёт чтение.
  • Вспоминая содержание прочитанной вместе книги, специально измените факты, чтобы проверить, запомнил ли ребёнок прочитанное.

Опыт работы семьи по формированию у ребёнка интереса к чтению.

Учитель. Слово предоставляется семье …

Примерное выступление.

Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна и закономерна их тревога, если ребёнок не любит книги. «Что нужно сделать, чтобы ребёнок полюбил чтение? — часто можно услышать такой вопрос в беседе со знакомыми. — Мы покупаем много книг, а сын и не смотрит на них».

Чтобы книга дала ребёнку заряд добра, родители должны придерживаться двух правил в отношении ребёнка: во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером, во-вторых, ничего не делать за ребёнка, если он всё умеет делать сам. Основное условие успешного формирования в семье ребёнка-читателя — это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.

В доме должны быть книги — и у взрослых, и у детей, т. к. «дом без книг подобен телу, лишённому души». Истина, которая была известна древним римлянам.

Книги должны быть разнообразными и необходимыми. На полках необходимо разместить книгисправочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей.

Мы проявляем большое внимание к чтению ребёнка, помощь и руководство его чтением. Следим за тем, чтобы в руки ребёнка попали книги, предназначенные для его возраста. Надо научить детей любить книгу. Мы стараемся предлагать книги разной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, приключения, о школе, о музыке, искусстве, истории.

Родителям надо быть особенно внимательными к подбору первых книг для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими картинками, небольшими по объёму, интересными по содержанию.

В воспитании любви к книге у детей младшего возраста могут сыграть положительную роль незначительные на первый взгляд внешние факторы. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами — всё это вызывает интерес к книге.

При работе над чтением важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно регулярно (ежедневно) проводить с небольшие упражнения.

Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.

Режим щадящего чтения — ребёнок читает одну-две строчки и после этого делает кратковременный перерыв.

Мы в своей семье используем следующие приёмы для формирования интереса к чтению:

  • Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку вслух, на самом интересном месте прекращаем чтение. Увлечённый событиями в книге и желанием узнать, что произойдёт дальше, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать сам. Позже мы обязательно (иногда обыгрывая отсутствие времени) спрашиваем, о чём он прочитал, хвалим за самостоятельность.
  • Рассказываем ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого-либо произведения. Возникает вопрос: «А что дальше?» В ответ даём книгу и говорим: «Прочти сам». Не следует детям заранее рассказывать, как развиваются события в книге, чем она заканчивается.
  • Подбираем книгу с хорошими иллюстрациями. Они помогают нам понять ребёнка, узнать его интересы и увлечения.
  • Читать вслух следует по очереди. Сегодня читает отец, завтра сын. Чтение вслух — это хорошая тренировка для детей, они привыкают читать выразительно, громко, чётко.

Необходимо создать благоприятные условия для чтения, убрав помехи. Но следует помнить о помехах-стимуляторах. Абсолютная тишина вызывает сонливость. Не забывайте о разнообразных свойствах внимания. Необходимость переключения внимания наступает через 15–20 минут. Значит, нужен какой-то разряд. Попытайтесь осмыслить прочитанное. Такого рода переключение способствует сохранению длительной устойчивости внимания.

Любой человек радуется, если умеет что-то делать сам и если то, что он делает, у него получается. Нам, взрослым, никак нельзя забывать об этом, особенно когда мы учим детей нелёгкому искусству чтения. Потому что, поддерживая радость обучения, мы тем самым помогаем детям преодолеть неизбежные трудности. Дарите детям радость успеха!

Памятка «Как обсуждать прочитанное».

Учитель. Для того чтобы помочь ребятам при подготовке домашнего задания по устным предметам, я предлагаю вам памятку «Как обсуждать прочитанное». (Можно провести деловую игру.)

Памятка.

  • Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
  • Спросите, понравилось ли ребёнку прочитанное. Чем? Что нового узнал?
  • Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга?
  • Предложите ребёнку нарисовать картину к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

Решение педагогических задач.

Учитель. Теперь предлагаю каждой группе решить педагогическую ситуацию, которая может возникнуть в семье.

1-я группа. Мать усаживает своего сынишку, который плохо читает, за книгу и говорит следующее: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь — из-за стола не выходи».

2-я группа. Ребёнок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила, разве так читают? Смотри, как надо!» Один ребёнок после таких слов втягивает голову в плечи, другой — обижается, вообще отказывается читать, третий — становится равнодушным к чтению. Как вы оцениваете поведение матери?

3-я группа. Немного почитав, Серёжа устало говорит: «Не хочу читать». — «Читай, кому говорю!» — требует мать. «Ну мам», — умоляет Серёжа. «Кому говорят, читай!» — почти кричит мать. «Не ори на меня!» — грубит сын. «Ты как разговариваешь? Да я тебя…» — угрожает мать. Как избежать конфликта?

4-я группа. Мать рассказывает, что, укладывая 10-летнюю девочку спать, всегда читает ей несколько страничек из книжки. Так заведено, и девочка целый день ждёт этой минуты. Согласны ли вы с тем, что такой большой девочке надо читать вслух? Чем руководствуется мама, читая 10летнему ребёнку вслух? Что даёт такая традиция?

5-я группа. Сын отказывается читать. Мама говорит: «Ты не прочитал книгу, поэтому компьютера и телевизора тебе не будет!» Уместен ли торг между родителями и ребёнком?

Учитель. Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога и родителя — научить детей любить книгу, ощущать потребность в общении с ней, понимать её. Оттого, насколько дружно мы будем заниматься этим, зависит будущее наших детей. Подтверждением сказанного могут служить слова Сесиль Лупан, автора книги «Поверь в своё дитя»: «Привить ребёнку вкус к чтению — лучший подарок, который мы можем ему сделать».

Пусть наши старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы и чтение станет для детей любимым делом и принесёт им счастье.

Сейчас наши ребята покажут через сценическое мастерство знание любимых детских произведений.

Конкурсная программа.

Под музыку в класс входят две команды детей. На груди у каждого ученика эмблема, отражающая название команды. Команды приветствуют друг друга. Представляются жюри из числа родителей.

Учитель. Много сказок есть на свете. Давнымдавно живут они. Любят их взрослые и дети. Сегодня мы все вместе вспомним любимые произведения детей и даже многих взрослых [1].

1-й конкурс. Разминка «Кто потерял вещь?»

У меня в сундучке лежат разные вещи, которые потеряли сказочные герои. Нам необходимо вернуть их в сказку. Команды по очереди должны определить, какому сказочному персонажу принадлежит вещь, и назвать сказку. (Яйцо — «Курочка Ряба», коса — «Зайкина избушка», кувшин — «Лиса и Журавль», бобинка — «Бобовое зёрнышко», лук — «Царевна-лягушка», сеть — «Золотая рыбка».)

2-й конкурс. «Лучший знаток сказок»

Вопросы задаются по очереди.

1. Какими словами начинается сказка «Курочка Ряба»?

Жили-были дед да баба. Была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое — золотое. Дед бил, бил — не разбил. Баба била, била — не разбила.

2. Что кричал Петушок, когда его схватила лиса?

Котинька, котинька! Несёт меня лиса за крутые горы, за быстрые воды.

3. Какими словами начинается сказка «Колобок»?

Жили да были старик да старуха; у них не было ни хлеба, ни соли, ни кислых щей. Пошёл старик по сусекам скрести, по коробам мести. Собравши немного муки, стали месить колобок.

4. Что говорила Машенька, сидя в коробе?

Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

5. Какими словами заканчивается сказка «Бобовое зёрнышко»?

Петушок напился, и проскочило зёрнышко.

Запел петушок: Ку-ка-ре-куу!

6. Какими словами заканчивается сказка «Маша и медведь»?

Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

3-й конкурс. «Кто отправил телеграмму?»

1.

  • Вдруг откуда-то летит
  • Маленький Комарик,
  • И в руке его горит
  • Маленький фонарик.
  • «Где убийца, где злодей?
  • Не боюсь его когтей!» (Муха-Цокотуха.)

2.

  • Уж не буду, уж не буду
  • Я посуду обижать.
  • Буду, буду я посуду
  • И любить и уважать! («Федорино горе».)

3. Откуда ни возьмись, конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит. (Сивка-Бурка.)

4. Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет. Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка. («Двенадцать месяцев».)

4-й конкурс. «Домашнее задание»

Дети демонстрируют инсценировку сказок.

5-й конкурс. «Конкурс капитанов»

Команды задают по два вопроса своим противникам. Это могут быть описания героев, которых необходимо узнать; названия сказок, в которых, например, встречается героиня лисица, и т. д.

Слово предоставляется жюри, которое подводит итоги и дарит всем учащимся подарки — книги с именной подписью.

Заключительное слово учителя.

— Я хочу закончить нашу встречу словами Сергея Фетисова, поэта и музыканта:

  • Кто не ищет — тот не читает.
  • Кто не читает — тот не знает.
  • Кто не знает — тот не Живёт!
  • И ГЛАВНОЕ в жизни МИМО пройдёт! [2]

Поэтому я всем желаю читать с удовольствием, узнавать много нового, жить с интересом и наслаждением. Началом такой жизни для наших детишек будут те книги, которые они сегодня получили в подарок. Спасибо всем за участие и внимание.

Список использованных источников

  1. Русские народные сказки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lukoshko.net/storyList/russkie-narodnye-skazki.htm. — Дата доступа: 18.08.2018.
  2. Фетисов Сергей. Кто не ищет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.stihi.ru/2006/10/06-590. — Дата доступа: 18.08.2018.